Пояснительная записка
Тип урока - изложение нового материала. Содержание урока направлено на реализацию системно-деятельностного подхода в образовании.
Средства обучения: учебник «Русский родной язык» 4 класс, Москва «Просвещение», 2020, авторы О.М.Александрова, Л.А.Вербицкая, С.И.Богданов и др., карточки с заданиями для групповой работы, разноуровневые карточки для индивидуальной работы, презентация.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о сложносочиненном и сложноподчиненном предложениях.
Задачи урока:
- образовательные: совершенствовать знания о предложении, учить выделять в письменной речи простые и сложные предложения, развивать умения отличать сложное предложение от простого; учить ставить знаки препинания в сложном предложении;
- развивающие: развитие любознательности, познавательного интереса учащихся, умений преодолевать трудности;
- воспитательные: способствовать формированию сознательного отношения к учебе, развитию познавательной и общественной активности, культуры учебного труда.
Планируемые результаты
ЛичностныеУУД
- положительное отношение к урокам русского языка.
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
Регулятивные УУД
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- умение сверять свои действия с целью и исправлять ошибки;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками)
Познавательные УУД
- научится осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
- находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
- самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
- строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- научится участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Предметные УУД
- различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
- овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса);
- различать простые и сложные предложения; находить грамматическую основу.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1. |
Самоопределение к деятельности (организационный момент) |
Вот звонок нам дал сигнал:
|
Проверяют готовность на урок. |
2. |
Актуализация знаний |
Чистописание.
|
Прописывают в тетради |
- Какое задание можно предложить к этим сочетаниям? | Составляют слово "предложение" | ||
- О чем сейчас мы будем говорить? | Ответы учеников: Будем говорить о предложении. | ||
Повторим знания о предложении. |
Ответы учеников:
1. Предложения выражают законченную мысль. 2. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, по интонации невосклицательные, по наличию второстепенных членов распространенное |
||
3. |
Постановка учебной задачи |
Откройте учебник на странице 141 и прочитайте тему уроку.
|
Читают тему урока: Сложное предложение и говорят, что эту тему изучали в 3 классе. |
- Цель сегодняшнего урока какая? | Цель урока: повторить знания о сложном предложении, учиться различать сложное предложение от простого и узнать новые знания. | ||
- Из каких источников можем узнать эту информацию? | Из учебника, презентации, от учителя. | ||
4. |
Открытие нового знания |
Прочитайте задание к первому упражнению
Выполним его в паре.
|
Выполняют в паре письменно упражнение, подчеркивают грамматическую основу предложения. |
- Проверьте и оцените, как выполнили это задание. | Учащиеся по слайду проверяют и оценивают задание. | ||
- Какой вывод можно сделать по этому упражнению?
- Какие предложения называются простыми, какие сложными? |
Предложения бывают простые и сложные. Предложение, в котором одна основа, простое, а в котором две и более основ, сложное. |
||
Сравним ваш вывод с выводом учебника. Посмотрим примеры предложений. | Читают правило на странице 141. | ||
- Прочитайте задание на слайде:
- Какое предложение лишнее? (Знаки препинания не расставлены!: Исчезают последние клочки снега и на свет выходит зелёная травка. Анфиса поняла, что они пролетают над фронтом. Иван-царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком. |
Лишнее предложение - Иван-царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком. | ||
- Спишите только сложные предложения и расставьте знаки препинания. |
Учащиеся самостоятельно выполняют это задание. Записывают сложные предложения и расставляют знаки препинания.
Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зелёная травка. Ему было стыдно, что он не сдержал обещание. |
||
- Прочитайте первое предложение. Можно задать вопрос от одной части предложения к другой? | В предложении Исчезают последние клочки снега, и на свет выходит зелёная травка. нельзя задать вопрос от одной части к другой | ||
- Прочитайте второе предложение. Можно задать вопрос от одной части предложения к другой? |
В предложении Ему было стыдно, что он не сдержал обещание. Можно задать вопрос от одной части к другой. | ||
- Поработайте в паре по учебнику стр.142. по заданию: В каких предложениях можно задать вопрос от одной части к другой - Сделайте вывод по этому заданию |
В одних сложных предложениях можно поставить вопрос от одной части к другой, в других - нельзя. | ||
Прочитаем, как называются эти сложные предложения |
Учащиеся читают правило в учебнике и делают вывод:
Предложения бывают сложносочиненные и сложноподчиненными. |
||
5. |
Применение нового знания
|
1. Работа в группах по заданию: Определить вид предложения |
В группах обсуждают предложения и определяют их вид |
2. Работа по карточкам самостоятельно. Определить вид сложного предложения | Выполняют задания по карточкам индивидуально (задания дифференцированные) | ||
6. |
Рефлексия учебной деятельности |
- По какой теме работали?
- Дайте самооценку работы на уроке:
|
Учащиеся дают самооценку своей работы на уроке |
7. |
Домашнее задание |
Правило стр.143 учебника, упр.2 стр.142 уч. |
|