Использование логических блоков Дьенеша в развитии речи детей с ОНР

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: блоки Дьенеша


Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства, заставляют искать такие формы организации образовательного процесса, при которых бы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения, а также интегративный подход и решение различных образовательных задач в рамках одной игровой ситуации. Для этого необходимо использовать универсальный дидактический материал, который позволял бы решать задачи из разных образовательных областей. Я считаю, что одним из таких материалов являются «Логические блоки Дьенеша». Они в большей степени способствуют выявлению, реализации и развитию познавательных возможностей каждого ребенка, а также привлекают детей своей яркостью, сходством с конструктором, возможностью использования в любой игре. Блоки доступно на наглядной основе, знакомят детей с формой, цветом, размером, толщиной. Развивают мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификации), логическое мышление, творческие способности, познавательные интересы. Играя с блоками, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по правилам, перестроение и др.)

Известно, что логические блоки широко используются в дошкольных учреждениях и обычно их используют для формирования элементарных математических представлений.

Мне хочется представить опыт своей работы по использования блоков Дьенеша в речевом развитии дошкольников с общим недоразвитием речи. Безусловно, традиционное использование блоков также способствует речевому развитию детей: они учатся строить высказывания с союзом «и», «или», частицей «не» и др., расширяют свой словарный запас. Однако, работая с этим материалом, убедилась, что блоки имеют еще большие возможности для речевого развития детей по всем направлениям:

  • фонетико-фонематическая сторона речи;
  • лексическое развитие;
  • развитие грамматического строя речи;
  • связная речь;

В основе этой работы лежат обще дидактические принципы, один из которых - это движение от простого к сложному. А также опора на наглядно-образное мышление. Хочу представить несколько игр, которые использую в своей работе.

I.

1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи

  • «Поймай звук» (дифференцирование звуков в различных словах)
  • «Найди звук» (умение выделять данный звук в слове: в начале, в середине, в конце)
  • «Выложи схему» (формирование у детей умения выкладывать простейшие схемы к словам)
  • «Поиграем в сказку» (отработка интонационной выразительности)
  • «Звучалка» (Развитие слухового восприятия)

2. Дидактические игры

«Звучалка»

Описание: у детей два вида блоков: красный большой круг и желтый большое круг. Зачитываю слова. Если ребенок услышит правильное название того, что показано на картинке (на интерактивной доске), то поднимает желтый блок, если нет держит красный (баман, паман, банан; ватанины, митанины, витамины; аньбом, альбом, альпом).

«Найди звук»

Описание: из блоков дети выкладывают условную схему слова. Используя два синих больших квадрата и один большой красный. Красным квадратом обозначен определенный звук, он все время перемещается по схеме указывая на, то где стоит звук: в начале слова, в середине, в конце.

II.

1. Игры для развития лексической стороны слова (формирование словаря)

  • «Придумай слово» (Подвести детей к пониманию термина «слово», закреплять знания об обобщающих словах: посуда, фрукты…)
  • «Эстафета» (активизация глагольного словаря)
  • «Кузовок» (Развитие слухового внимания, сообразительности, обогащение словаря)
  • «Ассоциации» (Развитие воображения, ассоциативных мыслительных процессов)
  • «Положи слово в шкатулку» (отрабатывать умение в образовании прилагательных в единственном числе.)

2. Дидактические игры: «Придумай слово»

Описание: Как более постой вариант, идет просто манипуляция блоками. Дети берут любой понравившейся блок и придумывают к нему слово. Один блок - одно слово - это прием материализации слова. Усложнение, когда детям задаём определенные рамки. Например, вариант с обобщающими словами. Детям предлагаю игру «Переезд на новую квартиру» (можно использовать обручи). Задание: в желтый обруч кладем посуду - все желтые блоки (можно добавить 2-3 свойства к блокам), называя при этом, каждый раз предмет посуды, т.е. один блок одно слово из посуды. (Например, желтый круг - кастрюля и т.д.) Поэтому же принципу в красный обруч кладем мебель - все красные блоки. Соответственно называя каждый блок словом из мебели. Можно взять: фрукты-овощи, домашние-дикие животные.

«Кузовок»

Описание: предлагаю положить в «Кузовок», только те слова, которые заканчиваются на -ок. Ребенок, придумав слово берет любой блок, кладет его в кузовок говоря слова: «Я положу в кузовок…» - грибок, пирожок, платок…

III.

1. Игры для развития грамматического строя речи

  • «Придумай предложение» (развитие речевой активности, быстроты мышления)
  • «Живые слова» (закреплять умение составлять предложение по структурной схеме)
  • «Закончи предложение» (формировать умение правильно строить предложения с причинно-следственной связью)
  • «Посчитай слова» (закреплять умение считать количество слов в предложении)

2. Дидактические игры

«Живые слова»

Описание: Этой игре каждый ребёнок индивидуально выкладывает предложение из трех блоков, одновременно запоминая какой блок обозначает то или иное слово. Дети меняют блоки местами и произносят новое получившееся предложение: Мишка любит мед. Мед любит мишка. Любит мишка мед.

«Посчитай слова»

Описание: Логопед произносит в слух предложение, дети считают количество слов и поднимают оговоренный заранее блок.

Если два слова-круг, три слова-треугольник, четыре слова-квадрат.

Например: Злата спит. - круг; Мама кормит цыплят. - треугольник; Продавец продаёт продукты. - квадрат

IV.

1. Игры для развития связной речи.

  • «Небылицы» (отрабатывать умение замечать небылицы, не логические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного)
  • «Волшебный мешок» (формировать умение описывать воображаемый предмет)
  • «Расскажи сказку» (побуждать детей к пересказу и рассказу сказок по блокам)
  • «Составь рассказ» (формировать у детей умение выкладывать модули и с опорой на них составлять описательные рассказы)

2. Дидактические игры

«Составь рассказ»

Описание: Дети с помощью логопеда составляют и выкладывают модули, которые напоминают мнемотаблицы на заданную тему, а затем составляют рассказ.

Например: «Как я провел лето?» (возможно использование интерактивной доски, где схема выложена из плоскостных геометрических фигур). Сделать процесс обучения более привлекательным для детей позволяет наличие интерактивной доски в группе. Современные дети с удовольствием используют ее возможности: сами рисуют схемы, составляют заданную последовательность, находят соответствия и не соответствия. Логопеду доска позволяет: подобрать красочную наглядность, составить подвижные схемы, показать слайды, презентации и др.

Подводя итог, хочу еще раз подчеркнуть универсальность «Логических блоков Дьенеша», широкие возможности этого дидактического материала. Особенно это актуально сейчас, когда в одной образовательной ситуации нужно решать задачи нескольких образовательных областей и делать это в игровой занимательной форме.