Уважаемые коллеги! Развитие речи детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в современном обществе.
И мы с вами всё чаще и чаще говорим о том, как много детей с речевой патологией, да и не только с речевой. И данную проблему изучают различные специалисты: психологи, лингвисты, логопеды, и нейропсихологи.
Одна из причин - это то, что изменился ведущий канал восприятия.
Речь идет о 3 основных способах познания мира: аудиальный, визуальный, кинестетический. Сейчас мы стали реже использовать аудиальные способы передачи информации. С раннего детства на современных детей льется огромный поток визуальной информации: реклама с билбордов, яркие вывески, телевизор, планшет, телефон, мессенджеры! Этот поток визуальной информации мозг обработать не в состоянии. А потом мы жалуемся, ребенок плохо слышит, не отзывается на просьбы, не реагирует на критику, не может запомнить и выполнить алгоритм из 2-3 действий!
Однозначно можно сказать, что в 21 веке доминирующим каналом восприятия у детей стало зрительное восприятие. Нагрузка на зрение возросла колоссально, в ущерб аудиальному и кинестетическому каналу восприятия. Без развития аудиального и кинестетического восприятия не может быть гармоничного развития личности ребенка.
Поэтому мы с вами, являясь педагогами начального звена образования, понимаем важность нашей с вами работы по формированию речи подрастающего поколения.
В ФОП ДО делается акцент не только на формировании грамотной речи детей, но и на формировании у них навыков конструктивного общения с окружающими взрослыми и сверстниками. Конечным результатом обучения языку, называющегося человеческой речью является связная речь.
Связная речь предполагает:
- богатый словарный запас +овладение грамматическим строем; +правильное звукопроизношение = практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом!
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является самым первым и самым важным условием успешности обучения ребёнка в школе. Правильное (адекватное) восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать полные , развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Основными этапами работы по формированию связной речи являются: подготовительный, начальный и основной.
Подготовительный этап - предварительная работа, в которую входит:
Интеллектуальное развитие (совершенствование психологической базы речи, развитие тонкой и артикуляционной моторики).
Речевое развитие, которое включает в себя: развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, формирование фонематического восприятия и начальных навыков звукового анализа, формирование фразы: договаривание предложений по предметным картинкам и без картинок, по образцу и без него, составление предложений по демонстрации действия с помощью вопросов и без вопросов, по образцу и без образца, составление предложений по одно и много фигурным сюжетным картинам с помощью вопросов и без вопросов, по опорным словам и без опоры, заучивание и воспроизведение 2-3 предложений составленных по сюжетной картине, связанных по смыслу, формирование лексико-грамматических категорий, исправление произношения.
К этому этапу подходят задачи развития связной речи 1 младшей группы.
- Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что несёт?», «Какой?», «Где?»).
- Поощрять попытки детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта.
- Учить детей повторять несложные фразы.
- Учить слушать небольшие рассказы.
Следующим этапом работы является начальный этап, в котором подразумевается овладение диалогической речью при частичном слиянии обоих процессов: развития мышления и речи.
Диалог - разговор между двумя или несколькими людьми, сменяющиеся вопросы и ответы. Задачами этого этапа считаются:
- Научить детей отвечать на поставленные вопросы (кратко и полно).
- Научить постановке вопросов.
-
Таким как: репродуктивным (Кто? Что? Кто это? Что это?);
- поисковым (Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?)
- Проблемным (Почему? Зачем?)
К этому этапу подходят задачи развития связной речи 2 младшей группы.
- Развивать диалогическую форму речи.
- Вовлекать детей в разговор при рассматривании предметов, картин,
- иллюстраций; во время наблюдений, после просмотра спектаклей.
- Обучать умению вести диалог с педагогом.
- Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.
Главным этапом работы по формированию связной речи считается основной этап, в котором формируется и развивается монологическая речь. Монологическая речь - это форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда к самому себе.
Характеризуется развернутостью, наличием распространенных конструкций.
Коммуникативными функциями монологической речи являются:
- информативная функция используется для сообщения новой информации в виде знаний о предметах, явлениях, описания событий, действий, состояний.
- функция воздействия, используется для убеждения в правоте или несостоятельности мыслей, взглядов, убеждений; для побуждения или предотвращения действий, поступков.
- эмоционально-выразительная функция (ораторская речь, художественное чтение монологического текста) используется для того, чтобы произвести впечатление на слушателей.
Этот этап начинается со средней группы.
Средняя группа:
- Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их.
- Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять всоставлении рассказов по картине.
- Упражнять в умении пересказывать наиболее выразительные отрывки из сказок.
Старшая группа:
- Развивать умение поддерживать беседу.
- Совершенствовать диалогическую речь.
- Развивать монологическую речь.
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
- Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам.
- Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать концовки к сказкам.
- Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера
Подготовительная к школе группа:
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком,между детьми.
- Воспитывать культуру речевого общения.
- Учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, осодержании картины, по набору картинок.
- Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.
- Совершенствовать умение сочинять короткие сказки
Деление на этапы чисто условное и определяется задачами и возрастными особенностями детей в каждой возрастной группе. На практике происходит постоянное взаимопроникновение этапов. Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только при целенаправленном и систематическом обучении, применяя все речевые и познавательные возможности детей.
Формы связного высказывания: диалог, монолог.
Что такое диалог, диалогическая речь? Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседниками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них.
Диалогическая речь значительно легче монологической, так как в ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания короткие, часто грамматически неполные.
Работа над диалогической речью предшествует формированию речи монологической, подготавливая почву, базу для последней.
Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу: отвечать на вопросы, а также задавать вопросы, что значительно труднее.
Выделяют три вида вопросов:
Репродуктивные |
- Кто это? - Что это?
|
Поисковые вопросы |
Где? Куда? Откуда? Когда? Сколько? Какой? и т.д.
|
Проблемные вопросы |
Почему? Зачем?
|
Развитием диалогической речи в младшем дошкольном возрасте являются потешки-диалоги, которые обязательно и как можно чаще нужно использовать в своей работе.
Прежде чем обучать детей связной речи, необходимо, чтобы в активной речи ребёнка присутствовали разнообразные слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты, сравнения, метафоры и т.д.), т.е. словарь детей должен быть богатым.
Очень продуктивным приёмом речевого развития дошкольников (и не только!!!) является работа со словом
Предлагаем вам примерную схему такой работы (на листе ватмана таблица с заполненными 1 и 2 колонками. Слово для разбора предлагают педагоги, 3 колонка заполняется коллективно, либо проводится работа в подгруппах):
Символ |
Последовательность работы со словом |
Пример |
|
Назвать слово |
рука |
|
Однокоренные слова |
Ручной, наручник, ручечка, ручонка, рученька, ручище, рукав |
|
Антонимы |
нога |
|
Синонимы |
конечность |
|
Ассоциации |
Маникюр, колечко, браслет, пальцы, кулак, приветствие, письмо, часы |
Далее продолжаем работать с этим словом.
Рука какая (подобрать как можно больше прилагательных) Сильная, красивая, ухоженная, чистая, грязная, холодная, тёплая, жилистая, пухлая, загорелая, мокрая, женская, мужская, детская.
Что рукой/с рукой можно делать? (глаголы) Гладить, шевелить, стучать, сжимать, массажировать, красить (ногти), мазать (кремом), мыть, сушить, вытирать,
С чем можно сравнить руку? (сравнения) Почему? Объяснить названные варианты.
Кром е того, очень важно развивать сенсорные способности детей (визуальные, аудиальные, кинестетические, обонятельные, вкусовые), обращать их внимание на:
- разнообразие предметов окружающего мира;
- преображение предметов (дерево весной, зимой, летом, осенью)
- неречевые звуки и шумы (шелест листьев, шуршание опавших листочков, пение птиц..);
- музыкальные звуки (радостные, грустные, тревожные и т.д.);
- ощущения от природных и бытовых воздействий (холодно, жарко, горячо, больно и т.д.)
- ощущения от активных действий (бодрость, усталость, удовольствие и т.д.)
- ощущения от запаха (приятный/неприятный, запах ели, травы, цветы пахнут по-разному…)
- вкусовые ощущения.
И обязательно НАЗЫВАТЬ все эти ощущения и восприятия - тем самым пополняя и обогащая словарный запас детей.
Монолог, монологическая речь - сложная, развёрнутая, полная, контекстная, логически связная и законченная, грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, требующая отбора лексических средств и обязательно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и прежде всего мыслительной деятельности!
Формами монологической речи являются: повествование, описание, рассуждение
Работа по формированию связной речи монологической речи - это обучение детей рассказыванию, она проводится по двум направлениям 6
- Обучение пересказу, т.е. воспроизведение прослушанного (прочитанного) текста;
- Обучение составлению рассказов (придумывание) по картинам, предметам, предложенному сюжету, теме, по предложенному началу и т.д.
Пересказ - более лёгкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нём используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы А.М.Леушина отмечала, что развитие связной речи должно начинаться с пересказа литературного произведения и переходить к самостоятельному рассказыванию.
В каждой возрастной группе обучение пересказу имеет свои особенности и свой репертуар в соответствии с программными требованиями.
С детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года), в обучении пересказу, проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Перед взрослым стоят две задачи:
- научить детей воспринимать текст;
- подвести к воспроизведению текста.
Обучение пересказу начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Теремок», «Репка»).
Наиболее эффективным приемом обучения пересказу является, прием, когда дети включаются в повторный рассказ взрослого, повторяя одно, два слова или целое предложение.
Если ребенок запомнит начало сказки, то он сможет пересказать ее самостоятельно. На этой ступени пересказывания вопросы детям лучше не задавать, а напоминать сам текст, тогда ребенок лучше воспроизводит содержание сказки. После пересказа сказки можно переходить к пересказу коротких рассказов. Образцом таких рассказов являются лаконичные рассказы Л.Н.Толстого. Хорошие результаты в обучении малышей пересказу дает индивидуальная работа, которая проводится в утренние или в вечерние часы.
С детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет), в обучении пересказу, решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия тексту. Произведения для пересказа отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Мораль в произведении может быть уже скрытой. Широко используется совместный пересказ взрослого и ребенка. Помощь взрослого заключается в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа.
В старшем дошкольном возрасте(5-7 лет), выдвигаются новые задачи: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Предлагаются более сложные, длинные произведения, подводят к пересказу описательных текстов (рассказы Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, М.М.Пришвина, В.Бианки, Г.Скребицкого - описательные тексты).
В схему обучения пересказу входит:
- Выбор текста (малый объем, доступность содержания и языка, простота сюжета, высокая художественность текста, нравственность содержания)
- Подготовительная работа: знакомство с текстом и иллюстративным материалом, рисование, аппликация, лепка на данную тему, лексико-грамматические упражнения на материале рассказа, выборочное заучивание. (содержание подготовительной работы)
Подготовительная работа - это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказу. Проводится как предварительно, так и непосредственно на занятии по обучению пересказу.
И непосредственно обучение пересказу. В памятках подробно описана эта часть работы.
Предлагаю непосредственное обучение пересказу рассмотреть на примере конспекта занятия «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Живые грибы».
Ход занятия
1. Оргмомент
Игра на развитие словаря, на развитие грамматических компонентов (Накидываем примеры)
2. Основная часть занятия
1-е чтение, направленное на целостное эмоциональное восприятие;
Упражнения на развитие выдоха, пальчиковая гимнастика
- 2-е чтение с установкой на запоминание;
- беседа по содержанию (сначала ответы на вопросы);
- работа над текстом; составление плана
Обратите внимание на варианты планов пересказа текста:
1. Классический план рассказа
2. План-символ (придумать символы самостоятельно или с детьми для пересказа данного текста)
- 3-е чтение (с установкой на запоминание, с опорой на план)
Пересказ текста
(Виды пересказа: коллективный, выборный, по цепочке, с элементами драматизации, с изменением лица.)
Итог занятия
Что делали на занятии? Что запомнили?
Педагог положительно оценивает деятельность детей на занятии!!!
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: педагоги в подгруппах составляют план-символ рассказа.
Значение пересказа в формировании монологической речи очень велико:
- Качественное и количественное обогащение словарного запаса.
- Практика употребления обогащённой лексики в активной речи.
- Формирование грамматического строя, закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций в оформлении речевых высказываний.
- Усвоение структуры связных высказываний, формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи.
- Развитие способности к речевому контролю.
- Воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи.
- Усвоение некоторых художественных приёмов и средств русского литературного языка и языка устного народного творчества.
- Параллельно и одновременно с речевыми процессами совершенствование и активизация познавательных процессов: восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления.
- Неоценимо значение пересказа для закрепления правильного, чистого, устойчивого звукопроизношения.
Уважаемые коллеги! ФОП ДО в области речевого развития дошкольников ставит следующие задачи:
- Формирование словаря
- Звуковая культура речи
- Грамматический строй речи
- Связная речь
- Подготовка детей к обучению грамоте (с 3 лет)
- Интерес к художественной литературе
В каждой возрастной группе эти задачи дополняются, расширяются и углубляются. И целевые ориентиры (планируемые результаты) на этапе завершения освоения Федеральной программы (к концу дошкольного детства) звучат так:
- Ребёнок владеет речью как средством коммуникации, ведёт диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;
- Знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев
Для ребёнка образцом должна быть РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ. Поэтому наша с вами речь должна быть чёткой, внятной, грамотной, красивой, богатой, содержательной, образной! Задайте себе вопрос: может ли МОЯ речь быть образцом для ребёнка? И что мне нужно сделать, чтобы МОЯ речь была образцовой?
Уважаемые коллеги, 1 часть нашего семинара подошла к концу. На следующем этапе поговорим о составлении рассказов о предметах, по картине, по серии картин.
А сейчас предлагаем оценить свои ощущения с помощью рефлексии «Фразеологизмы»: какое из перечисленных фразеологизмов подходит вам более всего («Шевелить мозгами», «Краем уха», «Хлопать ушами», «Бить баклуши», «Держать нос по ветру», «Есть чем похвалиться, кто хорошо умеет трудиться»)
Список литературы
- Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей 3-7 лет».
- Ванюхина Г.А. «Особенности организации лексико-грамматических игр в структуре семантического поля».
- Конина М.М. «Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного возраста».
- Короткова Э.П. «Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
- Ушакова О.С. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».
- Щипицына «Азбука общения».