Урок русского языка в 4-м классе по теме "Сложное предложение"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: сложное предложение


Пояснительная записка

Тип урока - изложение нового материала. Содержание урока направлено на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании.

Средства обучения: учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др., карточки с заданиями для групповой работы, разноуровневые карточки для индивидуальной работы, презентация.

Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.

Задачи урока:

  • образовательные: совершенствовать знания о предложении, учить выделять в письменной речи простые и сложные предложения, развивать умения отличать сложное предложение от простого; учить ставить знаки препинания в сложном предложении;
  • развивающие: развитие любознательности, познавательного интереса учащихся, умений преодолевать трудности;
  • воспитательные: способствовать формированию сознательного отношения к учебе, развитию познавательной и общественной активности, культуры учебного труда.

Планируемые результаты

ЛичностныеУУД

  • положительное отношение к урокам русского языка.
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
  • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

Регулятивные УУД

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками)

Познавательные УУД

  • научится осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
  • находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
  • самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
  • строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.

Коммуникативные УУД

  • научится участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Предметные УУД

  • различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
  • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса);
  • различать простые и сложные предложения; находить грамматическую основу.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Проверяют готовность на урок.

2.

Актуализация знаний

Чистописание.
На доске сочетания букв: ло, ние, пред, же
- Прописать в тетради.

Прописывают в тетради

- Какое задание можно предложить к этим сочетаниям? Составляют слово "предложение"
- О чем сейчас мы будем говорить? Ответы учеников: Будем говорить о предложении.
Повторим знания о предложении. Ответы учеников:
1. Предложения выражают законченную мысль.
2. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, по интонации невосклицательные, по наличию второстепенных членов распространенное

3.

Постановка учебной задачи

Откройте учебник на странице 141 и прочитайте тему уроку.
- Эта тема для вас новая или уже знакомая?

Читают тему урока: Сложное предложение и говорят, что эту тему изучали в 3 классе.

- Цель сегодняшнего урока какая? Цель урока: повторить знания о сложном предложении, учиться различать сложное предложение от простого и узнать новые знания.
- Из каких источников можем узнать эту информацию? Из учебника, презентации, от учителя.

4.

Открытие нового знания

Прочитайте задание к первому упражнению
- Сколько грамматических основ в каждом предложении? Выделите их.

Выполним его в паре.
Мороз пощипывает нос и щёки.
Я люблю, когда мороз пощипывает нос и щёки.
Ударит осенний мороз, и иней посеребрит траву.

Выполняют в паре письменно упражнение, подчеркивают грамматическую основу предложения.

- Проверьте и оцените, как выполнили это задание. Учащиеся по слайду проверяют и оценивают задание.
- Какой вывод можно сделать по этому упражнению?
- Какие предложения называются простыми, какие сложными?

Предложения бывают простые и сложные.

Предложение, в котором одна основа, простое, а в котором две и более основ, сложное.

Сравним ваш вывод с выводом учебника. Посмотрим примеры предложений. Читают правило на странице 141.
- Прочитайте задание на слайде:
- Какое предложение лишнее? (Знаки препинания не расставлены!:
Исчезают последние клочки снега и на свет выходит зелёная травка.
Анфиса поняла, что они пролетают над фронтом.
Иван-царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком.
Лишнее предложение - Иван-царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком.
- Спишите только сложные предложения и расставьте знаки препинания. Учащиеся самостоятельно выполняют это задание. Записывают сложные предложения и расставляют знаки препинания.
Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зелёная травка. Ему было стыдно, что он не сдержал обещание.
- Прочитайте первое предложение. Можно задать вопрос от одной части предложения к другой? В предложении Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зелёная травка. нельзя задать вопрос от одной части к другой

- Прочитайте второе предложение. Можно задать вопрос от одной части предложения к другой?

В предложении Ему было стыдно, что он не сдержал обещание. Можно задать вопрос от одной части к другой.

- Поработайте в паре по учебнику стр.142. по заданию: В каких предложениях можно задать вопрос от одной части к другой

- Сделайте вывод по этому заданию

В одних сложных предложениях можно поставить вопрос от одной части к другой, в других - нельзя.
Прочитаем, как называются эти сложные предложения Учащиеся читают правило в учебнике и делают вывод:
Предложения бывают сложносочиненные и сложноподчиненными.

5.

Применение нового знания
Включение в систему знаний

1. Работа в группах по заданию: Определить вид предложения

В группах обсуждают предложения и определяют их вид

2. Работа по карточкам самостоятельно. Определить вид сложного предложения Выполняют задания по карточкам индивидуально (задания дифференцированные)

6.

Рефлексия учебной деятельности

- По какой теме работали?
- Какие задачи удалось решить?
- Какие трудности вам встретились?

- Дайте самооценку работы на уроке:
«5» - активно работал на уроке, усвоил новую тему, смогу ответить на все вопросы урока .
«4» - активно работал на уроке, усвоил новую тему, смогу ответить почти на все вопросы урока
«3» - работал на уроке мало, смогу ответить только на некоторые вопросы урока.
«2» - не работал на уроке, не смогу ответить на вопросы урока.

Учащиеся дают самооценку своей работы на уроке

7.

Домашнее задание

Правило стр.143 учебника, упр.2 стр.142 уч.