Сочетание музыки и хореографии - могучее средство эстетического воспитания детей. На уроках хореографии использование музыки создаёт представления о характере движений, вырабатывает точность, выразительность и индивидуальность в манере исполнения упражнений. Взаимодействие с музыкой развивает основы музыкальности ребёнка, а хореографическая деятельность оказывает положительное влияние на его общее развитие. Кроме того, музыка концентрирует память, внимание, восприятие, она поддерживает работоспособность, усиливает эффект выполняемых упражнений и повышает интерес учащихся к занятию.
На занятиях по хореографии дети учатся двигаться в соответствии с характером, темпом, динамическими оттенками музыкального произведения, его формой (различать вступление к музыке), определять на слух простые музыкальные размеры, различать длительности. Занимаясь хореографией, дети получают представление о темпе, динамических оттенках, метроритме, строении музыкального произведения.
Мелодия является важнейшей основой музыкального сопровождения на занятиях по хореографии. При выполнении упражнений учитывается направление мелодии. Различные виды мелодического рисунка воспроизводятся: движением рук (поднимая их на восходящую мелодию и опуская на нисходящую; движением всего тела, например, на восходящую мелодию с приседания встать на носки, руки вверх, на нисходящую мелодию - с носков присесть). За музыкальное сопровождение в хореографическом классе отвечает концертмейстер.
Концертмейстер аккордеонист в классе хореографии играет ключевую роль в реализации музыкальной части танцевальной деятельности. Его работа требует не только высокого профессионализма в исполнении музыкальных произведений, но и особого понимания потребностей хореографа, учащихся.
Концертмейстер - полноправный участник творческого процесса, помощник педагога. Кроме владения техникой исполнения, концертмейстер хореографии должен знать и понимать технологию движения, должен помочь учащимся услышать музыку и, прочувствовать ее, создать эмоциональную атмосферу занятия.
Одной из основных задач концертмейстера аккордеониста является подбор музыкального сопровождения, владение такими умениями, как подбор на слух сопровождения к мелодии, импровизации вступления, проигрышей, заключения. На занятиях по хореографии дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Важную роль в процессе музыкального воспитания играет музыкальное сопровождение, которое является основой проведения каждого занятия.
Успех концертмейстера в работе с детьми зависит от того, насколько правильно и выразительно он исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Важным моментом работы концертмейстера является также тесное сотрудничество с педагогом. Он должен помогать педагогу воплотить свои идеи с помощью музыки, он должен являться помощником на репетициях, концертных выступлениях.
Какие же знания и навыки необходимы концертмейстеру для начала профессиональной деятельности:
- Уметь читать с листа партию любой сложности;
- Знать основы хореографии, чтобы верно подобрать музыкальное сопровождение;
- Уметь импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии;
- Уметь «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент.
В обязанности концертмейстера на занятиях по хореографии входит:
- Подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение знаний о танце, о его характерных особенностях;
- Изучение опыта работы концертмейстеров в хореографических коллективах.
Кроме того, концертмейстер аккордеонист должен обладать высоким уровнем профессионализма и музыкальной грамотности. Он должен хорошо знать свой инструмент, иметь отличное чувство ритма и интонации, а также быть готовым к репетициям и выступлениям на профессиональном уровне.
Таким образом, работа концертмейстера аккордеониста в классе хореографии требует не только мастерства в музыкальном искусстве, но и способности к сотрудничеству, гибкости и творческому мышлению. Результативная работа в хореографическом коллективе возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. Педагог и концертмейстер должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого занятия. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокие результаты в исполнительской деятельности учащихся.
Итак, основным принципам музыкального оформления занятия, является соответствие музыки характеру движения, его темпу, ритму, стилю. Подбор музыкальных произведений грамотно ведется с учетом характера движения и музыки. Руководствуясь вышесказанным, концертмейстер сделает правильный выбор при музыкальном оформлении занятия и тогда танец поможет детям радоваться жизни и движению в ней и станет самым интересным и веселым занятием.