Совершенствование двигательных навыков

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Вместе с развитием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.) и в тесной взаимосвязи с ними совершенствуют и двигательные навыки. В жизни, при занятиях физической культурой и спортом правильные, рациональные движения помогают человеку наилучшим образом реализовать свои физические возможности. Большую часть умений и навыков, так же, как и качеств, мы приобретаем в детстве. Поэтому очень важно помогать ребенку, когда он учится двигаться. Делать это нужно не навязчиво, оказывая содействие и в то же время не мешая самостоятельному овладению движениями.

Двигательный опыт человека представляет собой не что иное, как ранее освоенные и как бы заготовленные впрок различные движения, умения и навыки. Многими из них мы пользуемся достаточно часто, другие же долго ждут своей очереди. Прочно освоенные навыки сохраняются длительное время даже без систематической тренировки. Так, можно только удивляться, насколько быстро человек вновь становится на коньки после многолетнего перерыва, вспоминая, казалось бы, давно забытые движения.

Наши возможности в освоении новых движений также тесно связаны с предшествующим двигательным опытом, потому что в них встречаются известные или похожие элементы, ранее освоенная взаимосвязь между ними и знакомые мышечные ощущения. Все более или менее сложные движения состоят из набора простых. И как наша речь зависит от словарного запаса, так и возможности обогащения двигательных навыков зависят от запаса простых движений. Поэтому одна из главных задач, особенно на стадии начального обучения, увеличить запас правильно выполняемых простых упражнений.

В процессе обучения элементам движений необходимо не только подмечать ошибки, но и поощрять детей, когда им удается их исправить.

Не торопитесь подсказывать и не давайте много указаний. Если ребенок добьется требуемого сам или с минимальной помощью, он получит удовольствие от своей работы, а сформированный навык будет более стойким. Освоив в занятиях несколько простых упражнений, необходимо составить из них 2-3 несложных соединения и предложить ребятам выполнить их самостоятельно. Проанализировав выполнение, вновь повторить элементы, а затем и их соединения. Предлагаю несложные упражнения, объединенные в группы по целевому признаку. Сообразно с имеющимися условиями эти упражнения можно дополнить придуманными вами движениями. Рекомендую начинать каждое занятие с повторения ранее освоенных движений сразу в соединениях. Для обучения следует подбирать не больше 2-3 упражнений из разных групп. Это ускоряет обучение и делает занятия интереснее.

1. Прыжки: с места (в длину, двойным и тройным, спрыгивая с препятствия и запрыгивая на него; с разбега прыжки на правой и левой ноге, с ноги на ногу, на обеих ногах в полуприседе и приседе - «лягушка»), впрыгивание на препятствие толчком одной и обеих ног; прыжки в высоту, доставая веточку.

2. Бег: преодолевая различные доступные препятствия (наступая, перепрыгивая, перелезая); сбегая с горки и вбегая в нее; бег с многократным изменением направления; «челнок»; бег приставными шагами правым и левым боком, спиной вперед.

3. Метания: с места - метание набивного мяча (1-2 кг в зависимости от возраста и подготовленности) снизу вперед, снизу через себя назад, вперед из-за головы, снизу над головой с ловлей; различные броски с ловлей в парах.

Очень важно научить детей не только правильно бросать мяч, но и правильно ловить его, амортизируя руками, ногами и всем телом.

4. Лазанье и висы на гимнастической стенке: висы и спуск со стенки, непрерывно удерживаясь на ней обеими руками и ногой или обеими ногами и рукой.

5. Прикладные навыки: поднимание и переноска тяжестей; падение вперед и назад.

Стоит остановиться немного подробнее на последних упражнениях, поскольку очень многие травмы и заболевания опорно-связочного аппарата возникают из-за того, что мы не обучаем данным навыкам с детства.

Поднятие тяжести следует начинать с движения ногами (из глубокого или среднего приседа), по возможности не сгибая спину и приблизив груз к телу как можно ближе. Даже не тяжелые, но крупные, неудобные для переноски предметы лучше поднимать и опускать вдвоем.

Обучая навыкам поднимания и переноски тяжестей, используйте варианты, когда вес ставится на разную высоту (на пол, колени, на уровне поясницы и т.д.). Поднимая одинаковый вес с разных уровней, ребенок сам поймет, почему делать это нужно таким образом, как ему рекомендуют.

Одним из важнейших прикладных навыков является умение падать. Чаще всего человек, споткнувшись, падает вперед, а поскользнувшись - назад или назад-в сторону. Ослабить силу удара он чаще всего пытается с помощью прямых напряженных рук (или руки). При падении назад рука часто оказывается под телом упавшего и может быть сломана. При падении вперед чаще всего травмируется лучезапястный сустав или кости предплечья.

Остановлюсь на общих принципах страховки при падениях. При падении вперед необходимо немного согнуть ноги и вытянуть вперед-вниз слегка согнутые в локтях руки; руки и ноги должны коснуться земли чуть раньше тела, чтобы ослабить удар; если, падая, при первом касании о землю удастся немного изменить направление падения и, приземляясь, перекатиться на бок и даже на спину, удар можно ослабить еще более.

Падение назад. Самые тяжелые последствия бывают, когда человек, поскользнувшись и взмахнув руками вверх, падает навзничь. У необученного навыкам самостраховки при падении это происходит инстинктивно, так как прямо стоящий человек в начальной фазе падения назад (например, при потере равновесия стоя на твердой опоре) махом или вращением руками вверх-назад может вернуться в вертикальное положение. Проверьте на себе: стоя прямо, слегка нарушьте равновесие. Мах или вращение руками вернут вас в устойчивое положение. При скольжении же такие движения руками способствуют падению на спину. Поэтому при угрозе поскользнуться необходимо несколько больше обычного сгибать ноги при ходьбе и держать руки опущенными. В самом начале падения следует, быстро сгибая ноги в коленях, сесть, одновременно наклоняясь вперед и прижав подбородок к груди. Слегка раскинутые в стороны и вниз руки должны коснуться земли раньше тела, смягчая приземление.

Применив обычную схему обучения - рассказ, показ и логическое обоснование техники движения, взрослого обучить значительно быстрее, чем ребенка. И вот почему. Во-первых, взрослому человеку уже известны основы физики и потому ему легче понять законы биомеханики. Во-вторых, с возрастом развивается логическое мышление. У детей же чувства преобладают над логикой, и большая часть информации воспринимается ими через образы, не сообразуясь с логикой. Быстрее, чем взрослые, копируя внешнюю форму движений, дети труднее воспринимают скрытую от глаз внутреннюю сущность осваиваемого движения - взаимосвязь усилий, их величину и характер. А эти составляющие техники движений (спортивной в том числе) при обучении должны соединиться, а не постигаться последовательно одна за другой. Отсюда понятна и необходимость привнести в общепринятые методики образы, позволяющие непроизвольно соединить внешнюю форму движений с необходимой структурой усилий.

Разберем это на примере обучения прыжку в длину с разбега. Если после показа прыжка обратить внимание детей на то, что при отталкивании следует ставить предварительно напряженную, прямую ногу, и сказать, что только в этом случае, распрямляясь после сгибания, она, как пружина, вытолкнет прыгуна, большинство детей не смогут правильно выполнить прыжок.

Они просто пробегут мимо места толчка, не успев оттолкнуться в нужный момент. Необходимо объяснить, что результат в этом упражнении зависит от набранной при разбеге скорости и мощного толчка.

Образы для описания правильной внешней формы простых движений легко найти, используя любимые детские персонажи, похожие движения животных и даже работу механизмов или их частей.

Высокий изначальный уровень координации в уступающе-преодолевающих движениях («кошачесть») является врожденным, так же как быстрота, сила, выносливость. Поэтому очень важно вовремя выявить и совершенствовать данное качество у детей.

1-й тест - спрыгивание с высокого предмета. (Перед тестированием дети должны хорошо размять, проработать суставы ног в высоких, средних и глубоких приседах.) Глубина спрыгивания зависит от возраста и может колебаться от 30 см до 1,5 м. Первая попытка выполняется без предварительных объяснений. Отмечается уровень шума при приземлении (тихо, громко, очень громко). Перед второй попыткой дети получают установку «Приземляйтесь так, чтобы я вас не слышала». Дается оценка уровня шума при приземлении. Знайте, что более «тихие» будут всегда лучше «подкрадываться», готовясь к отталкиванию.

2-й тест - спрыгивание с возвышенного предмета с последующим запрыгиванием на другой предмет. (Спрыгнув на напряженные ноги, испытуемый должен сразу же отскоком запрыгнуть на возвышение.) Высота предмета, с которого спрыгивают, 46 см (высота стула, табурета). Впрыгивать следует на предмет высотой от 30 до 40 см в зависимости от возраста. Расстояние между препятствиями 70- 85 см. Тумбочка, на которую дети запрыгивают, должна быть устойчивой и иметь размер не менее 50X50 см. У детей, от природы обладающих взрывным толчком, отскок сопровождается коротким барабанным звуком.

1-й и 2-й тесты лучше проводить на деревянном полу.

3-й тест - с высокого старта спринтерский бег на 20 м на время. Секундомер включать по первому движению. Хороший показатель снижение шума от середины бега до финиша, при высоком результате. Бегать по деревянному покрытию, линолеуму, асфальту.

4-й тест - броски и ловля набивного мяча в парах. Расстояние между партнерами 3 -5 м, вес мяча 1, 2, 3 кг (в зависимости от возраста).
Бросать мяч двумя руками из полуприседа снизу вверх-вперед, ловить двумя руками на уровне головы (с амортизацией руками и ногами).

Послушать несколько попыток, оценить и записать «уровень шума» (тихо, громко, очень громко) при ловле мяча. «Тихие» имеют лучшую двигательную координацию. Очень полезно регулярное «прослушивание» ребятами себя и своих партнеров в тренировках и соревнованиях.

Как избавиться от скованности? Обучая и тренируя юных спортсменов, я почти всегда сталкиваюсь с излишним мышечным напряжением, главным образом тех мышц занимающихся, которые не принимают непосредственного участия в выполняемом движении. Такая мышечная скованность мешает освоению и совершенствованию движений, снижает результаты. Чаще всего обучающий пытается снять или уменьшить мышечное напряжение указаниями типа «Не напрягайся, расслабь мышцы лица, шеи, плечевого пояса» и т.п.

Такие указания, даваемые по ходу выполнения движений или между попытками, как правило, не эффективны, особенно для начинающих. Происходит это главным образом потому, что мы предлагаем уменьшать напряжение через расслабление. А желаемый эффект может быть достигнут иным путем - напряжение следует снимать напряжением!

Этот вывод парадоксален только на первый взгляд. Обратимся к некоторым неосознанным реакциям человека. Он всегда стремится к состоянию, противоположному тому, в котором находится в данный момент. Так, человек, вынужденный долго стоять, стремится идти, лежащему хочется встать, и наоборот. Поэтому и к расслаблению логичнее пойти через мощное напряжение многих мышечных групп.

Время напряжения 10-15 сек. Подбор мышечных групп зависит от вида спорта, вес отягощения или сила напряжения - от подготовленности занимающихся. Начинать лучше с полуприседа с доступным весом, удерживаемым на полусогнутых руках (у женщин на плечах). При этой позе в работе участвует большинство мышечных групп. Если нет отягощения, можно, стоя или лежа, произвольно на 10-15 сек. напрячь многие группы мышц и сразу после этого выполнять движения.

Давно замечено, что усталость также помогает снятию излишней напряженности. Поэтому после 30-40 мин. кросса хорошо получаются все быстрые движения (спринтерский бег, прыжки, метания).

К сказанному стоит добавить, что взрослые и дети часто, не замечая этого, бывают излишне напряжены и в обыденной жизни. Причины возникновения гипертонуса мускулатуры могут быть различными: длительное сидение или стояние, напряженная умственная работа и даже неблагоприятная психологическая обстановка. Следствие же одно - появление усталости. Человек инстинктивно снимает мышечную скованность, потянувшись или сменив позу, а если есть возможность, сделав энергичные движения.

Предлагаю несколько очень хороших восстанавливающих упражнений. И.п.- сидя или стоя; создать значительные статические напряжения в мышцах шеи и рук (голова должна быть неподвижной, в положении как у прямо стоящего человека).

  1. Взяв пальцы в замок и положив руки на затылок, стараться наклонить голову вперед.
  2. Пальцы обеих рук положить друг на друга, надавливая на лоб, стараться наклонить голову назад.
  3. Положив ладонь правой руки на темя, стараться наклонить голову вправо, затем влево.
  4. Ладонь правой руки на темени, левая - под подбородком. Правая рука удерживает голову в и.п., левая, надавливая на подбородок, старается повернуть голову влево. То же - вправо.

Время усилия в каждом упражнении 10-15 сек. Еще раз напоминаем, что при выполнении всех упражнений голова должна оставаться неподвижной. Между упражнениями опускать руки и расслабляться на 10-15 сек. Сразу после первого упражнения в затылочной части головы и задней поверхности не возникает ощущение тепла. С последующими упражнениями тепло усиливается и разливается на шею и всю голову.

Предлагаемый комплекс упражнений вызывает прилив крови к голове и воротниковой мышечной зоне, снимает застойные явления в кровеносной и лимфатической системах, повышает работоспособность.

Учитель должен всегда помнить, что основа серьезной школы движений - огромное число повторений. Казалось бы, сказанное известно всем, стоит ли на этом останавливать внимание читателей. Но обратимся к практике ведения занятий в детских спортивных группах. Почти во всех видах спорта занятия начинают с медленного разминочного бега. К сожалению, правда, руководители занятий, дав задание на 10-15 мин., чаще всего не следят за группой. Они делают записи в журналах, просматривают конспекты. Но если внимательно присмотреться к бегунам, можно заметить, что лишь единицы бегут при разминке с правильной осанкой, четкой работой рук, правильной и упругой постановкой ноги на дорожку.

Дети тоже мало сосредоточены: беседуют по ходу, делятся новостями и впечатлениями. В данном случае, дорогие коллеги, повторение уже не мать учения, а мачеха! Бег с коротким шагом в разминке - это десятки, сотни тысяч шагов, и, если в нем систематически допускаются ошибки, такой и будет техника тренировочного, соревновательного бега.

Дело в том, что обучение в основной части занятий на различных отрезках дистанции происходит в беге с большой скоростью и со значительно меньшим числом шагов (так как шаги эти длиннее). Таким образом, движений при обучении меньше, а выполнять их правильно на большой скорости труднее. Поэтому учить бегу необходимо прежде всего во всех его медленных формах, следя за осанкой, постановкой головы, работой рук и правильным «складыванием» ноги после окончания отталкивания (начиная движение коленом вперед и складывая голень, а не забрасывая).

Обучающим нужно всегда помнить, что в работе с новичками они больше нужны детям в начале и конце занятий, так как основные движения и простейшие их соединения повторяются там чаще всего. В середине занятий, когда осваивают более сложные комбинации, надо дать детям свободу - пусть творят!

Попробуем вспомнить, как происходит овладение движениями. Обычно (и это удивительно) первые попытки выполнить новые движения бывают относительно успешными. Однако на последующих нескольких занятиях среди многих неудачных повторений изучаемого движения только изредка появляется то, к чему мы стремимся. Блеснула «золотинка» - и опять повторения и повторения. Постепенно все больше удачных попыток, и наконец происходит чудо, к которому не привыкаешь даже через много лет тренерской работы.

Ребенок начинает выполнять изучаемое движение свободно, уверенно, без всяких видимых усилий. Но полное, органичное освоение сложных движений и умение их вариативно использовать приходит не сразу. Для технической зрелости необходимо время и множество повторений, слитых воедино. Очень важно также, чтобы обучение вписывалось в сложный процесс возрастного развития.

В зависимости от исходных положений. Нетрудно заметить, что предшествующая выполнению упражнения поза - исходное положение - в значительной степени предопределяет последующие движения. Так, определяющим в движениях верхних и нижних конечностей при передвижении человека является положение туловища. В современном беге, например, спортсмен держит туловище вертикально с небольшим наклоном вперед. Стоит увеличить наклон, уменьшается вынос бедра, ноги начинают «уходить» от бегущего назад, как бы отставая. В результате наклон туловища еще больше увеличится, и бегун будет бежать в неустойчивом, падающем положении.

Правильное положение туловища зависит не только от осанки, но и от действий бегуна в опорном периоде. Более правильным и технически совершенным считается приземление бегуна с амортизацией в голеностопном и коленном суставах с одновременным разгибанием в тазобедренном суставе. Если же бегун, поставив ногу на дорожку, будет амортизировать за счет сгибания ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах, то наклон его туловища увеличится. Это приведет к отставанию ног и частичной потере равновесия.

И в любых движениях мы можем наблюдать аналогичное влияние фазы амортизации на положение тела человека и его последующие действия.

Хочешь не хочешь, а делай! На всех стадиях обучения целесообразно создавать ситуации, заставляющие выполнять изучаемое упражнение правильно. Так, чтобы ребенок в беге акцентировал все действия на продвижение вперед, неплохо предложить ему бег в небольшой подъем.

Чтобы он почувствовал «накат» в беге, нужно так подобрать трассу, чтобы в конце подъема был ровный или с небольшим уклоном отрезок дистанции. После подъема при выходе на горизонтальную дорожку произойдет заметное увеличение скорости. В дальнейшем хорошо использовать волнистую, а затем и ровную дорожки.

Сочетание попыток в вынужденных условиях с осознанным совершенствованием движений особенно эффективно. Создавать нужные ситуации можно с помощью целой системы средств. Это могут быть всевозможные ограничители, указатели и т.д.

Приведу еще несколько примеров. Как уже было сказано, очень часто, прыгая в длину с разбега, новичок опаздывает с толчком. Создавая вынужденную ситуацию, мы устанавливаем в 1-1,5 м за местом отталкивания небольшое безопасное препятствие (высотой 30-50 см, в зависимости от возраста и подготовленности прыгуна). Оно должно «напугать» прыгуна и в то же время не принести ему никакого вреда. Можно поставить, к примеру, маленькие стойки с легкой планкой. Правда, от «испуга» прыгун может сделать очень мощное отталкивание вверх и снизится его продвижение вперед. Этого не произойдет, если после первого препятствия в 1,5 м до места приземления поставить второе препятствие. Оно вынудит прыгающего, не снимая скорости разбега мощно отталкиваться, как бы вбегая в полет. В полете создается хорошее равновесие и обеспечивается оптимальное положение для приземления.

В случаях, когда толчковая нога опаздывает с активным действием, может помочь небольшое повышение места толчка. Для увеличения амплитуды в маховых движениях большую помощь оказывают указатели-ориентиры (специальные стойки или указатель, удерживаемый обучающим на нужной высоте).

Обучение и телосложение. У хорошего педагога и тренера дети сохраняют свою ярко выраженную индивидуальность. Это объясняется тем, что во время обучения им не мешают использовать особенности своего телосложения. Так, в беге теоретически выгоднее ставить стопы на дорожку параллельно. Однако, если естественная походка ребенка отличается постановкой стоп со значительным разворотом наружу, стремление поставить стопы параллельно при беге не улучшит, а ухудшит технику бега.

Большое влияние на овладение техническими навыками оказывают и недостаточная либо излишняя гибкость и подвижность в суставах. Во всех случаях ярко выраженной индивидуальности телосложения ребенка бессмысленно и даже вредно заставлять его следовать раз и навсегда утвержденным техническим канонам. Опираясь на главные элементы техники и приспосабливая к ним исходные положения, ребенок сам находит наиболее рациональные варианты движений.

На формирование навыков могут оказывать влияние и временные возрастные изменения.

Так, у девочек в период активного формирования молочных желез инстинктивно руки при беге сильно сгибаются в локтях, прикрывая грудь. Это легко исправить, объяснив, что все происходящие изменения фигуры естественны и красивы.

Вообще в период активной возрастной перестройки организма ребенка могут происходить резкие изменения его веса, длины тела, а также соотношения длины верхних и нижних конечностей. Обычно это вызывает и непривычные для занимающегося и педагога изменения в уже хорошо освоенных движениях. И ни в коем случае не стремитесь сразу все поправить. Нужно на некоторое время снизить скорость движений и активно поработать над увеличением силы основных мышечных групп. Этим вы поможете ребенку «дорасти» до произошедших изменений и «спрятавшийся» навык появится вновь, но уже в более высоком качестве.

В заключение хочется посоветовать всем обучающим (родителям, учителям, тренерам) пытливо присматриваться к работе своих коллег. Вас ждет здесь много интересного и поучительного. И не пытайтесь искать в работе других какие-то особые секреты. Их, как правило, нет.

А есть главное - умение видеть, анализировать, объяснять, помогать и не мешать своим воспитанникам.