Постановка проблемы
Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале ХХ века в Европе появилась система так называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз. Основой его методики было выражение музыки посредством движения, то есть человеческое тело становилось своеобразным инструментом, передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом.
Корректировка и устранение недостатков звукопроизношения имеет непосредственное влияние на обогащение словарного запаса воспитанников, совершенствование психофизических функций, способствует эмоциональному и коммуникативному развитию малышей. Без формирования артикуляционной и грамматически правильной речи полноценное личностное развитие ребенка и его адаптация в окружающем мире - невозможны.
Анализ актуальных исследований
В педагогике ритмика (от греческого - равномерный, относящийся к ритму) - это система физических упражнений под музыку, построенных на связи движений с музыкой. Само слово «лого-ритмика «состоит из двух частей»: лого от греческого воспитание правильной речи, и ритмика - равномерный, размеренный».
Как отмечает Л.Волкова, в логопедии «логопедическая ритмика» понимается как система физических упражнений, построенная на связи слова, движений, музыки. Она совмещена с музыкальным воспитанием с методикой музыкального воспитания, методикой музыкально-ритмического воспитания в дошкольном возрасте, черпает некоторые данные из теории музыки, теории танца, истории музыкального воспитания. В основе ритмики лежит понятие ритмического чувства, присущее почти каждому человеку. В ритмике музыка и движения неразрывно связаны, потому что ритм - это временная характеристика музыкального произведения, создающая иллюзию развития и движения. Ритмика является составляющей художественно-эстетического воспитания, способствует гармоничному физическому развитию, развитию музыкального слуха, памяти, выразительности движений, грации, учит выражать в движениях темп, характер музыкального произведения. Издавна ритмику используют как эффективное лечебное средство, задача которого состоит в том, чтобы с помощью системы физических упражнений под музыку стимулировать выполнение коррекционных задач, потому что именно музыка является катализатором всех двигательных актов. На занятиях по ритмике используются бег, прыжки игровые упражнения, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения. Во время движений под музыку регулируются процессы нарушения и торможения в центральной нервной системе, стимулируются память и внимание, нормализуются эмоционально-волевые процессы [1, С. 13].
По мнению большинства логопедов, а именно: А.Анищенковой, А.Прописновой, Т.Сидоренко, А.Сагировой, логоритмика ˗ это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была более эффективной. Появление логоритмики в комплексной коррекции речевых нарушений имеет свою историю. В начале XX века в Европе появилась система так называемого «ритмического воспитания», основоположником которой стал известный швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак Далькроз.
Цель статьи ˗ обобщить опыт сотрудничества педагогов, школьников, их родителей, логоритмики в коррекционно логопедической работе.
Изложение основного материала
Основой методики Ж.Далькроза было выражение музыки посредством движения, то есть человеческое тело становилось своеобразным инструментом, чутко передающим ритм, темп, динамические оттенки и художественный замысел всего музыкального произведения в целом. Постепенно из обширного раздела музыкальной ритмики выделилась лечебная ритмика. Одним из ее ответвлений является логопедическая ритмика, созданная в 30-е годы XX века профессором психотерапии
В.Гиляровским и Н.Власовой для коррекции речевых нарушений, прежде всего заикания. Наблюдения обнаружили, что нарушения речи часто сочетаются с патологией младенческих функций, таких, как внимание, память; особенностями общей моторики, а именно: невправимость, недостаточная подвижность и координированность движений. Сегодня логопедическая ритмика является обязательным компонентом коррекционной методики по преодолению заикания, а также применяется при коррекции общего недоразвития речи, фонетико-фонематических нарушений речи.
По определению Г.Волковой, объектом логопедической ритмики является ребенок с речевой патологией, предметом - разнообразные нарушения психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом, целью - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Введение ритмики в систему обучения детей без речевых и сенсорных пороков способствовал развитию их общей музыкальности и культуры движений. В отношении детей с расстройствами слуха и речи занятия ритмикой имеют другую цель, специфические задачи и свою методику [2, с. 55].
Итак, логоритмика ˗ одна из форм своеобразной терапии на основе использования связи слова, музыки и движения, средство воздействия в комплексе методик обучения, воспитания и лечения, позволяющее ускорить процесс устранения речевого нарушения и способствующее социализации. К основным понятиям, которыми оперирует логоритмика, относятся: движение, двигательное умение, двигательный навык, психомоторное развитие, ритм, ритмика, музыкальный ритм, музыкально-ритмическое чувство, музыкально-ритмическое воспитание, подвижные игры, кинезитерапия, лечебная ритмика, собственно логопедическая ритмика.
Каждое движение происходит в определенном ритме. Понятие «ритм» является достаточно широким и многозначным: ритм стихотворения, прозы, сердца, дыхания, времен года, дня и ночи - суток, ритм работы, ритм танца, песни. Ритм как обобщенное понятие характеризуется таким признаком - это временной или пространственный порядок предметов, явлений, процессов. Ритм характеризуется также повторяемостью, группировкой, а также акцентом, акцентированием, выделением более сильных, выделяемых в определенном отношении раздражителей. Следовательно, ритм-это закономерное распределение временной последовательности стимулов на группы, которые объединяются вокруг определенных акцентов. Ритм определяют с позиций психологии и педагогики. В психологии под ритмом понимают метроритм, или ритмику. Это ощущение, способствующее распределению человеком последовательности одинаковых раздражителей (звуков, к примеру) на группы, выделению отдельных акцентов в них. В звуковом отношении человек имеет «переживание ритма» или субъективное ритмизирование. Чувство ритма в своей основе имеет моторную, активную природу, сопровождается моторными реакциями: мышечные сокращения языка, головы, челюсти, пальцев рук и ног и тому подобное. Главное ˗способствует изменению фаз напряжения и расслабления, возможно без изменения пространственного положения органа.
Возможными являются действительные движения-начальные: вследствие иннервации голосовых связок и вспомогательных частей голосового аппарата, а также мышц пальцев, губ, других мышц, и полные, что проявляется снаружи - постукивание ногой, размахивание рукой, качание головой, иногда они неосознанные. Возможны и мысленные движения, которые не проявляются внешне. Особенным является музыкальный ритм, поскольку имеет природно-телесную, моторную и эмоциональную природу. Музыка имеет эмоциональное содержание, а ритм-одно из средств выражения. Музыкальный ритм-это повторяемость, ритмичность звуков, других средств-оттенков, темпа, высоты тона, силы и т.д.
С понятием музыкального ритма связано понятие ритмического чувства. Музыкально-ритмическое чувство ˗ это способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко ощущать эмоциональное содержание и выразительность временного хода музыкального движения.
На основе развития музыкально-ритмического чувства базируется музыкально-ритмическое воспитание-целенаправленное формирование личности путем воздействия музыки и ритма с целью воспитания познавательной, волевой и эмоциональной сфер. Содержание музыкально-ритмического воспитания составляют: песня, музыкальная игра, музыкально-подвижная игра, трудовой ритмизированный процесс, праздник. Движение как результат воздействия механической энергии на организм человека использовалось в качестве профилактического и лечебного средства издавна, еще до зарождения медицины. Поскольку человек полноценно живет тогда, когда двигается. Лечение с помощью движения, различных видов его и форм называется «кинезитерапией». Ввели этот термин болгарские ученые Л.Бонев, П.Слинчев, С.Банков.
В результате разнообразных форм и средств движения изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, нарушают патологические динамические стереотипы, возникающие при болезни, и создают новые, которые обеспечивают определенную адаптацию, если не полное выздоровление. Лечебная ритмика является частью кинезитерапии. То есть система физических и ритмических упражнений под музыку развивается чувство ритма, что в конечном результате имеет лечебно-коррекционный эффект. Составной частью лечебной ритмики является логопедическая ритмика. Это не значит, что она используется только в отношении лиц с проблемами.
Логопедическая ритмика ˗ воспитание ребенка, воспитание ритмического, музыкально-ритмического чувства посредством слова и движений [2, с. 78].
О значении ритмического и логоритмического влияния говорили и писали многие исследователи, ученые. В.Бехтерев считал, что ритмические рефлексы, приспосабливают организм ребенка реагировать на определенные раздражители (слуховые, зрительные), устанавливают равновесие в деятельности нервной системы, усмиряют слишком возбужденных и растормаживают замедленных, заторможенных, регулируют неправильные и лишние движения. По мнению В. Гиляровского логоритмика создает положительное влияние на общий тонус, на моторику, на настроение способствует тренировке подвижности нервных процессов ЦНС, активизирует кору головного мозга.
К.Чанова, К.Конорова изучали влияние ритма и музыки на развитие внимания, памяти (зрительной, слуховой, моторной, логической, комплексной), а К.Колер и К.Швабе вовсе исследовали логоритмику как психотерапевтический метод (музыкотерапия, коллективно-психологический метод).
Выводы. Учитель-логопед, учитывая специфику своей работы, может охватить логопедической помощью всех детей-логопатов дошкольного учебного заведения, достичь высоких результатов в коррекционном обучении. Одним из направлений - это привлечение к процессу логопедической ритмики как средства профилактики речевых нарушений у детей всех педагогов дошкольного учебного заведения: воспитателей, музыкальных работников и инструктора по физическому воспитанию.
Список использованных источников
- Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Москва, 2005. ˗ 257 с.
- Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». - М.: «Издательский союз». 2006. - 224 с.
- Логопедия: Учебн. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учебн. завед. / [Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской]. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 680 с.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. Пособие для студ. Сред пед. учеб. заведений /Е.А.Медведева, Л.Н.Комисарова, Г.Р.Шашакина, О.Л.Сергеева; [Под ред. Е.А.Медведевой]. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
- Овчинникова Т.С. Обучение пению детей с речевыми нарушениями /Т.С.Овчинникова // Актуальные проблемы интеграции и коррекции обучения детей с нарушением развития. - СПб.: ЛГОУ, 2000. - С. 151-157.