Детям дошкольного возраста часто бывает сложно связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Бывает так, что пересказ текста и заучивание стихотворений вызывает трудности, быстрое утомление.
В работе с такими дошкольниками очень помогают приёмы символизации, они облегчают и ускоряют процесс запоминания и усвоения нового материала, повышая интерес к познавательной деятельности и ребенок учится выделять главное, систематизировать и анализировать новые знания..
Многие дети особенно испытывают трудности в построении предложений, пересказе текста, их высказывания короткие: иногда не связанные между собой логически и содержат низкий уровень информативности.
Нередко и от родителей часто слышим такие слова - «У нас стихи не запоминаются! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами». Как же помочь в этом и детям, и родителям?
Для решения этих проблем мы стали использовать - мнемотехнику.
Дело в том, что в основном у всех детей развита в большей степени зрительная (наглядно-образная) память, поэтому необходимо использовать такие приемы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом и умению детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.
Мнемотехника (с греч. - искусство запоминания) - это (технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание) система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать нужно с мнемоквадратов, далее идут мнемодорожки и мнемотаблицы.
Мнемоквадрат - это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Например: Осенний лист.
Мнемодорожка - это таблица из трёх и более мнемоквадратов, расположенных линейно, по которым можно составить небольшой рассказ. При помощи мнемодорожек дети учатся «читать» простые схемы из 2-4 символов и простые предложения из 2-3 слов, заучивать стихи, чистоговорки,рассказывать потешки и скороговорки, а также составлять различные истории, загадки.
Например: Дима рисует маленькую рыбку. У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Следующий этап: работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко запоминает информацию: он легко вспоминает картинку, а потом припоминает слова.
Главное - нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
- геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
- планы и условные обозначения, используемые в них;
- контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
На начальном этапе предлагаем и объясняем детям значение символов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Опираясь на мнемотаблицу, дети могут спланировать свое будущее высказывание, ведь они могут служить для:
- обогащения словарного запаса,
- пересказа художественной литературы, сказок
- обучения составлению рассказов,
- разучиваниея стихотворений, чистоговорок, скороговорок, пословиц.
- отгадывания и загадывания загадок.
Этапы работы над мнемотаблицами.
- 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
- 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.
В младших группах задания выполняются с помощью воспитателя, в старших - дети должны уметь самостоятельно.
Остановимся конкретно на том, как мы проводим с детьми работу с мнемотаблицами.
Возьмем пересказ сказки «Заюшкина избушка».
- Читаем детям сказку или вместе вспоминаем ее.
- Рассматриваем таблицу с изображенными на ней символами и расшифровываем их - что обозначает каждый из элементов (то есть происходит перекодировка информации).
- После этого разбора ребенок пробует последовательно составить пересказ согласно мнемотаблице.
- Зарисовывает сказку по памяти.
Пересказ - более лёгкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения.
Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы - очень важный аспект их развития.
Мнемотаблицы (опорные схемы) делают высказывания детей чёткими, связными и последовательными, они выступают в роли плана - подсказки.
Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета (обьекта), установить последовательность изложения выявленных признаков.
Важной составляющей в речевом развитии детей является заучивание стихотворений . Включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы.
Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.Такое заучивание стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этапы работы над стихотворением:
- Выразительное чтение педагогом стихотворения.
- Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть.
- Чтение стихотворения еще раз с опорой на мнемотаблицу.
- Задаются вопросы по содержанию стихотворения, что помогает ребенку лучше понять текст.
- Разъяснение педагогом слов непонятных ребенку, объяснение их значений в доступной форме.
- Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
- Затем, ребенок повторяет стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Предлагается детям по памяти зарисовать мнемотаблицу.
Постепенно дети начинают проявлять творческую самостоятельность. Через рисунок они передают свои мысли, чувства, свое видение мира. У них развивается воображение, память, фантазия. Наглядный образ слова, созданный ребенком на бумаге самостоятельно, отображается в его памяти.
Мнемотехника многофункциональна, то есть её можно также с успехом использовать в любой образовательной области.
Но наиболее широко приёмы мнемотехники принято применять в речевом развитии детей. В результате обучения детей с использованием мнемотехники:
- расширяется круг познаний об окружающем мире;
- возникает желание пересказывать тексты и придумывать занимательные истории;
- открывается интерес к заучиванию стихотворений и потешек;
- обогащается словарный запас;
- дети преодолевают свою робость, застенчивость, обучаются свободно себя чувствовать перед аудиторией.
- улучшается внимание, память, образное мышление
- значительно сокращается период обучения связной речи дошкольников
Мнемотехника универсальна - может использоваться педагогами всех возрастных групп.
Все, что требуется для работы - это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии. А ее у педагогов не занимать.