«Ошибкотерапия» в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Работа над ошибками


На протяжении многих лет педагогической деятельности наблюдаю интересный факт - ребёнок, поступающий в первый класс, боится получить оценку «2», а первопричиной этого страха является боязнь ошибки. Как же построить работу так, чтобы ученик свою ошибку расценивал как помощника в получении того или иного знания? На этот вопрос я долго искала ответ. Ведь мало просто сказать: «Не бойся ошибиться!» Ребёнок должен доверять этой фразе, этой мысли, этому действию. Я хочу поделиться своими «находками».

Главный и основной приём я назвала «Спасибо за ошибку!». Хвалить и благодарить за любое высказывание - «интересная мысль», «хороший аргумент», «оригинальное решение», «необычное рассуждение», избегая общей похвалы «молодец» и «умница». При неправильном ответе не акцентировать, что оно ошибочное, а перевести внимание на причину и обсудить её со всеми, подчеркивая то, что именно этот ответ дал нам возможность предупредить ошибку, прежде чем, многие смогли её допустить.

Второй приём я назвала «Копилка ответов». Он очень похож на приём «мозгового штурма». Его особенность в том, чтобы до последнего не выдавать ни мимикой, ни жестами, ни даже взглядом, тем более словами, что ответ верный или неверный. До последнего сохраняется интрига, что мотивирует ученика высказываться. Чем больше разных ответов получается, тем интереснее потом проработать материал с разных точек зрения, опираясь на те ошибки, которые привели к таким разным ответам.

Следующий приём вытекает из предыдущего и является следующим этапом работы с ошибкой. Я его назвала «Определи место и причину ошибки». После мозгового штурма даётся правильный ответ с комментированием учителя. Далее детям, допустившим ошибку, предлагается высказаться, что привело их к другому ответу. Здесь тоже важный акцент, именно к «другому», а не к «ошибочному» ответу, что предупреждает определённые тревоги. Могут быть ответы «неправильно записал», «ошибка в таблице сложения или умножения», «нарушил алгоритм выполнения решения или разбора», «я сложил, а надо было умножить» и т.д. Важно, дать каждому проговорить неверное действие. Интересная и положительная реакция других детей, которые узнают в сказанном свою ошибку. Присоединение «А, у меня такая же ошибка!» снимает волнение.

Ещё один приём «Не ставить плохих отметок при закреплении материала». За самостоятельные работы, которые направлены на текущую проверку усвоения тем, ставить оценки в журнал только тем ученикам, которые получили «4» и «5». С остальными провести качественную работу над ошибками и дать аналогичный вариант.

Немаловажным является и всем известный приём «взаимопроверки» учащихся, когда они сверяют свои ответы, и в случае расхождения, ищут сами место ошибки и устанавливают причину, вступают в дискуссию, доказывают свою правоту и исправляют ошибки. Часто в таком случае к учителю дети подходят с полностью исправленным и проработанным заданием.

И в заключение я бы хотела добавить, что все сомнения ученика должны быть озвучены. Необходимо приучать детей не замалчивать свой интерес, свои недопонимания, стимулировать и мотивировать их задавать вопросы, хвалить за вопросы. Вопрос - это путь «в обход ошибки». Важно настроить равноправную коммуникацию с детьми, чтобы был диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик», и избегать монолога учителя. Когда ученик без тревожности задаёт вопросы и высказывает свои мысли и идеи - это основной показатель того, что к ошибкам он относится без волнения и боязни.