Система работы с одарёнными детьми (из опыта работы)

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: одаренные дети


«Каждый ребенок может всё" -
учитель должен сам верить в эту формулу и
внушать её ребенку»

Ш.А.Амонашвили

Как известно, в основе дифференцированного подхода в работе с детьми лежат разные уровни психо-физического развития детей. Слабый уровень, когда ребёнок медленно воспринимает информацию, имеет рассеянное внимание, кратковременную память и.т.д. Средний - таких детей большинство, это чаще всего визуалы. Воспринимают информацию в нормальном среднем темпе, умеют концентрировать внимание, запоминают небольшой объём материала. Высокий уровень психофизического развития - это талантливые дети. У них отличная память, абстрактное мышление, большой словарный запас, они с удовольствием делают сложные долгосрочные задания, и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.

Не для кого не секрет, что дети всех уровней сейчас могут самостоятельно найти в Интернете нужную информацию, сделать презентацию практически по любому предмету, используя разные анимационные эффекты. Но самостоятельно выбрать значимые опорные моменты из большого количества материала, грамотно выстроить и представить презентацию способные не многие. На это способны чаще всего дети среднего и высокого уровня. Отсюда и вытекает проблема - как помочь талантливому ребёнку правильно оформить и представить презентацию. Здесь нужны другие приёмы, формы и методы работы с учётом специфики предмета.

Презентация по мировой художественной культуре - это презентация особая. Здесь не нужны анимационные и мультипликационные эффекты, а нужны хорошего качества репродукции картин, эпизоды, чёткие фрагменты архитектурных элементов, орнаментов и т.д. Необходимую информацию по слайду ученик должен рассказывать устно сам, причём желательно наизусть, а изображение служит ему опорой или тезисом. Разрешается подпись репродукции с указанием автора и названия картины. Составляя презентацию, таким образом, школьник решает сразу несколько задач:

  • хорошее знание материала и его устное изложение
  • работа над грамотной речью
  • развитие памяти как зрительной, так и слуховой
  • составление презентации, выбор необходимых репродукций и логичное их построение
  • анализ и синтез информации по данной теме.

К такому высокому уровню обобщения готов далеко не каждый ребёнок, а тот который хочет и может это делать растёт и развивается вместе с учителем. Поэтому цель сформулируем так - создать психолого-педагогические условия для активизации деятельности одарённых детей гимназии № 4.

Работая над данной проблемой много лет, у меня сформировалась своя система работы с одарёнными детьми.

Первый этап - «Введение в МХК» 3-4 классы. В возрасте 9-10 лет у детей уже сформировано представление о предметах культурологического цикла. Они изучают изобразительное искусство, художественный труд, музыку и предмет МХК расширяет эту сферу деятельности ребёнка. Для преподавания «Введения в МХК» 3-4- классах я пользуюсь методический комплект А.М. Вачьянц «Вариации прекрасного. Введение в МХК». В этом методическом комплекте для учителей, разработаны основы искусствознания необходимые дальнейшего изучения курса МХК.

На уроках МХК в 3-4 классах дети знакомятся с видами искусств (искусство слова, звука и изображения), с пространственными и пластическими искусствами, с жанрами в изобразительном искусстве с архитектурой и её видами. Учатся различать разные виды искусства, их жанры, сравнивают и пытаются анализировать произведения искусства по сюжету, по стилевым признакам.

На каждом этапе обучения мировой художественной культуре я обязательно учитываю психофизические особенности детей определённого возраста. Так на первом этапе обучения я стараюсь использовать игровые формы работы, так как для детей этого возраста игра - самый увлекательный тип познания, через игру дети самовыражаются. Например: игры «Найди лишнее», «Угадай-ка» памятников изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, «Услышь картину», викторина «Знатоки Новосибирской архитектуры», Всероссийская игра «Золотое руно» и другие. Знакомясь с разными видами искусства, у детей закладываются основы восприятия курса мировой художественной культуры.

Учебные задачи первого этапа:

  • развитие чувств, эмоций и образного мышления при общении с произведениями искусства;
  • развитие творческого воображения;
  • освоение знаний о произведениях искусства отечественных мастеров;
  • овладением умением определять жанры изобразительного искусства, виды архитектуры;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса и потребности в общении с искусством.

Второй этап - новая ступень в изучении МХК. Результатом его становится участие школьников 5-6- классов в школьной научно-практической конференции «Дебют», в районной олимпиаде по МХК и в международном конкурсе «Золотое руно».

Для преподавания МХК в 5-6 классах, я использую учебно-методический комплекс Г.И. Даниловой «Мировая художественная культура» (5 класс - Вечный образы искусства. Мифология, 6 класс - Вечные образы искусства. Библия»). Кроме того, ребята изучают мифологию Древней Греции и средневековые легенды по дополнительным источникам.

В этом возрасте происходит слияние восприятия искусства и деятельности, поэтому уроки МХК я стараюсь строить с опорой на эмоционально-чувственную сферу. На уроках МХК 5-6 классы сравнивают и анализируют древнеегипетскую, древнегреческую и древнеримскую культуру, изучают такие понятия как - миф, сказка, легенда, быль и т.д., высказывают свои чувства и эмоции об увиденном произведении искусства, выступают с сообщениями и мультимедийными презентациями.

Учитывая психофизические особенности детей 11-12 лет, замечаешь, что ребята с интересом участвуют в викторинах, интеллектуальных турнирах, в занимательных соревнованиях по предмету. Поэтому на уроках МХК в 5-6- классах стараюсь использовать такие типы заданий как - викторина «Знаешь ли ты культуру Древней Греции?», игра - сравнение «Греческие и римские боги», игры - путешествия «Приключения Ясона» и «Одиссей. Путь домой», составление и решение кроссвордов, интеллектуальный турнир «Знатоки Рима».

Учебные задачи второго этапа:

  • закрепление изученного материала в 3-4-х классах;
  • развитие художественно-творческих способностей;
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре;
  • умение пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
  • умение выполнять учебные творческие задания (сообщения и доклады).

Третий этап

Для обучения детей 7-8-х классов я использую учебно-методический комплект Ю.С.Рябцева и С.И.Козленко «История русской культуры X-XIX век», в комплект входит учебник и рабочая тетрадь. Учебник содержит богатый текстовый и иллюстративный материал. Поэтому ребята с удовольствием сравнивают иконы и картины разных мастеров одной исторической эпохи, высказывают собственные суждения по проблемам русской культуры, изучают особенности русского зодчества, знакомятся с культурными традициями народов России и других стран мира, с направлениями и национальными школами в искусстве, со спецификой языка разных видов искусства.

Мои многолетние педагогические наблюдения выявили следующую проблему. Не все школьники могут грамотно пересказать текст, выделить основную мысль в абзаце, определить историческое событие, изображённое на картине. Для решения этих проблем я использую дифференцированный подход к каждому ученику - даю индивидуальные задания, беседую по материалам темы, использую творческие вопросы из смежных дисциплин (литературы, музыки и изобразительного искусства).

Также на уроках МХК в 7-8-х классах я использую эмоционально-игровые приёмы: терминологическая летучка «Ошибки в тексте», игра «Ты внутри картины - твои ощущения», викторина «Найди одинаковые стили в разных странах», творческое задание «Каким образом фон может помочь понять характер персонажа?», тесты на воображение «Твоё название произведения искусства» (по Е. Торшиловой).

Задачи третьего этапа обучения МХК

  • развитие грамотой монологической речи;
  • воспитание культуры восприятия произведения искусства, толерантности, уважение к культурным традициям народов России и других стран мира;
  • развитие образно-ассоциативного мышления;
  • освоение знаний о направлениях и национальных школах в искусстве, о специфике языка разных видов искусства;
  • использование приобретённых знаний для расширения кругозора и самостоятельного художественного творчества.

Четвёртый этап - заключительный этап изучения мировой художественной культуры в школе. В 9-11-х классах ребята пытаются осознать исторические и эстетические связи искусства и современной жизни. На уроках МХК в 9-11-х классах используется учебно-методический комплекс Л.Г. Емохоновой (базовый уровень), который включает в себя учебник, рабочую тетрадь и компьютерный диск.

Задачи четвёртого этапа:

  • формирование навыков сравнения художественных стилей и соотношения их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой;
  • освоение знаний о роли знака, символа, мифа в художественной культуре;
  • освоение знаний об особенностях возникновения и основных чертах стилей и направлений мировой художественной культуры;
  • формирование умения ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
  • выполнение творческих заданий и научно-исследовательских работ.

На заключительном этапе обучения МХК я особое внимание уделяю научно-исследовательской деятельности учащимся. Ребята под руководством педагога занимаются изучением интересной для них темы. Результаты этой работы представлены на гимназических, районных и городских научно-практических конференциях.

Система обучения основам научно-исследовательской деятельности в курсе МХК опирается на общие для всех дисциплин и специфические для предмета методы и технологии. В зависимости от избранной темы учащиеся осваивают стилевой, семантический, образно-композиционный и другие виды исследования, знакомятся с работой в архивах, проводят социологические опросы и т.д. Важной составной частью является приобретение навыков оформления результатов в виде тезисов, рефератов, статей и докладов. Грамотное изложение, освоение нормативов оформление литературы, источников, цитат и ссылок формируют у обучающихся добротные навыки, которые в дальнейшем могут стать базой для выполнения реферативных работ в вузе по самым разным учебным дисциплинам. Важно, чтобы ребята видели эту перспективу.

На всех этапах научно-исследовательской работы я стараюсь сохранить воспитательный аспект занятий, начиная с выбора темы. Список предлагаемых тем рефератов, утверждён администрацией и находится в читальном зале гимназии. Темы рефератов имеют свою проблему, раскрывая которую ученик вынужден самостоятельно мыслить и делать выводы, а не просто скачивать готовый материал из Интернета. Например -

  • «Эволюция стиля Валентина Серова» Как происходит эволюция живописной системы Серова в сторону модернизма? Найдите общие черты у Серова и Гогена, Матисса, Тулуз-Лотрека)
  • «Роль сюжета в творчестве Эдуарда Мане» (Сюжет для Мане - только предлог для живописи. Можно ли с этим согласиться и если да, то в отношении каких работ художника? Соответствует ли эта позиция самому Э.Мане? Как это отражается на восприятии зрителем его картин?

Рассматривая каждый реферат как возможность более глубокого постижения духовно-нравственных ценностей, я стремлюсь к тому, чтобы каждая тема помогала раскрыть творческий и личностный потенциал ученика. Особое внимание я уделяю воспитанию воли, целеустремленности ответственности, честности по отношению к науке и к тем явлениям человеческой культуры, которые находятся в центре внимания начинающего исследователя.

В задачи научно-исследовательской деятельности по предмету входит также удовлетворение разнообразных индивидуальных образовательных, потребностей и склонностей школьников, в том числе связанных с их последующим профессиональным самоопределением.

Научно-исследовательская работа помогает сделать осознанный выбор жизненного пути и получить соответствующую подготовку по избранному профилю.
Талантливые дети могут участвовать в

  • школьных олимпиадах по МХК 3 -11 классы
  • в дне творческих отчётов по МХК 5-11 классы
  • в конференции по МХК для 5-8 классов в рамках гимназических чтений «Дебют»
  • в районных, городских и региональных олимпиадах по МХК 9-11 классы
  • в районных и городских НПК 9-11 классы
  • в областном конкурсе по истории и культуре Новосибирской области «Мир на ладони» 5-8 классы
  • во Всероссийском конкурсе «Золотое руно» 2-11 классы
  • во Всероссийском фестивале исследовательских работ учащихся «Портфолио» 7-11 классы.

Такая работа не проходит бесследно. Вот некоторые итоги.

Городская олимпиада

  • 2005-2006 год Финогеева Мария 10 класс (I место), Лях Татьяна10 класс (II место).
  • 2006-2007 год Финогеева Мария 11 класс (I место).
  • 2007-2008 год Грищенко Ксения11 класс (II место), Измайлова Мария 10 класс (I место).
  • 2008-2009 год Измайлова Мария 11 класс (победитель), Грищенко Татьяна 9 класс (победитель).

Городская олимпиада

  • 2009-2010 год Грищенко Татьяна 10 класс (III место).

Региональная олимпиада

  • 2008-2009 год Измайлова Мария 11 класс (III место), Грищенко Татьяна 9 класс (I место).

Научно-практические конференции

2005-2006 год Штатных Софья 10 класс

  • «Геометрический орнамент в русской вышивке 19-20 веков» (участие в районной НПК)

2006-2007 год Финогеева Мария 11 класс

  • «Истоки сюрреализма в картине Тициана «Венера и органист» (участие в районной НПК)

2007-2008год Чумакаева Виктория 11 класс

  • «Куда ведут дороги на картинах И.Левитана?» (дипломант районной НПК)

2008-2009 год Измайлова Мария 11 класс

  • «Разнообразие иллюстраций к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (лауреат районной и городской НПК)

2009-2010 год Грищенко Татьяна 10 класс

  • «Некоторые аспекты символического значения руки» (лауреат городской НПК)

В работе с детьми для меня главным является душа ребёнка, его духовный рост, возможность путём проникновения в мир искусства помочь школьникам раскрыть себя в своих проявлениях. В результате ребёнок может не только отличать настоящее искусство от фальши, чувствовать наслаждение от общения с прекрасным, ощущать счастье, но и он овладевает способностями к самореализации, что в свою очередь может определить новые более высокие пути его собственного внутреннего развития.

«Ибо только владеющий искусством может обучать.» (Аристотель)