Этапы урока
|
Использованные методы работы, приемы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Мотивация
|
Экран (слайд 1): «__________составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство.» (В.Г.Белинский)
«Неотъемлемый признак _____________ заключается в том, что они используются нами как нечто целостное, монолитное»
(К.И.Чуковский)
Картинки (соответствующие определенным фразеологизмам):
|
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Как вы думаете, какое понятие зашифровано?
- Попробуйте объяснить, что изображено на картинках.
- Верно. Речь идет о фразеологизмах.
- Что именно говорят Белинский и Чуковский о фразеологизмах?
- В чем проявляется их оригинальность? (свои особенности)
- Что значит «нечто целостное»? (имеют 1 ЛЗ)
*Физиономия - перен. индивидуальный внешний облик кого-либо, чего-либо, чьи-либо отличительные черты.
|
- Дают ответы, высказывая свои предположения.
- Витать в облаках. Мухи не обидеть. Чесать языком. Как курица лапой.
- Фразеологизмы.
- Фразеологизмы - это необычные средства выразительности, придающие речи образность, эмоциональность, народный колорит. Средства, которые делают речь богатой.
|
Постановка цели урока
|
(Слайд 2)
Цель - ?
(Слайд 3)
Цель - обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология». Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.
(Слайд 4)
Скриншот задания на нахождения фразеологизма
|
- Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.
- Мы их уже изучали
- Зачем возникла такая необходимость
- Правильно. Мы с вами учимся находить фразеологизмы, отрабатывая тестовую часть ОГЭ; обогащаем нашу речь, делаем ее живой, разнообразной
|
- изучение фразеологизмов…
- умение находить фразеологизмы в тексте…
- сделать речь богатой…
|
Актуализация опорных знаний
|
(Слайд 5)
Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, которые включаются в словари как особые единицы языка.
|
- Вспомните, что вам уже известно о фразеологизмах
- Можно ли заменить фразеологизм одним словом? Почему? Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
- Что нужно знать о фразеологизмах, перед тем, как их использовать в своей речи? (ЛЗ)
|
- Фразеологизмы - это устойчивые словосочетания, которые дают характеристику кому-либо, каким-либо поступкам. Крылатые выражения. Слова в переносном значении.
- Да.
- Необходимо н знать лексическое значение фразеологизмов, и их происхождение.
|
|
- Можно ли заменить фразеологизм синонимом (синонимичным выражением)?
- А антонимом?
Обобщение: Итак, сейчас мы попробуем доказать те особенности, о которых вы сказали, подтвердив примерами.
Работать будем в группах. Обратите внимание на экран, даны задания для групп:
1-2 - распределяет фразеологизмы по их значению (имейте в виду, они все перепутаны)
3 - подбирает синонимы
4 - подбирает антонимы
5 - составляет кластер
Обязательно каждая из групп делает обобщение по своей теме.
- Задания небольшие по объему, поэтому на их выполнение отводится 5 минут. Представить результаты попрошу любого.
- Пока группы работают, приглашаю к доске, чтоб выполнить подобную работу, нескольких человек.
|
- Да, можно.
- Тоже можно
|
Закрепление умений и навыков. Работа в группах
1-2 группа
|
(Слайд 6) - работа в группах
Задание: определите фразеологизмы по их происхождению
Группы фразеологизмов
|
Примеры
|
Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.
|
Мамаево нашествие; хлеб-соль, бить челом.
|
Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.
|
Бить баклуши, пули лить, играть первую скрипку.
|
Выражения, сошедшие со страниц публицистических и художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.
|
Премудрый пескарь, демьянова уха, быть или не быть
|
Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.
|
Соль земли, хлеб насущный, блудный сын.
|
Группы фразеологизмов
|
Примеры
|
Фразеологизмы библейского происхождения.
|
Божиею милостию, Манна небесная, глас вопиющего в пустыне.
|
Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).
|
Муки Тантала, яблоко раздора, ахиллесова пята, ариаднина нить
|
Фразеологические единицы, восходящие к другим языкам.
|
Альфа и омега, нота бене
|
Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями - терминами науки.
|
Привести к общему знаменателю, катиться по наклонной плоскости
|
Сделайте вывод
|
|
- Нужно распределить фразеологизмы по их происхождению, сделайте вывод
|
- Фразеологизмы можно поделить на разные группы в зависимости от их происхождения
- Работа у доски в лернинг (1 человек)
|
3-4 группа
|
(Слайд 7) - работа в группах
Подберите синонимы к фразеологизмам
На скорую руку - с бухты барахты (тяп-ляп)
Куда глаза глядят - за тридевять недель
Во весь дух - со всех ног, на всех парусах
Семь пятниц на неделе - менять мнение как перчатки
- сделайте вывод
(Слайд 8) - работа в группах
Подберите антонимы к фразеологизмам
На вес золота - грош цена
Глуп как сивый мерин - семи пядей во лбу
У черта на куличках - рукой подать
Непочатый край - раз-два и обчелся
- сделайте вывод
|
|
- Работа у доски в лернинг (1 человек)
|
5 группа
|
(Слайд 9) Кластер
(слайд)
|
|
|
|
Особенности фразеологизмов:
1. Различное происхождение
2. Близкие по лексическому значению одному слову
3. Имеют синонимы
4. Имеют антонимы
5. Особая роль в речи
|
- Все! Время истекло. Представьте, пожалуйста, результаты.
- Обратите внимание на экран. Я вывела те особенности фразеологизмов, которые вы назвали.
|
- Приводят несколько примеров
|
|
|
- Предлагаю небольшую разминку: Я называю фразеологизмы (они пришли из произведений литературы, с которыми вы еще не знакомы), но все-таки попробуйте дать им объяснение
- человек в футляре - замкнутый, в своем мире (Чехов «Человек в футляре»)
- мильон терзаний - многочисленные, но пустые хлопоты
- плоды просвещения - по поводу чьих-либо знаний (эрудиции), которые не идут впрок (Толстой «Плоды просвещения»)
- дворянское гнездо - отчий дом, родовое поместье
|
- Предлагают ответы
|
|
(Слайд 10)
|
- Прежде, чем подвести итог вышесказанному, предлагаю обратить внимание на картину Питера Брейгеля Старшего - нидерландского художника 16 века
- Что изображено на картине?
- Как бы вы ее назвали?
- Она называется «Фламандские пословицы» (1559)
- Каков итог нашему уроку можно подвести, опираясь на картину
|
-???????
- Необходимо уместное употребление фразеологизмов.
- Чтобы правильно их употребить, нужно знать лексическое значение.
|
Рефлексия
|
Тест из задания ОГЭ: В каком варианте ответа средством речевой выразительности является фразеологизм?
|
- Чтобы проверить, насколько урок вами усвоен, предлагаю сделать небольшой тест (на слайде задание)
|
|
|
|
- Но и это еще не все. Давайте вернемся к цитатам, предложенным вам в начале урока (Предлагаю взять только одну, чтоб не было путаницы)
|
|
|
(Слайд 11)
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство» (В.Г.Белинский)
|
- Я не случайно спрашивала, о чем данная цитата. Как вы думаете, какой следующий шаг нашей работы?
|
- написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
|
|
|
- в заключение хочу сказать всем спасибо за активную работу на уроке и вперед - через тернии к звездам! К написанию сочинения. Поможет вам в этом текст, который я раздам
|
- пишут сочинение
|
|
Ипполит Матвеевич зашагал медленнее и вдруг споткнулся о тело гробовых дел мастера Безенчука. Мастер спал, лежа в тулупе поперек садовой дорожки. От толчка он проснулся, чихнул и живо стал. (…)
- Умерла Клавдия Ивановна, - сообщил заказчик.
- Ну, царство небесное, - согласился Безенчук. - Преставилась значит, старушка… Старушки, они всегда преставляются… Или Богу душу отдают, - это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле, - значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее - та, считается, Богу душу отдает…
- То есть как это считается? У кого это считается?
- У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роса, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, то, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие всегда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: "А наш-то, слышали, дуба дал".
Потрясенный этой страшной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил:
- Ну, когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут?
- Я - человек маленький. Скажут: "гигнулся Безенчук".
А больше ничего не скажут, - и строго добавил: - Мне дуба дать или в ящик сыграть - невозможно: у меня комплектация мелкая…
И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»
|