Мнемотехника в развитии связной речи детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: мнемотехника


Детям дошкольного возраста часто бывает сложно связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Бывает так, что пересказ текста и заучивание стихотворений вызывает трудности, быстрое утомление.

В работе с такими дошкольниками очень помогают приёмы символизации, они облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения нового материала, повышая интерес к познавательной деятельности и ребенок учится выделять главное, систематизировать и анализировать новые знания..

Многие дети особенно испытывают трудности в построении предложений, пересказе текста, их высказывания короткие: иногда не связанные между собой логически и содержат низкий уровень информативности.

Нередко и от родителей часто слышим такие слова - «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами». Как же помочь в этом и детям, и родителям?

Для решения этих проблем мы стали использовать - мнемотехнику.

Дело в том, что в основном у всех детей развита в большей степени зрительная (наглядно-образная) память, поэтому необходимо использовать такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом и умению детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.

Мнемотехника (с греч. - искусство запоминания) - это (технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание) система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать нужно с мнемоквадратов, далее идут мнемодорожки и мнемотаблицы.

Мнемоквадрат - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Например: Осенний лист.

Мнемодорожка - это таблица из трёх и более мнемоквадратов, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ. При помощи мнемодорожек дети учатся «читать» простые схемы из 2-4 символов и простые предложения из 2-3 слов, заучивать стихи, чистоговорки,рассказывать потешки и скороговорки, а также составлять различные истории, загадки.

Например: Дима рисует маленькую рыбку. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Следующий этап: работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию: он легко вспоминает картинку, а потом припоминает слова.

Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения, используемые в них;
  • контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

На начальном этапе предлагаем и объясняем детям значение символов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Опираясь на мнемотаблицу, дети могут спланировать свое будущее высказывание, ведь они могут служить для:

  • обогащения словарного запаса,
  • пересказа художественной литературы, сказок
  • обучения составлению рассказов,
  • разучиваниея стихотворений, чистоговорок, скороговорок, пословиц.
  • отгадывания и загадывания загадок.

Этапы работы над мнемотаблицами.

  • 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  • 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

В младших группах задания выполняются с помощью воспитателя, в старших - дети должны уметь самостоятельно.

Остановимся конкретно на том, как мы проводим с детьми работу с мнемотаблицами.

Возьмем пересказ сказки «Заюшкина избушка».

  1. Читаем детям сказку или вместе вспоминаем ее.
  2. Рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и расшифровываем их - что обозначает каждый из элементов (то есть происходит перекодировка информации).
  3. После этого разбора ребенок пробует последовательно составить пересказ согласно мнемотаблице.
  4. Зарисовывает сказку по памяти.

Пересказ - более лёгкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения.

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы - очень важный аспект их развития.

Мнемотаблицы (опорные схемы) делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана - подсказки.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета (обьекта), установить последовательность изложения выявленных признаков.

Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений . Включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.

Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.Такое заучивание стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Выразительное чтение педагогом стихотворения.
  2. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
  3. Чтение стихотворения еще раз с опорой на мнемотаблицу.
  4. Задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку лучше понять текст.
  5. Разъяснение педагогом слов непонятных ребенку, объяснение их значений в доступной форме.
  6. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
  7. Затем, ребенок повторяет стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  8. Предлагается детям по памяти зарисовать мнемотаблицу.

Постепенно дети начинают проявлять творческую самостоятельность. Через рисунок они передают свои мысли, чувства, свое видение мира. У них развивается воображение, память, фантазия. Наглядный образ слова, созданный ребенком на бумаге самостоятельно, отображается в его памяти.

Мнемотехника многофункциональна, то есть её можно также с успехом использовать в любой образовательной области.

Но наиболее широко приёмы мнемотехники принято применять в речевом развитии детей. В результате обучения детей с использованием мнемотехники:

  1. расширяется круг познаний об окружающем мире;
  2. возникает желание пересказывать тексты и придумывать занимательные истории;
  3. открывается интерес к заучиванию стихотворений и потешек;
  4. обогащается словарный запас;
  5. дети преодолевают свою робость, застенчивость, обучаются свободно себя чувствовать перед аудиторией.
  6. улучшается внимание, память, образное мышление
  7. значительно сокращается период обучения связной речи дошкольников

Мнемотехника универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.

Все, что требуется для работы - это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии. А ее у педагогов не занимать.