Нормальное развитие слухового восприятия является основой для развития фонематического восприятия. Если сравнивать с нормой, то в 1-2 месяца у ребенка уже можно наблюдать ориентировочные реакции на звуковые раздражители. Это может быть голос матери, звук погремушки или мелодия. В 2-3 месяца возникают ориентировочно-поисковые реакции. Начиная с 3-4 месяцев ребенок начинает различать интонации и голоса близких людей, он может различать их по-разному: это могут быть ласковые и строгие интонации, или же спокойные мелодии. В этот период происходит дифференциация реакций на свое и чужое имя, обозначается начальная стадия формирования избирательности внимания к речи других людей. [4].
Интонация является ведущей семантической составляющей в понимании и выражении ребенка на второй четверти первого года его жизни.
К четвёртому месяцу жизни ребенка формируется сенсомоторная связь, которая является важнейшим этапом развития речи в целом и звуков речи в частности. Примерно с 6-7 месяцев у ребенка формируется способность не только слышать звуки, но и воспринимать речь, которая звучит. В период с 6 по 9 месяц, ритм играет важную семантическую роль. Когда ребенку исполняется 7-8 месяцев, он способен понимать большую часть слов и может запомнить названия некоторых предметов, которые ему показывают. Звуковой рисунок слова, в совокупности с интонацией и ритмом, становится важнейшим фактором для понимания смысла слов, которые появляются к концу первого года жизни ребенка. Эта ступень развития детской речи, по мнению автора, является до-фонемным этапом. [9].
При изменении семантики в начале второго года жизни, происходит переход к фонематическому пониманию речи. Он напрямую связан с коренным изменением структуры артикуляции и речевого слуха у ребенка. Это второй этап, речь данного периода Н.Х. Швачкин называет фонемной [9].
Фонематическое становление ребенка существенно зависит от психологических особенностей фонем:
- В основе лежит обобщение фонемы. Она возникает в момент появления слова и включает в себя ряд фонетических понятий. Фонема приобретает конкретные очертания в процессе речи и является представлением или образом.
- Различительная функция фонемы. В основе фонемы лежит звук, который способен различать значения слов. Особенность различения значений в момент образования фонемы, является психологическим свойством, которое помогает различать значения. Возникновение фонем обусловлено развитием способности к различению значений. Эта способность является результатом ее развития.
- Константность фонемы. Благодаря этой особенности, разное [к] в словах [кот], [кат], мы воспринимаем как одинаковое [к].
- Произвольность или преднамеренность фонемы. Фонема - это звук, который произносится преднамеренно или произвольно. Произвольность фонемы выявляется при её возникновении. В период, когда речь является дофонемной, ребёнок произносит звуки непроизвольно. Они просто сопровождают артикуляцию.
Общая схема фонематического развития, составил Н.Х.Швачкин [9].
Первая стадия - ребенок овладевает различением гласных: А в отличие от других гласных; противопоставление по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У; противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.
На второй стадии ребенок учится определять наличие или отсутствие согласных в слове. Овладевает умением различать согласные: различение сонорных-шумных; различение твёрдых-мягких; различение сонорных меду собой; различение губных и язычных звуков; различение взрывных и щелевых; переднеязычных и заднеязычных; различение глухих и звонких согласных; шипящих и свистящих звуков; различение плавных и йот.
Опираясь на данные исследований Р.Е.Левиной [7], можно выделить следующие этапы усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.
1-й этап - Дофонематический (доязыковой). От рождения до 6-ти месяцев.
На данном этапе отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается в глобальном контексте, его распознавание происходит по общему «образцу», при этом опираясь на интонационно-ритмические характеристики. Понимание речи на данном этапе не развито.
2-й этап - Фонематический (языковой). От 6-ти месяцев до 2-х лет. Начальный этап.
На этом этапе контрастные фонемы получают дифференциацию, а также происходит развитие понимания речи. Однако критика снижена к своей и чужой речи, также не различается правильное и неправильное произношение. Звукопроизносительная сторона речи искажена.
3-й этап. От 2-ух до 4-х лет.
На протяжении первых двух лет этого этапа (2-й и 3-й год жизни), в процессе развития ребенка, происходит совершенствование его реакции на неречевые и речевые звуки. Развивается умение отличать звуки с помощью фонематических признаков. Однако, сенсорные эталоны фонематического восприятия еще не достигли своего совершенства. В ходе наблюдения за произношением, ребенок понимает разницу между правильным и неправильным произношением. Собственное звукопроизношение несовершенно.
4-й этап. К четырем годам в норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Ребенок приобретает навыки критики к собственной речи и может различать все звуки родного языка. Большинство фонем произносит правильно.
5-й этап. К пяти годам завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только способен правильно слышать, но и правильно использовать в речи все звуки родного языка.
6-й - Заключительный этап. К шести - семи годам наступает осознание звуковой стороны слова [7].
Опираясь на данные А.И.Гвоздева, Н.Х.Швачкина, Р.Е.Левиной и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребенка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых [9, 4, 7].
Позднее, в дошкольном возрасте, ребенок начинает осознавать различительную функцию фонем. Это проявляется в намеренных упражнениях в усвоении звуков. В том числе в стремлении исправить ошибки в произношении других.
К 5-ти, 6-ти годам уровень фонематического развития детей уже довольно высок, они правильно произносят звуки родного языка. Так же формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов, отдельных звуков. Именно это составляет основу для овладения звуковым анализом и синтезом.
От уровня развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребенка, процесс овладения устной и письменной речью.
Формирование речевой функции в онтогенезе происходит по определенным закономерностям, которые определяют последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы: фонетической стороны, грамматического строя, лексического запаса.
Речевая функция в процессе развития проходит ряд физиологических этапов. В сформированном виде является физиологическим стереотипом, сложной уравновешенной системой связей, которые возникают и укрепляются по мере развития организма в результате взаимодействия с окружающей средой.
Относительно онтогенеза Л.С.Выготский и А.Р.Лурия определяли, что развитие речи идет от диффузности и дифферентности по всем компонентам (словарь, грамматический строй, фонетика) и социально обусловлено [3].
Проблему развития фонематических функций в онтогенезе рассматривали такие исследователи, как Н.Х.Швачкин [9], Р.Е.Левина [7], В.И.Бельтюков [1] и другие. Они выделяют разное количество этапов в становлении детской речи, используют отличные названия, приводят различные возрастные границы каждого этапа. Однако деление на периоды условно и вводится лишь для удобства изучения направлений развития детской речи.
Например, Е.Н.Винарская [2] выделяет два уровня восприятия речи: фонетический (сенсомоторный) - предполагает различение звуков речи на слух и превращение их в артикуляторные образы на основе сохранности акустического и кинестетического анализа. Это обеспечивает полноценность импрессивной и экспрессивной речи. И второй уровень - фонологический (языковой). На этом уровне происходит фонемное распознавание речи, установление последовательности звуков и их количества.
Н.Х.Швачкин [9] придерживается подобного мнения. Согласно его исследованиям, речь является сложным по своей звуковой структуре процессом, который имеет множество вариативных и непредсказуемых стадий. Из этого следует, что перед ребенком стоит непростая задача. Он должен выделить из всего звукового многообразия живой речи те звуковые отношения, которые имеют отношение к языку как смыслоразличительной функции. К тому же, необходимо провести не только операцию выделения, но и обобщения произносительных слуховых признаков звуков речи. В основе любого обобщения лежит лишь семантика самого языка. Благодаря тому, что обобщение опосредовано словом, ребенок постепенно овладевает значением слова и начинает обобщать звуки, образуя слово. И через слово переходит к фонематическому восприятию речи.
Исходя из этого, Н.Х.Швачкин выделяет два периода в развитии детской речи. В первом периоде речь дофонемная, просодическая, во втором периоде - фонемная. По мнению автора, последовательность различения звуков речи складывается из распознавания контрастных звуков и выделения более близких звуков. Изначально формируется различение гласных звуков, а затем уже согласных. [9].
В случае недоразвития речедвигательного анализатора, происходит торможение деятельности речеслухового. В начале ребенок различает твердые и мягкие согласные, которые артикулируются, вслед за этим те, которые позже появляются в речи. Впоследствии ребенок овладевает дифференциацией в пределах групп согласных звуков: от сонорных к шумным. По мере развития фонематического восприятия, будет сформирован навык различения звуков по способу их образования (взрывные и фрикативные). Раньше остальных различаются и произносятся взрывные согласные звуки. Это происходит из-за того, что в процессе артикуляции данных звуков смычка усиливает кинестетические ощущения при их произнесении. Позже происходит различение между переднеязычными и заднеязычными звуками. Неясность кинестетических ощущений положения языка в ротовой полости и затрудняет дифференциацию этих согласных звуков [9].
Следующая стадия развития фонематического восприятия - овладение дифференциацией глухих и звонких согласных. Сначала акустическое различение, на основе которого возникает произносительная дифференциация, в последствии она способствует совершенствованию акустической дифференциации. На данном этапе большая роль принадлежит взаимодействию речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Становление фонематических функций в онтогенезе речи также подробно изучал В.И.Бельтюков [1]. В ходе исследования была рассмотрена сложность взаимодействия речедвигательного и слухового анализаторов в процессе формирования фонематического слуха. автор объясняет ее спецификой моторных трудностей, которые связаны с освоением артикуляции различных звуков и их дифференцирования в произношении. В ходе эксперимента, он показал, что к концу второго года жизни в норме фонематический слух ребенка уже сформирован.
В своих трудах Р.Е.Левина [7] подчеркивает, что различение фонем, наиболее легких по звучанию, устанавливается в первую очередь. А затем постепенно распространяется на акустически более близкие звуки. Постепенно ребенок овладевает фонемами, которые мало отличаются своими акустическими свойствами (звонкие-глухие, шипящие-свистящие и т.д.). Фонематическое развитие речи завершается тогда, когда усваиваются все фонемы данного языка.
Р.Е.Левина [7] выделяла следующие стадии формирования фонематического восприятия:
На первой стадии наблюдается полное отсутствие дифференциации звуков окружающей речи, что характеризует дофонематическую стадию становления языкового сознания. Также этот этап сопровождается полным отсутствием понимания речи и активных возможностей ребенка.
Вторая стадия отличается появлением начальных этапов переработки фонем - различение акустически более далеких фонем и недифференцированность близких.
Третью стадию можно охарактеризовать тем, что происходит развитие в восприятии окружающей речи. Ребенок начинает слышать звуки в соответствии с теми фонематическими признаками, которые есть в речи других.
На четвертой стадии в языковом фоне преобладают новые образы восприятия. Активная речь ребенка почти соответствует норме, однако носит пока нестойкий характер.
Пятая стадия - завершение процесса фонематического развития. У ребенка полностью сформировано фонематическое восприятие и правильное произношение.
По определению Р.Е.Левиной [7], процесс овладения звуковой речью осуществляется с помощью акустического разграничения звуков, а также установления фонематических отношений, которые формируются в ходе обучения речи. Более сложным аспектом функционирования фонематической системы является фонематический анализ, включающий в себя выделение отдельных звуков на фоне слова, сопоставление слов по отдельным звукам и определение их количества и последовательности.
Таким образом, развитие всех фонематических функций в процессе онтогенеза проходит определенные стадии. Важный этап жизни ребенка, который меняет социальную ситуацию его развития, представляет собой поступление в школу. К этому моменту ребенок должен владеть грамотной фразой, развернутой речью. Ученые (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Г.Е.Чиркина и др.) [6] доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребенка и его возможностями овладения грамотой. Исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б.Эльконина, А.Р.Лурия, Ф.А.Сохина и др.) [8] подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет на общее речевое развитие ребенка (усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции, дикции). А навык чтения формируется только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. Для того, чтобы ребенок усвоил письменную речь (чтение и письмо), необходимо обучить его звуковому анализу и синтезу, которые должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Из этого следует, что необходима система поэтапного формирования фонематической восприятия.
Список использованных источников
- Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия устной речи // Москва: Педагогика, 2013. - 176 с.
- Винарская, Е.И., Возрастная фонетика: учебное пособие для студентов / Е.Н.Винарская, Г.М. Богомазов. М.: АСТ: Астрель, 2005. - 207, [1] с.
- Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-Методическое пособие, - СЕЮ: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2024 - 112 с.
- Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс; Москва: Творческий центр Сфера, 2007. - 470, [1] с.
- Дьякова, Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
- Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. Пособие для логопеда. - RUGRAM, 2022. - 171 с.
- Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Альянс, 2017. - 368 с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б.Эльконин; ред.-сост. Б.Д.Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
- Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф.Седова. - М.: Лабиринт, 2004. - 330 с.