Введение
Загрязнение окружающей среды и переработка отходов являются сегодня наиболее актуальной проблемой в России. Более 80% всех отходов либо гниют на свалках, либо сжигаются. Хотя это хорошо известная проблема, образование отходов только увеличивается. Страна развивается, мер по обращению с бытовыми отходами нет. Если все будет продолжаться в том же темпе, то в ближайшие 30 лет прогнозируется лишь увеличение количества мусора на 70%. Не все отходы биоразлагаемы, некоторые из них необходимо перерабатывать. Сегодня у нас есть множество заводов по переработке мусора, такого как пластик, ткань, стекло и так далее. Все, что нам нужно сделать, это разделить стекло, бумагу и пластик.
Объект исследования: сортировка твердых бытовых отходов.
Предмет исследования: знания, умения и желание учащихся по сортировке ТБО в школе «Бунино 2070».
Практическая ценность заключается в том, что гораздо больше студентов заинтересовались и поддержали идею раздельного сбора мусора, продолжают собирать мусор и хотят информировать об этом других.
Актуальность: Данный проект может быть использован на уроках, во внеклассной работе, а также администрацией Московского городского округа для развития культуры сортировки ТБО у населения.
Цель проекта - привлечь внимание населения к проблеме сортировки и переработки твердых бытовых отходов.
Задачи:
- Изучить проблему сортировки и переработки ТБО.
- Познакомиться с методами сортировки твердых бытовых отходов.
- Изучить отношение студентов к проблеме сортировки ТБО.
- Разработать и провести среди учащихся дидактическую игру «Сортировка мусора».
- Мониторинг эффективности внедрения раздельной сортировки и вывоза бытовых отходов в «Бунинской СОШ 2070» как средства воспитания культуры сортировки ТБО.
Гипотеза: студенты заинтересуются и примут активное участие в разработке проекта по сортировке мусора после проведения обследования и установки отдельных контейнеров для мусора.
Новизна исследования заключается в том, что раньше в школе проходила акция «Бумажный бум», а теперь учащиеся будут собирать макулатуру не только в дни акции, но ежедневно. Планируется собирать не только макулатуру, но и другой мусор.
Для работы использовались российские и зарубежные бумажные и интернет-ресурсы: Рагерт К., Дельва Л. и др.
Методы реализации проекта:
- аналитический;
- сравнительный;
- статистический;
- опрос.
Результаты опроса по анкете «Разделение мусора: готовы ли вы спасти нашу планету?»
48% респондентов не заинтересованы в сортировке мусора. Лишь 25% считают, что нужно поставить в школе мусорные баки. 61% респондентов готовы разделять мусор, если там будут поставлены контейнеры. А 70% людей не знают о ближайших объектах переработки. 50% людей хотят больше узнать о вторичной переработке и экологии и готовы принять участие в программах переработки.
Формирование культуры сбора и сортировки мусора необходимо начинать с детства. Поэтому мы разработали и апробировали дидактическую игру «3, 2, 1 - мусор!», а также провели эксперимент по установке отдельных урн для мусора в отдельных помещениях школы № 2070 г. Бунино.
Для проведения эксперимента по формированию привычки к раздельному сбору мусора в двух зонах отдыха, где учатся студенты, были установлены урны для бумаги и урны для мусора. В ходе эксперимента было отмечено, что сначала дети сбрасывали мусор в обе корзины, не сортируя. Далее были проведены информационные консультации, на которых школьникам разъяснялась необходимость раздельного сбора мусора. Школьникам эксперимент стал понятен и интересен, они начали сортировать мусор и следить за тем, чтобы все соблюдали правила сортировки. Таким образом, мы делаем вывод, что дети могут соблюдать правила сортировки мусора и превратить их в привычку.
Дидактическая игра «3, 2, 1 - переработка!» проводилось среди учащихся 3-5 классов.
Цели игры:
- познакомить детей с понятиями «переработка отходов», «сортировка мусора»;
- дать представление о путях решения некоторых экологических проблем;
- способствовать формированию экологической культуры;
- развивать умение классифицировать;
- воспитывать любовь и уважение к природе, ответственность, аккуратность и добросовестность.
Дидактический материал игры представлен пятью игровыми мусорными контейнерами. На каждом контейнере есть надпись и изображение материала, который в него нужно выбросить: стекло, пластик, бумага, металл, пищевые отходы.
Задача детей - определить материал, из которого изготовлен предмет, и разложить предметы по правильным емкостям.
После апробации дидактической игры, а также использования раздельных корзин для мусора на практике был проведен опрос среди участников эксперимента.
50 школьников ответили на вопросы анкеты «Что я знаю о раздельном сборе бытовых отходов».
На вопросы:
- «Знаете ли вы о системе раздельного сбора мусора?»,
- «Считаете ли вы, что система раздельного сбора мусора важна для охраны природы?»,
- «Знакомы ли вы с дидактической игрой «3, 2, 1 - переработка!»,
- «Порекомендовали бы своим близким?» сортировать мусор? все респонденты ответили положительно.
На вопрос «Трудно ли вам в будущем сортировать мусор?» все респонденты ответили отрицательно.
Кроме того, респонденты отметили, что благодаря игре получили знания о переработке и сортировке мусора, а также о важности этой процедуры для сохранения окружающей среды.
Дидактическая игра «3, 2, 1 - переработка!» имеет положительные результаты и подтверждает гипотезу исследования проекта: если уделять внимание проблеме сортировки мусора и прививать культуру сортировки бытовых отходов с младшего школьного возраста, то сортировка мусора станет навыком и привычкой, которая послужит решить проблему переработки твердых бытовых отходов в будущем.
Прежде чем очертить перспективы проектной деятельности, представим некоторую информацию о возможностях перерабатывающих предприятий. Они научились делать шариковые ручки из коробки Tetra Pak. Он состоит из бумаги, алюминия и полиэтилена. Это продукт, который может быть переработан на 100%, что делает его ценным. Упаковка разделена по материалам. Из 3 штук можно получить 2 ручки. Это эко-продукты и стоят по 11 рублей за штуку. 87 коп. Внешне изделия выглядят эффектно и приятны на ощупь. Производство, которое это делает, находится в Московской области. Заказать товар оттуда можно курьером за 800 руб.
Но из пакетов можно достать не только ручки, но и картоны, писчую и гофрированную бумагу.
Исходя из этих фактов, в дальнейшем планируется провести переговоры с близлежащими перерабатывающими предприятиями о поставках вторсырья для изготовления шариковых ручек и туалетной бумаги. Данную продукцию будут использовать учащиеся школы 2070 и интерната.
Список использованной литературы
- Мусороперерабатывающие заводы в России: стоимость оборудования, расходы, принцип работы // BEZOTXODOV.RU: Жизнь без отходов. - Режим доступа: https://bezotxodov.ru/jekologija/musoropererabatyvajushhie-zavody-v-rossii, свободный.
- Экология: Паспорт национального проекта от 24 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/pgU5Ccz2iVew3Aoel5vDGSBjbDn4t7FI.pdf, свободный.
- Организация раздельного сбора мусора в России и Европе // BEZOTXODOV.RU: Жизнь без отходов. - Режим доступа: https://bezotxodov.ru/jekologija/razdelnyj-sbor-musora, свободный.
- Plastics Europe B (2016) Plastics - the Facts 2016, s.l.: PlasticsEurope Brussels (ed)Ragaert K, Delva L, Van Geem K (2017).
- Mechanical and chemical recycling of solid plastic waste.Waste Manag pp. 69:24-58Saiter JM, Sreekumar PA, Youssef B (2014).
- Different ways for re-using polymer based wastes.the examples of works done in European countries, recent developments in polymer recycling.Transw Res Netw Publ pp. 261-291Serrano DP, Aguado J, Escola JM (2012).