Направленность программы: естественно-научная.
Уровень программы: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 6-7 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Пояснительная записка
1.1 Направленность программы
Рабочая программа кружка «Наш дом - земля» имеет естественно-научную направленность (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
Отличительной особенностью данной программы является частичное применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для детей, пропустивших занятие по уважительной причине.
Основные элементы системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, используемые в работе: образовательные платформы ГМЦ, doshkolnik.ru, nsportal.ru, infourok.ru, YouTube.
1.2 Уровень освоения программы кружка «Наш дом - Земля»
-
ознакомительный: соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ №922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году»).
1.3 Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Актуальность программы «Наш дом - Земля» вызвана обострением экологической проблемы в стране и в мире, продиктована необходимостью интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. К сожалению, многие дети экологически не воспитаны: не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей среде. Только экологическая культура людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас: засоренность родного края, загрязнение водоёмов, воздуха, почвы, обедняются флора и фауна, вымирают целые виды животных и растений. Что в итоге сказывается на качестве жизни самих людей - появляются новые болезни или болезни «молодеют». Человечество в настоящее время должно позаботиться о сохранении природной среды, естествен- ной для его обитания и выживания. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и предоставляет широкие возможности для экологического воспитания.
Цели и задачи программы.
Целевые ориентиры: привитие основ экологической культуры и бережного отношения к окружающему природному миру.
Задачи:
Обучающие:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
- Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, природе, жизни, умение правильно вести себя в природе.
Развивающие:
- Развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
- Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного.
1.5. Категория обучающихся, возраст
Программа кружка «Наш дом - Земля» представляет систему научно-познавательных занятий для детей в возрасте 6-7 лет.
1.6. Срок реализации программы
- Занятия в кружке проводятся один раз в неделю по 30 мин.
- Срок реализации программы: 1 год (30 учебных часов).
1.7. Формы организации образовательной деятельности
Форма обучения - групповая.
Формы занятий:
- по количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия: беседа, практикум, игра, конкурс, викторина и др.;
- по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий;
- по типу: комбинированное, теоретическое, практическое, диагностическое и др.;
При проведении занятий используются следующие методы обучения:
- словесные: устное изложение, беседа, словесные игры, чтение художественной литературы
- наглядные: наблюдение, рассматривание картин, показ иллюстраций, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют формировать у них яркие, конкретные представления о природе.
- практические: это игра, элементарные опыты и моделирование.
Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять детей в применении знаний.
Численный состав группы - 34 ребёнка.
1.8. Режим занятий
- Занятия организуются на базе детского сада и имеют следующую временную структуру: программа рассчитана на 32 недели.
- Общее количество - 30 учебных часов. Общее время занятия включает 30 мин учебного времени (СанПиН 2.4.4.3172-14).
1.9. Ожидаемые результаты
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологический допустимости.
В итоге у детей не только накапливается определённый объем знаний об объектах живой и неживой природы, но совершенствуются умственные умения, формируется устойчивый интерес к самостоятельной поисковой деятельности, развиваются воображение, фантазия, логическое мышление, коммуникативные качества, закрепляются навыки безопасного поведения
Дети должны знать:
- наиболее типичных представителей животного мира нашей планеты;
- некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; неживое и живое в природе;
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними;
- основные виды диких животных; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
- строение организма человека, основные системы органов и способы сохранения здоровья;
- основные глобальные проблемы человечества;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Дети должны уметь:
- узнавать животных, птиц в природе, на картинках, по описанию;
- ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- ухаживать за культурными растениями (посильное участие);
- заботиться о здоровом образе жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе;
- улучшать состояние окружающей среды;
- оформлять результаты наблюдений в виде рисунков, описаний, выводов, ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
Содержание программы
Формы и методы работы с детьми используются самые разнообразные. Это наблюдения, рассматривание картин, занятия- беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры и игровые упражнения, эксперименты и опыты, видео- и аудиозаписи.
Основные принципы содержания программы: наглядность, личностная ориентация, системность и целостность, экологического гуманизма, практический
Основными принципами Программы являются:
- Принцип развивающего образования, цель которого - развитие ребенка.
- Принцип наглядности в обучении. Осуществляется на восприятии наглядного материала.
- Принцип доступности. Познавательная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному).
- Принцип проблемности. Направлен на поиск решения проблемных ситуаций.
- Принцип психологической комфортности. Создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стресс образующих факторов, ориентация детей на успех, а главное, ощущение радости, получение удовольствия от деятельности.
- Принцип творчества. Максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
- Принцип вариантности. Он предполагает у детей понимание возможности различных вариантов решения задачи.
- Принцип гуманности. Ребенок рассматривается как активный субъект познавательной деятельности с педагогом.
2.1 Тематическое планирование. Учебный (тематический) план
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
1. |
Неживая природа |
5 |
2. |
Живая природа |
10 |
3. |
Человек |
8 |
4. |
Человек и природа |
7 |
Итого: |
|
30 |
Календарно-тематическое планирование
3. Формы контроля и оценочные материалы
Мониторинг развитие занятий умения и навыков:
- итоговый контроль - диагностика (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации Программы в каждом учебном году). Презентация подготовленных детьми творческих работ.
3.1 Формы и содержание итоговой аттестации:
- беседа;
- опрос;
- конкурс;
- игра.
Требование к оценке творческой работы:
Требование к результатам Творческой работы (проекта) оценивается положительно при условии, если:
определена и четко сформулирована цель работы;
- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом;
- содержание работы изложено логично;
- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения;
- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения.
Форма защиты творческой работы (проекта) - очная презентация.
3.2 Критерии оценки достижения планируемых результатов:
Диагностика сформированности экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика проводится по 6 основным направлениям:
- Определение уровня знаний о неживой природе.
- Определение уровня знания о растительном мире нашей планеты.
- Определение уровня знаний о животном мире нашей планеты.
- Определение уровня знаний о строении и функционировании человеческого организма и способах его укрепления.
- Умение объяснять экологические связи в природе.
- Определение уровня знаний о взаимовлиянии человека и природы, а также основных глобальных проблемах человечества и возможных путях их преодоления (Красная Книга, заповедники, …).
За ответы выставляются баллы:
- 3 балла - ребенок безошибочно и правильно делает задания.
- 2 балла - ребенок затрудняется выполнять задание, при выполнении требуются дополнительные инструкции воспитателя, дает ответ не полный, затрудняется ответить на доп. задание.
- 1 балл - ребенок не может выполнить задание, имеет слабые представления, допускает много ошибок, не устанавливает причинно-следственные связи, не может обосновать свой ответ.
После проведения диагностики суммируются баллы:
- Н - низкий 0-27 баллов (плохо освоил программу).
- С - средний 28-45 баллов (хорошо освоил программу).
- В - высокий 46-54 баллов (программу освоил полностью).
4. Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы
4.1 Методическое обеспечение
Методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
Формы организации образовательного процесса:
- групповая. Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
- индивидуальная - этот вид работы включает итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов, результаты которой могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях и в консультировании родителей.
Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, фотогалерея (фотогазета), игра, игра-путешествие, викторины, опыты, наблюдение, тематические занятия, практические занятия, презентация, проект, просмотр обучающих мультфильмов и фильмов, творческая мастерская, экскурсия (виртуальная).
4.2 Материально-технические условия реализации Программы
Технические средства обучения:
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Принтер.
- Аудиоцентр.
- Набор предметных картинок с изображением растений, животных, насекомых Фигурки с домашними и дикими животными
- Муляжи и натуральные овощи и фрукты
- Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки, лупы, колбы, микроскопы).
4.3 Кадровое обеспечение Программы
Программу реализует воспитатель группы, Попова Екатерина Владимировна - высшее педагогическое образование.
Список литературы
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная
- группы). ВАКО, 2010.
- Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. - М., 2006.
- Ковиньк Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004.
- Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Подготовительная группа / Н.В.Лободина. - Волгоград: Учитель, 2011.
- 5. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Изд-во ЗабГПУ, 2002.
- Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства 2001г.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году.
- Рыжова Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А.Рыжова, С.И.Мусиенко. - 2-е изд. - М.: Обруч, 2013. - 208с.