Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Руководство учебным проектом

Классы: 2, 3, 4

Ключевые слова: проектная деятельность


Как известно, с 1 сентября 2022 года во всех школах России вступил в силу обновлённый ФГОС начального и основного общего образования.

Новый (обновлённый) стандарт уточняет и актуализирует действующий ФГОС.

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся очень логично вписывается в структуру ФГОС третьего поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального и основного общего образования.

Современное информационное общество ставит перед образованием новые задачи: «не научить» на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь.

Вместо накопления знаний необходимо сегодня ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике.

  • Вся наша жизнь - череда различных проектов.
  • Задача учителя - научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
  • Самое сложное для учителя - суметь раскрыть творческие способности своих учеников
  • Проекты в младших классах - это трудно? Это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования.
  • Но все-таки - это возможно. Одна оговорка: речь, скорее всего, не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно.
  • Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании.
  • Но для малыша - это будет его проект.

Тема моего выступления объединяет два серьезных и актуальных вопроса: во-первых, способности и навыки младших школьников, а во-вторых, проектная деятельность, как перспективное и востребованное сегодня средство формирования речевых навыков.

Весь процесс обучения, включая развитие мышления, памяти, воображения, эмоциональной грамотности, коммуникативных навыков младших школьников, осуществляется благодаря активному развитию речи. Важно найти наиболее эффективные инструменты, приемы и методы его разработки, одним из которых является проектная деятельность, организованная учителем и реализуемая младшими школьниками.

Преимущества проектной технологии: В процессе проектной деятельности реализуются все универсальные учебные действия обучающихся (предметные, метапредметные, коммуникативные, образовательные, регулятивные)

В процессе проектной деятельности задействовано большое количество современных инновационных технологий:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Развивающее обучение
  • Эвристическое обучение
  • Дискуссионные технологии
  • Исследовательские методы
  • Технология развития критического мышления
  • Обучение в сотрудничестве
  • Информационно-коммуникативные и т.д.

Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации.

Коммуникация - это своего рода сотрудничество.

"То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал выдающийся психолог Л.С.Выготский, - завтра он способен выполнить самостоятельно". Выполнение проектов (как индивидуальных, так и групповых) погружает детей в коммуникативно-речевую ситуацию и ситуацию сотрудничества.

Принимая на себя роль проектантов, ученики учатся работать с книгой и другими источниками, слушать учителя, товарища, самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника.

У учащихся формируются умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи (связно отвечать по плану, пересказывать и излагать свои учебные действия, как устно, так и письменно, вести записи в дневнике наблюдений и т.д.)

Анализируя учебники, которыми мы пользуемся, я отметила, что при завершении раздела или темы детям предлагается выполнить проект. Очень сложная работа, требующая, больших усилий, навыков самостоятельной деятельности, программирования и аналитического мышления!

Это сложная работа! Естественно, ученики, вступая в проектную деятельность, нуждаются в дополнительной поддержке.

Я могу с уверенностью сказать, что это очень трудно, но интересно и актуально. Совместное участие в проектной деятельности учит детей организовывать взаимодействие в группе; оформлять свои мысли в устной и письменной речи, уметь задавать уточняющие вопросы, оценивать различные точки зрения.

В результате такого взаимодействия развиваются коммуникативные умения: постановка вопросов, обращение за помощью к людям, умение быть вежливым.

Во время защиты проекта дети учатся выступать перед аудиторией, подбирать слова и строить фразы, владеть различными формами публичных выступлений, уметь составлять план выступления, связно выступать по плану.

Когда ребёнок видит результаты своей работы, представляет их окружающим, то он чувствует уверенность в своих силах, гордость, а это очень важно для детей !

Я считаю, что метод проектной технологии - самая удачная находка в моей работе.

Я вижу, как растут мои ученики, самоутверждаются, умеют критически мыслить, ориентируются в сложных ситуациях, могут планировать свои действия и просто получают удовольствие от своих результатов и успешности.

И немаловажным является то, что в работе участвуют родители

Хочется выразить благодарность родителям моих учеников за их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке, у нас все получается!

В заключение хочется отметить положительные элементы, которые присутствуют в проектном методе обучения.

Расширяется образовательный кругозор детей, возрастает стойкий познавательный интерес. У них есть возможность показать свои творческие, организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

Проводя анализ особенностей проектной деятельности, могу сделать вывод, что она является видом деятельности, который активизирует и мотивирует процесс обучения младшего школьника, помогает ему, пользуясь своими индивидуальными особенностями осуществлять деятельностный подход, реализуя требования ФГОС.

Литература

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. - 2012. - №52.
  3. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 №61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания»
  4. Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.06.2019 № 224 «Об утверждении государственной программы Республики Северная Осетия-Алания «Развитие образования Республики Северная Осетия-Алания» на 2020 - 2024 годы».

Учебники, монографии, брошюры

  1. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. - Мн.: Пропилеи, 2018. - 340 с.
  2. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. -М.: Просвещение, 2017. - 350 с.
  3. Круподерова Е.П., Попенко С.Д. Выбор интернет-платформы для организации проектной деятельности//Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №3. - С.34-37.
  4. Олонцева Л.Н. Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса/ Л. Н. Олонцева// Школьная педагогика. - 2019. - № 2 (15). - С. 12-19.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Проспект, 2015. - 390 с.
  6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? - М.: АМК и ПРО, 2016. - 290 с.
  7. Проектные задачи в начальной школе/ Под ред. А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2018. - 320 с.
  8. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пос. для учителя. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2018. - 360 с.

Электронные ресурсы

  1. Данилов О.Е. Организация проектной деятельности учащихся с помощью интернет-ресурсов образовательного назначения / О.Е.Данилов. - Текст: непосредственный // Школьная педагогика. - 2017. - № 1 (8). - С. 50-57. - URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2048/
  2. Интернет- ресурсы по применению проектной технологи - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://infourok.ru/internet-resursy-po-primeneniyu-proektnoj-tehnologii-5801501.html
  3. Липаева Т.А. Проектная деятельность в образовании. - Электронный ресурс. - Режим доступа:http://www.eduportal44.ru
  4. Основные понятия и процессы управления проектами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pmprofy.ru/content/rus/88/884-article.asp