Праздник в патриотическом воспитании старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание, Дополнительное образование

Класс: д/с

Ключевые слова: старшие дошкольники


В системе дошкольного образования нашей страны не теряет свою актуальность роль патриотического воспитания. Ведь именно в период дошкольного детства у детей начинают закладываться и развиваться основные черты характера личности, чувства, которые ассоциируются с родным народом. С раннего детства в первых красках и звуках ребенок начинает видеть и слышать свою семью, дом, потом - мир детского сада и группы, и в итоге - целый мир своей страны. Как известно, патриотическое воспитание входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО.

Целью музыкально-патриотического воспитания является воспитание патриотических чувств посредством музыкального искусства. Отсюда встают задачи: формирования чувства сопричастности семье и родному краю у дошкольников, развития познавательных и творческих способностей, воспитания интереса и любви к русской культуре.

Для решения вышеуказанных задач необходимо создание специальной образовательно-воспитательной среды, которая бы способствовала разностороннему развитию каждого дошкольника, помогала его духовно-нравственному становлению в доброжелательной атмосфере взаимопонимания и любви. Но, поскольку процесс развития патриотизма у детей дошкольного возраста длительный и довольно сложный, это заставляет педагогов искать новые формы и методы работы в данном направлении.

Традиционно формами музыкально-патриотического воспитания являются: концерты, тематические занятия, праздники, развлечения, досуги, викторины, музыкально-литературные композиции, обрядовый фольклор и другое. В нашем дошкольном учреждении наряду с повсеместно распространенными формами проведения культурно-массовых мероприятий, несколько лет подряд внедряются новые. Так как ФГОС ДО предполагает использование технологий деятельностного типа в образовательном процессе, то нами были выбраны такие формы праздников, как, например, спортивно-интеллектуальные квесты. Они показали свою эффективность при проведении со старшими дошкольниками на 23 февраля, день космонавтики и День Победы в ВОВ - 9 мая.

Чем, например, игра-квест выгодно отличается от других форм проведения праздничных мероприятий? Дело в том, что такая форма организации образовательных мероприятий в игровой форме, ненавязчиво, благоприятно влияет на активизацию мыслительных и познавательных процессов детей и на развитие физических качеств. Это одна из инновационных форм организации образовательной деятельности, т.к. в ней используются: активный, деятельностный подход каждого ребенка в процессе решения поисковых задач, происходит интеграция образовательных областей и используются возможности ИКТ.

Квест-игра носит сюжетно-ролевой и приключенческий характер, используются декорации, костюмы, атрибуты соответственно теме мероприятия и усиливающие эффект воздействия. Для каждой группы старших дошкольников совместно всеми специалистами ДО разрабатывается индивидуальный маршрут продвижения по сюжету. Как правило, выбирается не больше 4-7 этапов, конечной целью которых является, например, сбор кусочков одной общей картинки наподобие паззла. Соревновательный эффект достигается учетом быстроты и правильности выполнения заданий.

Задачи педагогами и специалистами детского сада ставятся в рамках игровой, двигательной, коммуникативной, музыкальной и познавательно - исследовательской деятельности. Содержание заданий выбирается с учетом конкретной темы, уровня развития и подготовки детей, а также распределяется между специалистами.

Интеллектуальный этап разрабатывается педагогом-психологом. На этом этапе ребят ждут задания на развитие мышления, памяти, внимания, воображения и восприятия. Это могут быть различные логические задачки, загадки, ребусы, игры на внимание («Нос, пол, потолок», «Сели - встали», «Земля, огонь, вода»), задания на конструирование по-образцу («Собери танк», «Собери башню»). Может использоваться специальный интерактивный стол с песком.

Музыкальный этап разрабатывается музыкальным руководителем и может включать исполнение патриотических произведений («Угадай мелодию», «Допой песню»), подвижные музыкальные игры и прочее.

Этап, направленный на речевое развитие, включает задания на обогащение словарного запаса, развитие фонематического слуха и звукового анализа, развития мелкой моторики («Хлопни, если услышишь», «Поймай звук», «Поймай рыбку»). Также часто используется интерактивный коврик и напольные мягкие паззлы основных цветов.

Спортивный этап разрабатывается инструктором по физкультуре и включает задания на быстроту, ловкость, меткость, преодоление препятствий. Также могут включаться эстафеты, задания на ориентировку в пространстве и на местности. Возможно добавление этапов, зависящих от конкретной образовательной ситуации и целей мероприятия.

Старшему поколению, например, хорошо знакома военно-спортивная игра «Зарница». Они помнят эту игру не как военную муштру, а очень интересное состязание, включающее интеллектуальные, спортивные и стратегические задания. Впервые она была проведена в 1964 году, автором ее считают учителя из Пермской области - Зою Васильевну Кротову.

Особенности «Зарницы» таковы, что участники делятся на команды, выбирают название и эмблему команды, своего командира.

Как и в квесте, команды продвигаются по этапам, получая награду или очки за выполненные задания интеллектуальной или спортивной направленности на этих этапах. Конечной целью игры может быть спасение флага, знамени или достижение определенного количества очков.

От квеста «Зарница» отличается тем, что в ней есть этап приветствия, презентация символики (эмблемы) команд, элементы строевой подготовки, преодоление полосы препятствий, имитация оказания медицинской помощи, ориентировка в пространстве, исполнение военных танцев или песен. Конечно, в детском саду не может идти речь о таких этапах, как рытье окопов или отработка навыков обращения с военной техникой. В лучшем случае это может быть сбор игрушечной техники по принципу конструктора или паззла.

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что роль праздников и развлечений в патриотическом воспитании велика. Праздники оставляют в душе каждой личности дошкольника яркий эмоциональный след, помогают проявиться качествам его характера, помогают развить умения, навыки и узнать новую информацию. Разные формы и виды образовательной деятельности способствуют воспитанию личности будущего гражданина России, помогая ему знакомиться с культурно-историческим наследием нашей страны.