Тип урока: урок повторения и обобщения пройденного материала, коррекции знаний.
Цель урока: Закрепить понятие о фразеологизмах, их роли в обогащении языка.
Задачи:
Образовательные:
- повторить изученное по теме «Фразеология»;
- способствовать усвоению и углублению знаний учащихся по основным разделам лексики;
- формировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.
Воспитательные:
- воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, доброжелательное отношение друг к другу;
- умение исправлять чужие ошибки так, чтобы не обижать одноклассников.
Развивающие:
- совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас языка учащихся; развивать интерес к изучению русского языка, развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, внимание, речь).
Планируемые результаты:
- Предметные: знать предмет изучения лексики и фразеологии; назначение слова, знать предмет изучения фразеологизма в языке, понятия «синонимы», «антонимы», «диалектные слова», «жаргонизмы», «устаревшие слова», «неологизмы»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать свои примеры на все изученные лексические понятия.
- Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.
- Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Формируемые УУД:
- Личностные УУД: самоанализ и самоконтроль результата.
- Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
- Познавательные УУД: строить логическое рассуждение; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме.
- Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия.
Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Используемые технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие, технология обучения на основе схемных и знаковых моделей.
Оборудование: компьютер, раздаточный материал.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Универсальные учебные действия |
|||||||||||||||||||
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности |
Слово учителя.
|
Диалог с учителем о желании себя поверить по изученной теме. |
Личностные: выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом
|
|||||||||||||||||||
II. Целеполагание |
На доске расположены карточки с информацией. (См. Приложения). Каждой паре необходимо выбрать карточку и определить тему информации, сформулировать её. - Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с фразеологическими оборотами и побываем вместе с вами в одной необычной стране - Фразеологии. А пропуском в эту страну будут ваши правильные ответы на вопросы:
|
Излагают свою точку зрения, обосновывают свои высказывания.
|
Личностные: готовность к учебной деятельности.
|
|||||||||||||||||||
3) Что общего имеют фразеологизмы со словами? (Как и слово, фразеологизмы бывают однозначными и многозначными; могут иметь синонимы, антонимы, омонимы; являются членами предложения). Дайте его определение. (Фразеологизмы - устойчивые по своему составу, структуре сочетания слов с образным, переносным смыслом; лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом; в предложении является одним членом.)
4) В каких стилях речи используются фразеологизмы. (Фразеологизмы используются во всех стилях речи). 5) Назовите «адрес» словаря, в котором собраны фразеологизмы. («Школьный фразеологический словарь русского языка»). - С вопросами вы справились, ответили на них хорошо. Но нам предстоит еще выполнить ряд заданий, где нас ждут неожиданные радостные открытия при закреплении изученного. Сформулируйте тему повторения на уроке. Что именно мы будем повторять на уроке? («Фразеологизмы») |
Работа в паре, самостоятельно опрашивают друг друга без помощи учителя, оценивают свои знания на этом этапе урока. | |||||||||||||||||||||
III. Актуализация опорных знаний |
Устный опрос.
|
|
Личностные:
|
|||||||||||||||||||
IV. Физкультминутка |
3.Сохранение интереса к теме урока при непосредственной работе с новой информацией. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).
-- Встанем, как аршин проглотили. -- Проголосуем обеими руками. -- Согнемся в три погибели. -- Попрыгаем, как заяц. -- Посмотрим друг другу в глаза. -- Сделаем хорошую мину при плохой игре. -- Бьем друг другу челом. -- Разведем руками. -- А теперь - руки в брюки. -- Держим нос по ветру Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше занятие. |
|||||||||||||||||||||
V. Повторение и обобщение пройденного материала |
- Ребята, на доске у меня представлены картинки, по ним вы должны отгадать, какой фразеологизм подходит под эту картинку, а также объяснить значение этого фразеологизма.
|
Работа со слайдом с заданным материалом, комментирование ответов, отработка навыков составления фразеологизмов. |
Личностные: оценивание усваиваемого содержания.
|
|||||||||||||||||||
2.
|
Работа с таблицей (заполняют таблицу на доске, подбирают синонимы и антонимы) | |||||||||||||||||||||
3. Добавьте «нужное» слово во фразеологизм (устно все, один на доске дописывает слова, объясняет):
Глеб у доски повесил … Краснеет до корней … Он в этот час, как говорится, готов сквозь … О чем же думал он вчера, когда баклуши … с утра? |
Выполняют работу с последующей самопроверкой | |||||||||||||||||||||
4. Героями многих фразеологизмов являются животные. Угадайте, о каком животном идет речь, объясните значение фразеологизма, составьте с любым из них предложение.
На ухо наступил …; покупать … в мешке; смотрит как … на новые ворота; биться как … об лед. |
Анализируют запись, вспоминают фразеологизмы. Решают проблемный вопрос. | |||||||||||||||||||||
5. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос.
Как говорят … о кротком, безобидном человеке; о чувстве большой неловкости, стыда; о человеке, который пришел не вовремя, некстати; о том, кто или что неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении. (Рядом в столбике записаны выражения: готов сквозь землю провалиться, нелегкая принесла, мухи не обидит, в подметки не годится. Учащиеся должны выбрать подходящие по смыслу фразеологизмы). |
Самостоятельный поиск решения вопроса | |||||||||||||||||||||
6. - Многие фразеологизмы имеют литературную основу. Они вошли в язык из художественных произведений мастеров слова. Я просила дома вас поработать и поделиться своей находкой. |
Выступление учащихся.
(Например, фразеологизмы: остаться у разбитого корыта, спору нет, глаз не сводит, белены объелась - стали известны благодаря таланту А.С.Пушкина. Фразеологизмы: а воз и ныне там, Бог послал кусочек сыру, так поди же попляши, а ларчик просто открывался - И.А.Крылову.) |
|||||||||||||||||||||
VI. Рефлексия.
|
Важна ли та деятельность, которой мы занимались сегодня на уроке?
|
Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. |
Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
|
|||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание |
Сочинить сказку о фразеологизмах. |
Записывают домашнее задание в дневник. |
|
Приложения