Логопедическая работа по автоматизации правильного произношения - одна из важных составляющих этапа формирования первичных произносительных умений и навыков, следующая за постановкой (или коррекцией) звука.
Связная речь - это последовательный и логически связный ряд мыслей, выраженных конкретными и точными словами, соединённых в грамматически правильные предложения.
Традиционно в логопедической практике используют следующие виды связной речи:
- рассказ-описание предмета;
- загадки-описания предметов;
- рассказ по серии картинок;
- сравнительный рассказ и характеристика;
- рассказ из личного опыта;
- сочинение сказок и рассказов.
Как мы видим, традиционные методы связаны с работой на основе текстов. Нетрадиционные методы базируются на богатом разнообразии предметов и достижений современного мира.
Нетрадиционные методы
Осуществляя задачу автоматизации звукопроизношения в связной речи, мы всё чаще обращаемся к нетрадиционным методам работы, чтобы побудить интерес детей к занятиям, научить их критичности к своему дефекту, обогатить знаниями об окружающем мире. Вот некоторые из них, встречающиеся в современной логопедической практике:
- сказкотерапия;
- музыкотерапия;
- ароматерапия;
- мнемотехники;
- биоэнергопластика;
- су-джок терапия;
- песочная терапия и т.д.
На наших логопедических занятиях предпочтительны в использовании:
- театрализованная деятельность;
- применение ИКТ;
- метод «Печа куча»;
- куклотерапия;
- авторские дидактические игры.
Данный выбор сделан с учётом возраста детей, материального оборудования кабинета, личных навыков учителя-логопеда.
Информационно-коммуникационные технологии
Использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний.
На занятиях часто используются лично разработанные в программе PowerPoint цифровые дидактические игры и задания «Развитие глагольного словаря», «Автоматизация звуков Р, Л, С, З, Ш» и другие. Игры содержат задания на выбор слов, содержащих нужный звук, исключение лишнего, подбор обобщающих слов, глаголов, прилагательных, кроссворды и многое другое. В данной технологии хорошо отрабатывается распределение внимания, т.к. надо следить и за компьютерным персонажем, и за удержанием инструкции заданий, решением требуемых задач, и за непосредственным проговариванием звуков.
Следует помнить, что ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование компьютера - для учеников 1-2-х классов - 20 минут, 3-4-х классов - 25 минут. использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов - 15 минут (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20). Зрительная дистанция до экрана не менее 50 см (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20).
Метод «Печа Куча»
Методика «Печа-куча» представляет собой комплексную работу по развитию связной речи, зрительного внимания, переключаемости произвольного внимания, логического мышления, с опорой на вышеуказанные сохранные возможности. Также, за счёт динамичности, позволяет поддерживать интерес ребенка, что является профилактикой истощаемости и способствует эффективной коррекции речевых недостатков.
Печа-куча (яп. ペチャクチャ, болтовня) - это методология представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности. Выступающий представляет доклад-презентацию из 20 слайдов, каждый слайд демонстрируется 20 секунд, после чего автоматически сменяется на следующий. Таким образом продолжительность доклада ограничена 6 минутами 40 секундами или 6 минутами.
Основателями движения «Печа-куча» стали Астрид Кляйн и Марк Дитам из токийского архитектурного бюро. Впервые представлена в Токио в феврале 2003 года, изначально задумывалась как одноразовое мероприятие для молодых дизайнеров и архитекторов, но приобрело большую популярность во всём мире.
Правила методики «Печа-куча»:
- Электронная презентация, выполненная в PowerPoint, должна содержать 20 слайдов.
- Каждый слайд демонстрируется в течение 20 секунд, переход к следующему слайду происходит автоматически. Сопроводительная речь (комментарий) к каждому слайду тоже должна умещаться в 20 секунд, отведённые на показ одного слайда.
- Комментарий к слайду не должен дублировать информацию, представленную на нём самом. Изображение и речь должны дополнять друг друга.
- Не стоит помещать на слайдах текст большого объёма. Звук в презентации этого формата необязателен, видео - неприемлемо.
- Приветствуется большое количество картинок (из Интернета или фотографии).
Успешно применима методика и на логопедических занятиях. С помощью родителей или учителя можно собрать серию фотографий детей на различную тематику (отдых, внеклассные занятия, праздники, экскурсии и т.д.), поместить их в слайдовую презентацию PowerPoint, а затем работать по ней над развитием речи детей.
Над чем шла работа на логопедических занятиях:
- Озаглавливание слайдов. Изначально на каждом слайде были расположены только фотографии. Дети сами давали заголовок каждому слайду, в соответствии с тем, что на нём изображено, учитель-логопед лишь изредка корректировал этот процесс.
- Обучение навыку выделить главное и рассказать о нем, подобрав адекватные словесные формы, не отвлекаться на второстепенные моменты, т.к. время ограничено.
- Обучение распространению предложений. Один из наиболее объёмных пунктов работы. Изначально характер высказываний заключался в простых, нераспространённых предложениях, например: «Это Вася. Вася стоит». Учитель-логопед своим примером показывал, как распространять предложения, объяснял значимость этого для слушателей.
- Обучение алгоритму рассказа (Кто изображен? Что делает? и т.д. Составление начала и конца рассказа).
- Обучение пониманию целостности истории, несмотря на наличие в поле зрения одиночной картинки, в отличии от бумажных сюжетных картинок.
- Формирование навыка укладываться во временные рамки - пунктуальности. В начале работы жесткие временные рамки не ставились и акцент делался на пункты 3,4. Однако дети были предупреждены, что со временем добавиться условие уложиться в 20 секунд, что и произошло, когда были отработаны вышеуказанные пункты.
- Обучение навыкам самопрезентации (контролировать силу голоса, внятность речи, красиво стоять перед слушателями, держать осанку и т.д.)
Особенности использования технологии «Печа-куча» на логопедических занятиях:
- Наличие и исправность средств ИКТ;
- Предварительная работа с учителем и родителями (фотосъемка, письменное разрешение родителей на неё);
- Приближенность изображений к реальной жизни, уход от «кабинетного синдрома»;
- «Скидка» на детский возраст и статус ОВЗ и предоставление меньшего количества слайдов, чем в классической методике;
- Использование как элемент любого занятия (индивидуального, группового).
Театрализованная деятельность
Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений не предполагает развитие профессиональных актёрских умений. Одна из целей коррекционной работы учителя-логопеда - научить детей говорить правильно в широком смысле этого слова: от чёткого звукопроизношения до развёрнутой, грамматически правильной речи с точно подобранными словами.
Данная технология повышает умственную и эмоциональную активность, совершенствует речевые навыки.
Основными направлениями логопедической работы в театрально-игровой деятельности являются:
- развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
- совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности;
- развитие общей и мелкой моторики: координации движений, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Оборудование:
- Набор «Кукольный театр» (перчаточные куклы);
- Сборник сказок-сценариев для постановок;
- Ширма (полотно и крепления)
Ребята могут разыгрывать как полноценный спектакль для итогового выступления, например, в рамках логопедического декадника, так и отрывок сказки для проработки автоматизации звука на актуальном этапе.
Теневой театр
Теневой театр - древний театр. Основан он на использовании плоских кукол, которых помещают между источником света и экраном. Куклы могут быть из картона, плотной ткани или цветной плёнки. Помимо кукол, персонажами могут быть люди или даже их руки. Теневой театр зародился в Китае.
Речевой материал выбирается с учетом возраста и интереса детей. Хорошо подходят для этого сказки. Если количество персонажей не совпадает с количеством детей, желающих сыграть в постановке, можно задействовать ребят в музыкальном сопровождении (погремушки, бубны) или в роли неодушевленных предметов (солнышко, дерево и т. д.). Также можно разделить детей на управляющих персонажами и озвучивающих эти персонажи. Такой прием более сложен и требует тщательного само- и взаимоконтроля, что, в свою, очередь является хорошим способом развития зрительного и слухового внимания, мыслительного анализа и синтеза.
Оборудование:
- Источник света. Например, настольная лампа. Источник света должен располагаться всегда позади экрана и немного сбоку.
- Экран. Можно смастерить каркас из деревянных досок 1м. х 1 м., натянуть тонкую ткань. Готовый экран ставится на обычную парту. Снаружи можно завесить нижнюю часть плотной не пёстрой тканью, украсить бумажными цветами, прикрепить плакат с названием сказки.
- Плоские картонные фигурки персонажей на палочках-держателях. Кукла должна быть как можно более ближе расположена к экрану, иначе изображение рассеивается. Чтобы создалось впечатление, что кукла идёт - ритмично опускайте и поднимайте её, но помните, что зрители не должны увидеть руку. Поскольку кукла лишена мимики, требуется немалое мастерство, чтобы восполнить этот пробел. Разговор должен сопровождаться движениями того героя, который говорит. Тот, кто слушает должен быть неподвижным, если собеседник говорит короткую реплику, либо его движения должны быть менее активными, чем у говорящего.
С готовым спектаклем дети выступают перед своими сверстниками или гостями открытых мероприятий, что ставит их в ситуацию успеха и развивает уверенность в себе.
Куклотерапия
Куклотерапия - это речевая коррекция с помощью кукол.
Решает задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- усвоение лексических и грамматических средств языка;
- развитие мелкой моторики;
- автоматизация звуков.
Проходит в виде сюжетно-ролевых игр, где учитель-логопед задает определенную тему («День рождения», «Новоселье» и т.п.) Учащиеся индивидуально или в паре разыгрывают предложенную тему с активной вербализацией своих действий и контролем за отрабатываемыми звуками.
Оборудование - набор «Кукольный домик», включающий в себя мебель, людей, животных.
Авторские разработки. Дидактическая игра «Путешествие на Марс»
Данное задание основывается на известных словах древнего философа Сенеки: «Уча других, мы учимся сами»
Условие игры - учащийся представляет, что встретился с представителями неземной цивилизации, которые ничего не знают о жизни, предметах и явлениях на нашей планете, и должен, как можно понятнее, объяснить марсианину о каком-либо предмете или явлении природы (часы, яблоко, река, закат, снегопад и т.д.) Таким образом, ребенок вынужден тщательно подбирать правильные по значению слова, грамматически верно простраивать предложения и внятно проговаривать звуки.
Оборудование - предметные картинки с изображением явлений природы, предметов быта, учебных принадлежностей и т.д.
Список литературы
- «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» под редакцией М.С.Староверовой - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011.
- «Логопедия» под редакцией Волковой Л.С., М.: «Гуманитарный издательский центр Владос», 1998 г.
- «Понятийно-терминологический словарь логопеда» под редакцией Селивёрстова В.И., М.: «Гуманитарный издательский центр Владос», 1997 г.