Эффективные формы реализации наставничества в начальной школе

Разделы: Начальная школа


«Наставник не должен гордиться своим опытом работы,
нужно уметь опытному педагогу передавать опыт молодому поколению».

К.Д.Ушинский

С 2023 года я являюсь наставником молодого учителя. Главной целью моей работы в качестве наставника, я определила - создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность, формирование индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога.

Я понимаю, что для качественного осуществления обязанностей наставника и успешной профессиональной адаптации начинающего учителя необходим план мероприятий и конкретных шагов. На первом этапе своей деятельности мне необходимо было выявить трудности молодого специалиста, и найти способы их нейтрализации. Я провела диагностическую анкету (Приложение 1) и посетила уроки молодого специалиста. Данная анкета позволяет диагностировать педагога по трем основным блокам: психологический, методический и блок социализации. Проанализировав результаты диагностики, побеседовав с молодым педагогом, я выявила следующие профессиональные дефициты:

  • недостаток практических навыков в организации учебно-воспитательного процесса;
  • желание использовать на уроке большое количество приемов по развитию обучающихся;
  • нерациональное использование времени урока.

Анализ уроков показал, что молодой педагог имеет достаточный уровень методической и теоретической подготовки, но пока испытывает затруднение в организации учебной деятельности обучающихся. Анкета для молодого специалиста, помогла также определить, насколько он готов повышать свой профессиональный уровень.

Я, как опытный учитель, уверена, что работа с молодым педагогом не должна носить хаотичный и эпизодический характер. Поэтому мною была разработана программа наставничества «Путь в профессию», об опыте реализации которой мне бы хотелось рассказать более подробно.

Цель программы: создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы, закрепление в профессии.

Основные задачи:

  • определить уровень профессиональной подготовки наставляемого;
  • выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
  • помочь адаптироваться к новым условиям трудовой деятельности;
  • создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога;
  • развивать потребность к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.

В условиях постоянной изменчивости современного мира, реализацию данной программы наставничества мне удобнее было запланировать на год.

Планируемые результаты реализации программы наставничества

  • активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
  • повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
  • обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
  • умение проектировать воспитательную систему, работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.

По нашему обоюдному согласию, мы с молодым педагогом начали совместную деятельность наставника и наставляемого. Для меня это стало началом формирования опыта в роли учителя-наставника, новой страницей в моей педагогической деятельности.

Прежде всего, участникам наставничества должно быть комфортно работать и общаться вместе. Главным считаю, научить молодого специалиста не бояться задавать вопросы, ведь в ситуации, когда для тебя всё ново и непонятно приходит момент разочарования. Вовремя подставленное плечо коллег помогает этого не допустить. Первые три месяца работы стали самым насыщенным временем нашего взаимодействия.

Для того чтобы молодой специалист легко адаптировался к новой профессиональной среде я предложила коллегам методического объединения провести «Неделю знакомства». Перед каждым из педагогов методического объединения учителей начальных классов стаяла конкретная задача по адаптации нового коллеги (Приложение 2). Данное мероприятие помогло быстрее познакомить учителей с новым коллегой и сплотило педагогов методического объединения вокруг молодого специалиста.

Опытный учитель знает, что подготовка к уроку начинается с изучения нормативно-правовой базы, а для нас это - рабочая программа. С этой целью, совместно с молодым специалистом мы подробно изучили ресурс edsoo.ru. Основное внимание в процессе работы с данным сайтом уделялось соблюдению требований к рабочей программе, определению личностных, метапредметных и предметных результатов освоению конкретного учебного предмета, а также на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Определенные затруднения у начинающего учителя вызвал процесс проектирования урока, соответствующего принципам обновлённого ФГОС. Чтобы решить эту проблему, были проведены консультации и посещение уроков молодым специалистом. Особое внимание было уделено таким этапам урока, как:

  • создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками;
  • поиск решения проблемы учениками.

Кроме того мы рассмотрели современные образовательные технологии и активные формы работы с обучающимися на уроках. После консультаций и посещений уроков, совместно с молодым специалистом разрабатывали отдельные уроки. Всю работу с молодым педагогом я строю по плану: я показываю - рекомендую - делаю вместе с ней - обобщаю и мотивирую. Это ежедневное сотрудничество, содружество не только нас, как учителей, но и наших учеников.

Наряду с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков) в своей работе с молодым специалистом пробую применять и инновационные формы и методы:

  • SOS-консультация;
  • мозговой штурм;
  • «неделя знакомства»;
  • образовательные квиз;
  • информационно-методическая неделя;
  • методическая мастерская;
  • презентация педагогических идей;
  • методический диалог.

Положительно себя зарекомендовала такая нетрадиционная форма работы наставника, как проведение презентации педагогических идей. В процессе такого общения молодой педагог отмечает для себя все интересное, что он хотел бы применить на практике и в дальнейшем старается активно использовать в своей работе.

Кроме взаимодействия с наставником, мой молодой педагог участвует в работе методических объединений, в рамках профессионального диалога на педагогическом совете моя подопечная поделилась с коллегами особенностями адаптации первоклассников.

В феврале 2024 года в школе проходила методическая неделя «Ступени мастерства», где молодой педагог рассказала коллегам, какие эффективные приёмы устного счёта она использует на уроках математики в 1 классе.

Следует отметить, что одним из условий результативного сотрудничества является мотивация самого наставника: желание развиваться и делиться своим опытом и личная заинтересованность в достижении цели. Однако, каким бы профессиональным не был наставник, он не сможет помочь педагогу, не заинтересованному в обучении и развитии. Поэтому в своей работе большое внимание уделяем вопросам мотивации педагогов для саморазвития. Мой молодой педагог начал активно заниматься самообразованием и сумел пройти курсы повышения квалификации.

Считаю, что правильно выбранные формы методического сопровождения позволят начинающему учителю раскрыть свои творческие способности и организаторские возможности.

В заключение хочется дать совет всем молодым специалистам: «С какими бы сложностями в работе учителя вы бы ни столкнулись, помните: все они преодолимы! Наградой вам будет безусловная детская любовь и улыбки малышей, а еще гордость за своих воспитанников, которых вы многому научили!».