Проект в старшей и подготовительной группах «На чем дом стоит»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс ко Дню знаний «До чего же интересно всё на свете узнавать»

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, старшая группа, проектная деятельность в ДОУ


Цель: создание группового проекта «На чем дом стоит».

Задачи:

  • Способствовать развитию исследовательских и коммуникативных способностей.
  • Расширить представления воспитанников о мире строительных профессий,
  • обогащать познавательные знания (знакомство с бетоном, его свойствами и качествами, способом его изготовления). Обобщить знания о строительных профессиях.
  • Отработать практические умения в результате «постройки» фундамента.
  • Показать значимость профессии строителя, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

Тип проекта: информационно-творческий,

Участники проекта: воспитатели, дети старше - подготовительной группы, родители.

Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.

Методические приёмы. Игровая мотивация, загадывание и отгадывание загадок, беседа, дидактические игры, игра-эксперимент, рассматривание иллюстраций, картинок и фотографий, поэтическое слово взрослого.

Предварительная работа.

  1. С.Михалков. «Три поросёнка»;
  2. Г.Люшнин. «Строители»;
  3. Рассматривание картинок, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним.
  4. Проведение Сюжетно-ролевых игр («Строим фундамент», «Строители») и дидактических игр («Кому что?», «Угадай по описанию»).

В ходе образовательной деятельности было выявлено, что дети имеют поверхностные знания о том, как происходит строительство зданий, на чем стоит дом, поэтому с целью углубления знаний детей было решено организовать данный проект. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Поэтому и возникла идея создания данного проекта. Углубленное изучение профессии строителя способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию диалогической речи. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.

Постановка проблемы: Большинство детей имеют недостаточно знаний и представлений о профессии строителя, о создании фундамента, строительстве домов, спецтехнике, инструментах.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Закладка фундамента. Выбрать подходящий фундамент для дома - главная задача, с которой начинается строительство.

Основной

«Опыты и эксперименты»

Заключительный

Знакомство с цементом, приготовление раствора для фундамента, кирпичиков из раствора, строительство фундамента, заполнение инженерной книги.

Ожидаемый результат: Дети узнают с чего начинается строительство дома, с уважением будут относиться к людям, выбравшим профессию строителя. Появится устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: (конструирование). Воспитатель поощряет детей за аккуратно выполненные задания, дружную и слаженную работу.

Реализация проекта: Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку 3 поросенка. Обращается с вопросом: Ребята почему у 2-х поросят дом разрушился от сильного ветра, а у Наф Нафа устоял? (Ответы детей) В конце беседы воспитатель говорит, что дети назвали все правильно. У Наф Нафа дом был сделан из кирпича, и он стоял на фундаменте, а это крепкий материал.

Воспитатель. Ребята, скажите какими должны быть дома. (Ответы детей)

Помните я вам в самом начале говорила, что у Наф Нафа был секрет о том, почему его дом был таким надежным? Хотите его узнать? (Ответы детей) Тогда я сейчас вам его расскажу.

Когда кто-то начинает строить дом, первым делом заливается фундамент. Как вы думаете, что такое фундамент? (Ответы детей) Фундамент - это основание здания, которое распределяет все нагрузки. Т.е. это то, с чего начинается дом.

Воспитатель. Правильно! Молодцы! Давайте совершим путешествие по сказке «Три поросёнка». Взгляните, вот первый домик, который построил себе Ниф-Ниф. Из чего он построен? Дети. Из соломы.

Воспитатель. Как вы думаете, солома подойдёт для строительства домика?

Дети. Нет, не подойдёт! Потому что солома ломкая и непрочная.

Воспитатель. Верно, солома - непрочный материал, и в этом мы сейчас убедимся (предлагаю одному ребёнку подойти к столу, взять солому и разломать её пополам). Видите, как легко она ломается. (Другой ребёнок дует на неё). Поэтому, когда волк дунул на домик Ниф-Нифа, он разлетелся в разные стороны.

Воспитатель. А вот это домик построил себе второй поросёнок - Нуф-Нуф (выставляет следующую картинку).

Воспитатель. А из какого материала он построен? Кто мне скажет?

Дети. Из прутиков, веточек и листьев.

Воспитатель. Давайте в этом убедимся (один ребёнок ломает, гнёт веточки, другой дует на них). Можно использовать этот материал для строительства домика лисы?

Дети. Нет, нельзя! Это не прочный материал.

Воспитатель. Ребята, может, вы мне подскажете: чей это домик? (Выставляю картинку с изображением домика Наф-Нафа.)

Дети. Это домик Наф-Нафа.

Воспитатель. Что можно рассказать про него? Из чего он построен?

Дети. Из камней, кирпичей.

Воспитатель. Какой же домик получился у Наф-Нафа?

Дети. Прочный, надёжный.

Воспитатель. Правильно. Наф-Наф оказался самым сообразительным, свой домик он поставил на фундамент, поэтому его домик получился надёжным и крепким.

Вот какая увлекательная и познавательная сказка «Три поросёнка».

Воспитатель. Как вы думаете зачем нужен фундамент? (ответы детей). Каким должен быть фундамент?

Фундамент - это «ноги» здания.

Фундамент - конструктивный элемент дома, основной функцией которого является восприятие нагрузки от надземной части дома и равномерное перераспределение этой нагрузки на основание и грунт. Ширина фундамента должна быть больше, чем толщина стен, чтобы уменьшить давление, производимое зданием на землю.

Цоколь дома - это всего лишь продолжение фундамента, а точнее, это сам фундамент, который заливается выше уровня поверхности грунта.

Цоколь должен быть прочным, устойчивым против атмосферных и грунтовых вод. Поэтому его выкладывают из прочных морозостойких материалов (камень, бетон, кирпич).

Воспитатель. Теперь вам стало ясно, какие строители три поросёнка.

Вдруг звонок по видеосвязи.

Ребята, смотрите кто-то пытается связаться с нами по видеосвязи. Давайте ответим (Ответы детей)

- Ура я дозвонился. Это детский сад? (Ответы детей) Меня зовут Сан Саныч и я строитель. У меня случилась беда. Я строил дом и вдруг он рухнул. Я не понимаю почему. Вроде бы я всё делал правильно: Стены, пол, двери, окна и крышу, всё поставил, а он раз и рухнул. Я подошел к прорабу за помощью, а он меня отправил в детский сад. Вот я и решил позвонить. Может вы мне поможете разобраться, что я делаю не так?

Воспитатель. Очень вовремя вы нам дозвонились, ведь мы как раз говорим о том, как сделать дом надежным. Ребята давайте поможем Сан Санычу и вместе с ним разберемся что он сделал не так.

Воспитатель. Помните я вам в самом начале говорила, что у Наф Нафа был секрет о том, почему его дом был таким надежным? (Ответы детей) Тогда я сейчас вам его расскажу.

Когда кто-то начинает строить дом, первым делом заливается фундамент. Как вы думаете, что такое фундамент? (Ответы детей) Фундамент - это основание здания, которое распределяет все нагрузки. Т.е. это то, с чего начинается дом.

Чтобы построить фундамент надо выкопать котлован (это такая яма, куда потом заливается фундамент) Как вы думаете с помощью чего строители копают котлован? (Ответы детей)

Правильно, с помощью экскаватора.

Фундамент бывает нескольких видов, а, чтобы познакомится с ними поближе нам надо перейти в научный центр.

Но прежде, чем мы посмотрим, что же тут спрятано, давайте обсудим технику безопасности поведения в научном центре. Как вы думаете, что нельзя делать в научном центре? (Ответы детей)

Если дети затрудняются вспомнить все правила, воспитатель помогает им. Вместе они приходят к мысли, что в научном центре нельзя кричать, бегать, толкаться, брать что-то без разрешения, пробовать что-то на вкус, ничего не ломать.

Молодцы. Раз технику безопасности мы с вами обсудили мы можем начинать, но перед тем, как покажу что тут, я вам предлагаю опустить руку в мешочек, потрогать и определить, что там?. Что вы тут видите? (ответы детей) да, вы правы это просто песок. Как вы думаете, можно ли что то построить из сухого песка? (ответы детей). Давайте теперь намочим песок. Можно что то построить из мокрого песка?. Да, можно. Но когда поделка высохнет, то она снова рассыплется.

Давайте теперь подойдем к другому столу. Воспитатель знакомит детей с цементом, объясняет, что, чтобы сделать фундамент, надо смешать песок, цемент и добавить воды. Когда раствор застынет, получается твердый, крепкий фундамент.

И предлагает детям сделать раствор для фундамента. Вместе с детьми сделали раствор и залили его в специальную форму. Предложила оставить раствор и на следующий день посмотреть, что с ним станет. Затем, в специальную форму для изготовления кирпичиков залили приготовленный раствор, чтобы из готовых кирпичей сделать фундамент для дома.

На следующий день, дети отметили, что получился очень твердый фундамент. Такой фундамент называется плиточным, потому что его заливают одной большой целой плитой. Такой фундамент нужен для больших, тяжелых, каменных домов.

Воспитатель предложила достать из формы кирпичики и построить из кирпичей фундамент. Каждый ребенок поставил свой кирпичик по прямоугольнику. Такой фундамент нужен для более легких домов и называется ленточным. Затем воспитатель предлагает вспомнить, какой еще вид фундамента бывает. (ответы детей: столбчатый, свайный).

Давайте вернемся к нашему строителю Сан Санычу. Теперь вы догадываетесь почему у него сломался дом? (Ответы детей) Конечно, он забыл установить фундамент. А вы, Сан Саныч поняли что сделали не так?

Да, я всё понял. Больше я не допущу такую ошибку. Не зря меня к вам отправили. Вы мне очень помогли. Спасибо вам. До свиданья.

Ну что, ребята, понравилось вам помогать Сан Санычу? А что вы сегодня узнали? (Ответы детей)

Вместе с детьми сделали вывод: для того, чтобы дом стоял крепко, надо установить фундамент.

А теперь я вам предлагаю, чтобы еще лучше запомнить новую информацию сделать пометки в инженерную книгу.

Литература

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
  2. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  3. Краснощекова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Издание 2-е - Ростов, Н.Д.: Феникс, 2007
  4. «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду», З.В. Лиштван.