Актуальность темы определена тем, что в настоящее время в стране происходят сложные, противоречивые события: молодое поколение не придает значения русской культуре, народным традициям, наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей и отсутствие уважения между старшим и подрастающим поколением.
Основная проблема, которая была рассмотрена в исследовательском проекте, это возрождение культурных и семейных традиций казачества, как основа духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения. Проект был разработан с опорой на практический опыт воспитания детей на основе работы казачьего клуба.
Целью исследования было проанализировать роль традиций казачества на примере клуба им. Максима Перфильева «Верность Отечеству» и определить их влияние на формирование личности детей.
Для достижения цели был выполнен ряд задач, с применением опроса и анкетирования родителей учащихся. Результат анкетирования выявил, насколько положительно занятия в клубе влияют на формирование личности ребенка и соблюдаются ли традиции казачества в бытовой среде.
- Исследовать и проанализировать роль традиций казачества на примере клуба им. Максима Перфильева «Верность Отечеству».
- Выявить, насколько положительно занятия в клубе влияют на формирование личности ребенка.
Гипотеза исследования заключается в предотвращении духовно нравственного кризиса учащихся посредством формирования в кадетах духовного воспитания и физического развития.
Я предполагаю, что в современном мире роль традиций казачества в патриотическом воспитании детей очень важна. В настоящее время стремительно ускоряется темп перемен в жизни. Погоня за благополучием, современными технологиями отмечается нарастанием жестокого отношения и равнодушием к окружающим. Это объясняется низким уровнем взаимопонимания и недостаточным уважением к ближним, что порождает потребность в переоценке ценностей в сторону развития духовно - нравственного начала.
Предотвратить духовно-нравственный кризис и получить прогрессивно развитое общество, нужно направить все усилия на воспитание нового поколения, используя в качестве основы мудрые, сформированные веками, традиции, которые опираются на веру в Бога, как фундамент духовного развития. На основе данной проблемы и задач был создан казачий клуб «Верность Отечеству».
Сейчас хочется немного отойти от основной темы и упомянуть непосредственно о казачьем клубе.
Официальное открытие клуба состоялось 30 января 2023 г. во Дворце творчества детей и молодёжи г. Братска Иркутской области.
Казачий клуб организовался по просьбам родителей наших учащихся. Родители заинтересованы в создании для своих детей «особого места», где их дети смогли бы приобщаться к истории и традициям казаков. Формирования дисциплины и осознания ответственности за свои поступки. Конечно, прежде всего, это те взрослые, которые знают, что они из казачьих родов, понимая всю важность возрождения казачества они хотят быть в этом процессе не просто пассивными наблюдателями со стороны, а быть активными участниками, поэтому они всячески поддерживают становление нашего казачьего клуба, посещают и помогают в организации мероприятий, мотивируют своих детей серьёзнее относиться к посещению занятий которые мы проводим.
Комплексная воспитательная работа клуба проводится в соответствии с разработанными учебно-воспитательными программами ДТДиМ (объединений) и направлена на развитие познавательного интереса детей к истории сибирских казаков, воинским, семейным, празднично-обрядовым традициям и фольклорному творчеству.
Цель программы казачьего клуба им. М.Перфильева «Верность Отечеству»:
- Создание условий для формирования у обучающихся ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовных традиций России и Сибири;
- Создание более тесного сотрудничества семьи и клуба «Верность Отечеству» с целью повышения воспитательного потенциала семьи.
Для организации казачьего клуба «Верность отечеству» им. С.Перфильева мы провели следующую работу:
- Изучали образовательный спрос и заказ участников образовательного процесса (заявления родителей);
- Организовали взаимодействие с Братским педагогическим училищем, а именно, с нравственно - патриотическим клубом «Братина»;
- Разработали дополнительную общеразвивающую программу «Казак - защитник Отечества» и положение по казачьему клубу.
А в положении по казачьему клубу мы прописали задачи, которые перед собой ставим, вот основные из них:
- Возрождение духовных, исторических и патриотических традиций Сибирского казачества г. Братска;
- Физическое и военно-патриотическое воспитание, формирование гражданского самосознания;
- Возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций казачества;
- Приобщение детей к православным традициям казачества;
- Взаимодействие семьи, детского Клуба, казачества в ситуации партнёрства и сотрудничества.
Для сбора и анализа информации использовали анкетирование, собеседование, наблюдение, сравнение.
Что же такое традиции? Традиции - это передача духовных ценностей от поколения к поколению; от отца к сыну, от старшего к младшему. В казачьем клубе «Верность Отечеству» процесс обучения не обходится без соблюдений казачьих традиций.
К примеру, среди казачьей детворы, да и среди взрослых, было принято здороваться (приветствовать) даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Казачьими кадетами соблюдается речевой этикет. По традиции, Казаки не говорили, как сейчас, просто "здравствуйте". Приветствие звучало в нескольких вариантах. После обеда, ближе к вечеру казаки говорили "Здорово дневали!", утром, до обеда - "Здорово ночевали!", а "Здорово живете!" - в любое время.
При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье - «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали - «Слава Богу». Данная традиция не осталось без внимания и соблюдается в процессе обучения. Перед началом и после занятия, казачьи кадеты приветствовали друг друга и расставались в соответствии традицией. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя «дядя», «тетя», «тетка», «дядька» и, если знали, называли имя. К пожилому казаку(казачке) обращались: «батя», «батько», «диду», «баба», «бабуня», «бабушка», добавляя, если знали, имя.
При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе. Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: «Простите меня, пожалуйста», «Прости, ради Бога», «Прости Христа ради». Благодарили за что-либо: «Спасибо!», «Храни тебя Господь», «Спаси Христос». На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста». Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и прием пищи - даже в полевых условиях.
Исходя из данной традиции, было проведено исследование, в котором кадеты до и после вкушения пищи на массовых мероприятиях или классном чаепитие, молились на благословение пищи и пития мирянам.
Воспитанники казачьего клуба «Верность Отечеству» принимают активное участие в традиционных казачьих мероприятиях, играх и спортивных состязаниях. Поэтому для физического и нравственного воспитания мальчиков и девочек работают спортивные секции, где идёт планомерное теоретическое и практическое освоение автоматического оружия для сборки и разборки, так же учащиеся практикуются в стрельбе из пневматических винтовок.
Занятия физической культурой способствуют формированию у ребят внимательности, физической подвижности и выносливости. Занятия строевой подготовки способствуют сплоченности в коллективе и формируют дисциплину. Хоровой кружок посещают все учащиеся. Вокальная работа на занятиях по фольклору имеет свою специфику. На занятиях кадеты учат казачьи песни и изучают традиционные казачьи танцы. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов, укрепляет здоровье детей.
Казаки старались поддерживать в подрастающем поколении искусство верховой езды. У казаков культ коня преобладал во многом над другими традициями и поверьями. Конь становился помощником своему хозяину в мирном труде. «Казак с конём и ночью и днём» - говорится в пословице. Казаков обучали правильному уходу за лошадьми.
Для этого юные казаки посещают практические занятие в конном дворе: учатся ухаживать за лошадьми, чистить, кормить. Изучают экипировку и амуницию; учатся запрягать и седлать лошадь. На полигоне отрабатывают езду верхом: обучаются технике управлении лошадью при помощи поводьев.
Головной убор считался символом покровительства и защиты. За его отворотом хранили самые ценные документы, изложенные на бумаге молитвы, вшивали миниатюрные иконки. Кубанку носили не для тепла, а для чести. Позже появилась традиция крепить к шапке награды, и она обрела еще большую значимость.
Раньше кубанку можно было потерять только с головой.
Сегодня покупка новой шапки вместо старой - не проблема, но в старину такого в принципе невозможно было представить, настолько сильно было значение кубанки в жизни казака. В ней он отправлялся в бой, назначался в атаманы. Внешний вид шапки свидетельствовал о положении в обществе своего обладателя. Человека, у которого сбили шапку с головы, вызывают на поединок. Кубанка снималась казаком с головы в исключительных случаях:
- произношение присяги;
- во время молитвы;
- при выступлении на Круге.
Непокрытая голова мужчины - свидетельство того, что он не принадлежит к казачьему роду и не является местным жителем.
Во Дворце творчества детей и молодежи есть 2 куреня. У казаков 1 куреня (1 года обучения) возникает интерес к казачеству: к народным истокам, культуре нашего региона, истории, воспитанию, традициям, так как кадеты 2 года обучения подают хороший пример для них.
В казачьих детях с самого раннего детства закладывается уважение и любовь к труду, им прививаются навыки для самостоятельной жизни в будущем.
В присяге, которую принимали казаки 2 куреня, первыми словами были: «Беречь Родину свою и веру свою». Домашний очаг, отчий дом, семейный уют рассматривались у казаков как источник гармонии жизни, ее изначальный смысл. Особенно это касается воспитательного опыта, основанного на примере старшего в семье отца. Чтобы выжить и победить в этих бесконечных испытаниях и войнах, нужна была крепкая идея сплочения казаков. Таковой стала вера во Христа.
На занятиях по истории казачества, детям прививается чувство ответственности за сохранение и развитие казачьих традиций, пробуждается интерес к истории своего края. Изучение празднично-обрядовой системы и приуроченного к нему фольклора способствует возрождению многих традиционных праздников казачества Сибири.
Учащиеся заинтересованы в учебной деятельности: они участвуют в обрядовых и фольклорных мероприятиях, также содействуют в организации народных праздников. Родители с детьми проводят совместный досуг в рамках празднования православных праздников таких как «Капустные посиделки», «Масленица», «Троица». Гуляния проводятся на территории Ангарской деревни, где все желающие, включая учащихся казачьего клуба, могут принять участие в казачьих играх и забавах.
Клуб осуществляет взаимодействие с другими детскими организациями и объединениями, участвует в совместных программах и проектах, традиционных мероприятиях и конкурсах. Устанавливает связи с религиозными организациями, которые по обоюдному соглашению могут предоставлять поддержку в области духовного воспитания. Данная инициатива так же не остается без поддержки родителей учащихся.
С целью определения влияния традиций казачества нами были разработаны вопросы для родителей и проведено исследование, задачей которого было проанализировать роль традиций казачества на примере клуба им. Максима Перфильева «Верность Отечеству» и определить их влияние на формирование личности детей.
Родители отметили, что у детей появилось более явное чувство ответственности, стали соблюдать традиции казачества в быту. Казак 2 куреня Калашников Елисей, практикует фланкировку в домашних условиях. Наработанные навыки он применяет на публичных выступлениях и традиционных праздниках.
Среди воспитанников сформировался принцип «Один за всех и все за одного», почитать старших и любить Отечество. Беречь семью свою и быть примером для предков. Как указывают родители в анкете, они хотят дать ребенку разностороннее развитие с уклоном на патриотизм и нравственность.
Очень нравятся совместные традиционные праздники.
Исходя из опыта, можно сделать вывод, что приобщение детей к духовному и культурному развитию в казачьем клубе помогает соблюдать и почитать традиции на занятиях и в семье.
Казачьи традиции тесно связаны с установками на духовное единство и являются очень важными ценностями в жизни каждого человека.