Методическая разработка внеклассного мероприятия на патриотическую тему для 7-го класса «Великая Отечественная война в цифрах»

Разделы: Математика, Патриотическое воспитание

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Пояснительная записка

Внеклассные мероприятия занимают особое место в профессиональном образовании, так как позволяют раскрыть практическую направленность изучаемой дисциплины не только в будущей профессиональной деятельности, но и показать ребятам глубокую взаимосвязь с другими науками, дать целостное представление об окружающем мире.

На занятии прослеживается связь между такими предметами, как математика и история и одновременно осуществляется связь с математикой и великими историческими событиями, показывается на примерах практическое применение математики в задачах, связанных с Великой отечественной войной.

При проведении занятия, применяется групповая форма работы, что делает обучение интерактивным. Использование ИКТ делает занятие наглядным, доказательным, что повышает интерес к изучаемому материалу, позволяет каждому ученику стать участником происходящего и убедиться в правильности сделанных выводов.

Все участники процесса, включённые в групповую работу, развивают творческую сторону мышления и навыки аналитической работы, формируют навыки оформления результатов умственного труда. Замысел учителя - воспитать у обучающихся умение работать в группе и нести ответственность за достижение результата.

Цели занятия:

  • Образовательные: Формировать умение практического использования полученных знаний. Закрепление умений и навыков решения оптимизационных задач. Закрепить умения пользоваться теоретическими знаниями на практике.
  • Развивающие: Развивать у обучающихся умение анализировать условия задач, эффективно применять изученные методы, приемы и формулы, навыки исследовательской деятельности, синтеза, обобщения: способствовать развитию общения, смысловую память и произвольное внимание. Развивать у обучающихся коммуникативные компетенции: культуру общения, умение работать в группах, элементы ораторского искусства. Развивать толерантные качества, операции логического мышления (анализ, синтез, сравнение) при изучении данной темы. Показать связь науки с техникой.
  • Воспитательные: Способствовать формированию у обучающихся чувства коллективизма, ответственность за работу каждого товарища, умений и навыков работы в группе, умение участия в общем диалоге и поддерживать положительный микроклимат в группе. Воспитывать: чувство патриотизма и любви к Родине на основе изучаемого материала.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор.
  • Занятие проводится с использованием мультимедийной презентации PowerPoint.

Раздаточный материал: Методические приложения в печатном виде.

Тип занятия: Внеклассное мероприятие по совершенствованию знаний, умений и навыков.

Методы занятия: беседа, рассказ с применением презентаций, обсуждения, самостоятельная работа (частично-поисковый)

Планируемые предметные результаты:

Предметные:

  • классифицировать способы решения задач на военную тематику;
  • понимание каждым учеником значения изучения данной темы;
  • структурировать учебную информацию;
  • интерпретировать информацию, полученную из других источников;
  • показать наглядно взаимосвязь математики с военной тематикой;
  • самостоятельно добывать новые знания, используя доступные источники информации;
  • анализировать и оценивать вклад жителей страны в победу в ВОВ.

Личностные:

  • положительное отношение к труду, целеустремленность;
  • развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, доброжелательности, доверия, уступчивости и в то же время инициативности, навыков делового общения, терпимости;
  • развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учеников к активной познавательной деятельности.

Метапредметные:

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;
  • приобретение каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях;
  • использование различных источников для получения информации;

Приложения к занятию:

Ход занятия

Учитель: Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и должны не только в дни юбилейных торжеств, вспоминать о подвиге нашего народа. В настоящее время тема патриотизма актуальна. Не только на уроках истории нужно показывать значимость победы Советского народа над фашистской Германией, но и на занятиях математики тоже.

Сегодня мы с вами немного по-другому посмотрим на Великую Отечественную войну, рассмотрим некоторые ее факты в цифрах. Вы окунетесь в те далекие исторические события того тяжелого и героического времени, почувствуете дыхание Великой Отечественной войны, и с помощью цифр проследите за некоторыми фактами самой жестокой войны в истории человечества. Великая сила, когда все мы вместе, поэтому сегодня работаем в группах.

Каждая группа отвечает на поставленные вопросы, решает задачи и оценивает их на оценочных листах. (Вспомнить правила работы в группе).

1 задание: Конструкторы в годы войны создали немало первоклассной техники, среди них - истребитель «ЯК-3» (А.Яковлев). Максимальная скорость «ЯК-3» 720 км/ч., а немецкого истребителя «Мессершмитт Bf.109» на 120 км/ч. меньше скорости «ЯК-3» и на 30 км/ч больше скорости другого истребителя Фокке-Вульф FW-190. Найти скорость немецкого истребителя и сравнить их со скоростью «ЯК-3».

2 задание. Учитель: Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года.

Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу, найдите сумму выбранных четырех чисел, и вы получите ответ на вопрос.

413

218

474

567

569

374

630

979

195

о

256

349

221

26

282

375

3 задание: По сводке: 8 июля 1943 года в воздушном бою участвовали 759 самолетов: разведывательные самолеты, пикирующие бомбардировщики, истребители. Их отношение равно 30:126:97. Сколько самолетов каждого вида было задействовано в бою?

4 задание: Группировке войск противника к югу от курского выступа нанесено решительное поражение. Стратегическая операция продолжалась 21сутки. Пространственные параметры операции: глубина - 140 км, полоса наступления по фронту - 300 км. Какова площадь боевого сражения?

Учитель: Война коснулась каждой семьи, каждого человека огромной страны под названием СССР. Жители Усть-Цилемского района не остались в стороне. В Усть - Цильме был глубокий тыл, здесь не рвались снаряды, не шли боевые действия, но жители района очень много сделали для приближения победы.

По воспоминаниям тружеников тыла,работали и днем и ночью, спали по три-четыре часа в сутки: днем работали на производстве, ночью вязали вар-ежки и носки на фронт, шили одежду.

Вклад в Победу жителей Усть-Цилемского района был по достоинству оценен руководителем страны. 11 мая 1944г. в газете «Печорская правда» была опубликована телеграмма следующего содержания: «Передайте трудящимся Усть-Цилемского района, собравшим 545 тыс.руб. на строительство танковой колонны им. Героя Советского Союза В.П.Кислякова, - мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин».

5 задание: Найдите значения выражений, и вы узнаете, сколько земляков (уроженцев Усть-Цилемского района ушли на фронт):

  1. -64:(-16)=
  2. -8+16=
  3. 3)-101+100=
  4. -15-(-20)=

6 задание: В 1943 году 17-летняя Паня Чупрова из д. Филиппово получила задание от колхоза: «Доставить и сдать в Усть-Цилемский детский дом 5 ребятишек». Погрузив детей в лодку, Паня поплыла по течению на веслах в Усть-Цильму, пока по реке Цильме, затем по р. Печоре. Т.к. на обратный путь ей нужно было привезти груз в сельпо1, а против течения лодку нужно тянуть бечевой2, в с. Трусово, ей была дана помощница, опытный гребец, Аграфена Илларионовна, 29 лет. Расстояние от д. Филиппово до с. Усть-Цильмы водным путем составляет 70 км. Время в пути по течению составило 12 часов. С какой скоростью двигались женщины?3

__________

1 Сельпо - сельский магазин.
2 Бечева - канат или трос, на котором буксируется судно людьми или лошадьми, двигающимися по берегу вдоль реки.
3 Воспоминания Чупровой П.П.,1926 г.р., с. Трусово.

7 задание: Учитель: Хлеб - главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка - итог работы сотен тысяч людей. Хлеб - мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему.

В начале 1942 года, рабочие лесоучастка «Тобыш», при условии выполнения плана, ежедневно получали 700 граммов черного хлеба. Вычисли ежедневную потребность в хлебе, если учесть, что все 60 работников план выполняли. Каков будет расход муки в месяц, если норма расхода муки на 1 кг хлеба - 700 граммов?

8 задание: В декабре 1941 года на рубке и вывозке леса на 6 лесоучастках Усть-Цилемского леспромхоза (Бугаево, Нерица, Дресвянец, Тобыш, Старцевая, Низевая) работало 194 рубщика,158 возчиков,28 свальщиков-навальщиков и 177 лошадей. Какой вид работ на лесоучастке был самый трудоёмкий? Сколько всего работников и лошадей приходилось в среднем на каждый лесоучасток? 4

__________

4 Архивный отдел администрации МО МР «Усть-Цилемский» Ф 62; Оп. 2; Д. 10; стр.13.

Подведение итогов занятия. Награждение победителей.

Список источников

  1. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/84662-obrazovatelnyj-proekt-na-temu-patrioticheskoe
  2. https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2016/12/19/metodicheskaya-razrabotka-matematicheskie-zadachi-kak-sredstvo
  3. Мусина В.Е.. Патриотическое воспитание школьников. Белгород. 2013.
  4. Дронова Т.И. «Память, обжигающая сердца» книга 1. Сыктывкар, 2005г.
  5. Чупров В.И., Сметанин А.Ф., Попов А.А. «Усть-Цильма - край Печорский». Сыктывкар, 1991г.