Конспект открытого мероприятия «Дети – права и обязанности»

Разделы: Внеклассная работа


Цель: формирование правовой культуры детей через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

  • Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
  • Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.
  • Воспитывать уважение к правам других детей, людей.

Вступление

  1. Что такое право? (Система правил поведения и общеобязательных норм, которые регулируют поведение людей и отношения между ними)
  2. Кто следит за выполнением этих правил? (Государство)

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он - человек. Недаром говорят, что источник прав человека - в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

Ребята, кто из вас знает, какие документы закрепляют права человека?

Первый документ по правам человека появился в 1215 г. под названием "Великая хартия вольностей". Этот документ обеспечивал права английских феодалов.

Следующий документ появился в 1776 г. в Америке - "Декларация независимости", в 1789 г. появляется французская "Декларация прав человека и гражданина".

Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.

В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.

- Что это за организация?

В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

Очень тесно связана со "Всеобщей декларацией прав человека" "Конвенция о правах ребенка".

- Что это за документ? (Базовый документ по защите прав детей во всем мире).

В отличие от "Всеобщей декларации прав человека", которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, "Конвенция о правах ребенка" принятая в 1989 г. требует обязательного выполнения прав всех детей.

В "Конвенции о правах ребенка" сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.

Какие ещё документы вы знаете, где говорится о ваших правах и обязанностях. (Конституция РФ, семейный кодекс) (на экране слайд с изображением этих документов). В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить права другого

Здравствуйте. Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз поговорить об очень важной для всех нас теме. Наше занятие пройдет в форме познавательной игры.

Но для начала предлагаю вашему вниманию изречения, афоризмы известных людей. Как вы видите, в них сделаны пропуски. Пропущены слова: "ответственность", "права", "обязанность". Вставьте недостающие слова в афоризмы. (Дети высказывают свои предположения)

Афоризмы

  1. "Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один." Ф.Искандер (Ответственность)
  2. "Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших …." Э.Борк (Права, обязанности)
  3. "Корень слова"… "объясняет его смысл - способность отвечать, отзываться, действовать." П.Коэльо (Ответственность)
  4. "Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища." И.Шевелев (Права, обязанности)
  5. "... влекут за собой обязанности. "(Латинское изречение) (Права)

Какие 3 слова нам встретились в этом задании? Правильно "права", "обязанности", "ответственность", именно об этих понятиях пойдет разговор на занятии. Тема его звучит так : Права, обязанности и ответственность подростка".

Презентация

Детский труд в XIX веке

Дети трудились наравне со взрослыми. Их привлекали к следующим видам работ:

  • сельскохозяйственные;
  • производственные (труд на мануфактурах, предприятиях);
  • добывающие (работа в шахтах).

Дети начинали самостоятельно работать с раннего возраста, иногда даже с 6 лет. Условия труда для маленьких работников были тяжелыми:

  • ненормированный рабочий день (16, 18-часовые смены);
  • меньшая, по сравнению со взрослыми, оплата труда;
  • работа по воскресеньям.

Из-за таких условий дети часто болели и не могли получить минимального образования. Ситуация начала меняться только в конце XIX века, когда были изданы следующие законы:

  • о запрете привлекать к работе детей до 12 лет (от 1 июня 1882 года). Также в этом законе регламентировался 8-часовой рабочий день, запрещалось привлекать детей на вредное производство, а также были отменены ночные и воскресные смены;
  • закон от 1 октября 1885 года, по которому дети до 17 лет и женщины освобождались от ночных смен на шерстяных, хлопчатобумажных и полотняных фабриках Это встретило недовольство промышленников, которые продолжали использовать детский труд на свое усмотрение. Отследить выполнение законов можно было только в крупных городах, в провинциях же все оставалось по-прежнему.

Обязанности

Как вы видите, обязанностей у человека всегда больше чем прав.

Невыполнение обязанностей человека влечет к ответственности за совершенные поступки.

- Что такое ответственность?

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки.

- Ребята, какие виды ответственности вы знаете?

1. Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3. Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Административная ответственность - наказание за действия, запрещенные административным кодексом. Наступает с 16 лет (до этого возраста отвечают родители)

Перечень нарушений:

  • жестокое обращение с животными
  • повреждение транспортных средств
  • распитие спиртных напитков и появление в нетрезвом виде в общественных местах
  • нарушение правил дорожного движения
  • нарушение устава школы
  • мелкое хулиганство

Уголовное правонарушение, т.е. преступление, запрещенные законом действия (или бездействия). Такие преступления наносят вред личности, государству, обществу (убийства, кражи и т.д.

- Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

4. Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

С 14 лет наступает уголовная ответственность за совершение следующих преступлений:

  • убийство
  • умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
  • похищение человека
  • изнасилование
  • кража, грабеж
  • вымогательство
  • терроризм
  • заведомо ложное сообщение
  • вандализм
  • приведение в негодность транспортных средств

Виды наказаний назначаемым несовершеннолетним:

  • штраф;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • ограничения свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются в суде и в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред.

Ситуации из жизни

Вам даны ситуации из жизни. Прочитайте их и определите, какие права нарушены. К карточкам с ситуациями найдите строчку с нарушением прав. Наклейте полоску с ответом рядом с предложенной ситуацией. По завершению работы свои ответы предоставьте жюри. Оценивается правильность ответов и быстрота выполнения задания. (Время работы 4 минуты, за правильный ответ 1 балл + 2 балла за скорость)

1 ситуация. Ученик 8 класса Василий готовил домашнее задание по биологии, где ему задали сделать компьютерную презентацию по теме"Дыхание" . Вася не стал себя утруждать и скачал презентацию из Интернета, не указав автора, а на уроке выдал работу другого человека за свою. Какое право нарушил Вася?

+ Право на авторство

2 ситуация. Ученики 9 класса отдыхали на перемене. Дима подошел к соседней парте без спросу взял телефон одноклассницы поиграть . Какое право нарушено?

+ Право на собственность другого человека

3 ситуация. Семья пережила сложный период - мать с отцом развелись. Мать усердно не дает своему десятилетнему сыну общаться с отцом. Какое право нарушено?

+ Право на общение ребенка с обоими родителями

4 ситуация. Ученицы 9 класса невзлюбили свою одноклассницу. Решили ей сделать не приятное. Пришли в школьный туалет для девочек на стенах написали не приятные слова, а также упомянули ее домашний и сотовый телефоны. Какое право нарушено?

+ Право на не разглашение личных данных

5 ситуация. Ученик 8 класса Коля не любит учиться, а любит на уроках громко разговаривать и даже петь. Какое право человека нарушает Коля?

+ Право на образование

6 ситуация. Мальчики баловались на перемене и закрыли Диму в кабинете биологии на ключ, а сами убежали. Дима испугался. Просидел взаперти 15 минут, пока не пришел учитель. Какое право нарушено?

+ Право на свободу передвижения.

7 ситуация. Пятнадцатилетний ученик решил вступить в школьную молодежную организацию. Но мама ему запретила это сделать, объяснив что работа в организации может повлиять на его успеваемость. Какое право нарушено?

+ Право на вступление в общественные организации не представляющие опасность для жизни подростка.

8 ситуация. Мама Жени не дает деньги на питание в школьной столовой. Объясняет это тем, что решила копить себе на шубу. Какое право нарушено?

+ Право на получение питания ребенком

9 ситуация. Миша считает себя достаточно взрослым и у него на все есть уже свое мнение. Но дома его абсолютно отказываются слушать и говорят, что он должен вырасти, чтобы иметь свое мнение.

+ Право на высказывание и на свою точку зрения.

Сказочная викторина

  1. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…. (свободное передвижение)
  2. Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на…. (личную неприкосновенность)
  3. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушили его право на …. (неприкосновенность жилища)
  4. Балда из сказки А.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на …. (труд)
  5. Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на …. (владение имуществом)
  6. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на …. (жизнь и личную неприкосновенность)
  7. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка».)
  8. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разобла­чено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)
  9. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок».)
  10. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на иму­щество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)
  11. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)

Конкурс "Угадай-ка!"

- Угадай героя по описанию: зачитываются характеристики героев, а ребята должны угадать, о ком идёт речь?

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Сказка о рыбаке и рыбке. Старуха)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц)

Заключение: подведение итогов