Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык


Современная модель образовательного процесса ориентирована на переход от образования знание центрического на культуросообразное, которое сделает человека духовным, научит не мыслям, а мыслить, нацелит не на владение готовыми знаниями, а на креативность. Воспитание и развитие такого субъекта культуры, личности, которая была бы не только обученной, не только образованной, но и культурной, и является главной целью образования. Эта цель может быть достигнута лишь при личностно-ориентированном подходе к образованию и воспитанию подрастающего поколения, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

Коммуникативная методика, личность и мастерство учителя способны привнести субъективно личностный смысл в учебную деятельность по овладению иностранным языком. Ученик почувствует, что вся система работы ориентирована на его личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность ученика, его опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, его чувства не остаются за порогом школы, а учитываются при организации общения на уроке. Содержание строится не на "прохождении учебных тем", изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, страны, планеты, учатся высказывать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Коммуникативная технология, предлагаемая Е.И.Пассовым, располагает (как никакая другая) специальными средствами учета и использования всех сторон индивидуальности учащегося, что он видит и чувствует.

В системе обучения, ориентированной на учащегося, не все учебные материалы срабатывают одинаково эффективно по причине невозможности для авторов учесть все разнообразие учебных ситуаций, которые могут сложиться в том или ином классе. Учебные материалы не должны рассматриваться как обязательные для использования. Учитель, хорошо изучивший личностные особенности и потребности своих учеников, может составить необходимый комплекс упражнений, который позволит включить в учебный процесс всех школьников. Это не исключает, а наоборот предполагает, что материалы учебника будут также использованы, но только в той мере, в которой необходимо для реализации целей урока, что исключает бездумное «прохождение» учебника.

Возможности и потребности конкретных учащихся класса определяют то, как формулируются цели уроков, домашние задания, как отбираются и градуируются содержание, методы и приемы работы, включая тексты и упражнения, а также приемы и формы контроля, позволяющие эффективно оценивать успешность и степень продвижения учащихся, как организуется взаимодействие обучаемых на уроке.

Реализация личностно-ориентированного подхода в классах с неоднородным составом обучаемых означает, что каждый школьник может реализовать свой эмоциональный и интеллектуальный потенциал на уроке английского языка. Такой подход требует от учителя дополнительных временных и интеллектуальных затрат, поскольку предполагает необходимость внимательно отслеживать продвижение обучаемых в овладении компетенциями, адаптировать учебник и создавать собственные комплексы упражнений и, при необходимости, дополнительные дидактические материалы. Однако результатом таких усилий будут условия, комфортные для всех учащихся, когда всё общение не только ориентировано на личность, но и строится на уважении к ней, что способствует эффективному овладению иностранным языком.