Мастер-класс для родителей и детей среднего дошкольного возраста на тему «Играем вместе»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений, развитие чувства эмпатии в диаде «родитель-ребенок».

Задачи:

  • Формировать умение видеть положительное в характере и поведении близких людей.
  • Обучать способам позитивного взаимодействия родителей и детей.
  • Усиливать способности родителей к пониманию эмоционального мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;

Целевая аудитория: родители, дети в возрасте от 4 до 5 лет.

Методы и приёмы: игровые методы (игры и упражнения), групповые обсуждения, коммуникативные игры, релаксационные техники, телесно-ориентированные игры.

Материалы и оборудование: мяч массажный, корзина с разноцветными мячами, сухой душ, обручи (красного, синего, зелёного, жёлтого цвета), мягкая игрушка заяц, волшебный мешочек с фигурками морковок и грибов, муз. Е.Железновой «Капуста», «Соседи», релаксационная и весёлая музыка.

Время проведения: 30 мин.

Игра - ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте. Поэтому очень важно акцентировать внимание родителей на игре малышей, показать её значение, научить способам игрового взаимодействия взрослого и ребёнка.

1. Упражнение «Здороваемся по кругу»

Цель: снятие эмоционального напряжения, знакомство участников.

Ход занятия: участники семейного клуба встают в круг. Психолог представляется группе и передаёт мяч далее по кругу. Каждый участник называет своё имя, получая мяч. Таким образом происходит знакомство.

2. Упражнение «Весёлый паровозик»

Цель: снятие эмоционального напряжения, формирование положительного настроя.

Ход занятия: дети и взрослые встают друг за другом паровозиком и под весёлую музыку несколько кругов.

3. Упражнение «Дай ладошечку»

Цель: развитие эмоциональной сферы ребёнка, активизация тактильной чувствительности, развитие общей моторики.

Ход занятия: дети и взрослые встают парами друг напротив друга (ребёнок-родитель). Хором произносят:

ДАЙ ЛАДОШЕЧКУ, МОЯ КРОШЕЧКА (ребёнок подаёт ладошку родителю).
Я ПОГЛАЖУ ТЕБЯ ПО ЛАДОШЕЧКЕ (поглаживает ребёнка по ладошке).
НА ЛАДОШЕЧКУ, МОЯ КРОШЕЧКА (родитель подаёт ребёнку свою ладошку)
ТЫ ПОГЛАДЬ МЕНЯ ПО ЛАДОШЕЧКЕ (ребёнок поглаживает родителя по ладони)

4. Упражнение «Цыплёнок в яйце»

Цель: активизация тактильной чувствительности, эмоциональное сближение в детско-родительской паре.

Ход занятия: Участники располагаются на ковриках парами. Родитель садится слегка раздвинув и вытянув ноги, сверху устраивается удобно ребенок. Все закрывают глаза. Звучит релаксационная музыка.

Психолог: «А теперь закрыли глаза… сделали глубокий вдох …выдох… наблюдаем за своим дыханием…вдох…выдох… представьте, что вы одно целое…мама скорлупа, ребенок цыпленок… Цыпленку хорошо и уютно в своем домике. Скорлупа защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Цыпленок пошевелился, покрутил головкой - нет ещё не пришло время. Так хорошо сидеть тихонько в скорлупе, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, цыпленочку становится жарко, тесновато… Он поводит плечиком одним…другим…, старается освободиться… Скорлупа не пускает - ей тоже очень приятно, когда внутри неё цыпленок. Она крепко держит, но цыпленок не сдается, он все активнее шевелится, пробует носиком пробить скорлупу… освободиться. Вот уже головка показалась, вот и плечики освободились. Скорлупа уже не сопротивляется - она понимает, что пришло время отпустить своего цыпленочка. Ещё чуть-чуть… и вот цыпленок на свободе! Он расправил свои пока еще маленькие крылышки, потянулся и, довольный, устроился в своем гнездышке…».

5. Упражнение «Разминка с мячиком»

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие общей и мелкой моторики.

Ход занятия: дети и взрослые образуют круг, каждому достается мячик. Одновременно дети и родители по показу психолога начинают выполнять упражнение:

МЯЧИК СИЛЬНО ПОСЖИМАЮ (сжимаем правой рукой мяч)
И ЛАДОШКИ ПОМЕНЯЮ (перекладываем мяч в левую руку и сжимаем).
«ЗДРАВСТВУЙ, МОЙ ЛЮБИМЫЙ МЯЧИК (касаемся мячом каждого пальца правой руки),
СКАЖЕТ УТРОМ КАЖДЫЙ ПАЛЬЧИК! (касаемся мячом каждого пальца левой руки)
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ (перекладываем мяч из руки в руку попеременно)
НАЧИНАЕМ МЫ ИГРАТЬ

6. Упражнение «Весёлые мячики»

Цель: развитие и закрепление цветовосприятия.

Ход занятия: дети и взрослые под весёлую музыку идут по кругу. В центре круга лежат разноцветные обручи. Как только музыка останавливается, психолог просит положить мячики жёлтого цвета в желтые обручи. Те, у кого в руках жёлтые мячи, выполняют задание. Далее снова звучит музыка, и все идут по кругу. При остановке музыки психолог называет другой цвет. Игра продолжается, пока все мячи не окажутся в обручах.

7. Упражнение «Найди мяч»

Цель: закрепление цветовосприятия, развитие общей и мелкой моторики.

Ход занятия: у родителей в руке по одному мячику разного цвета. Дети смотрят, какого цвета мячик у их мам. На слова: «Раз, два, три, игру начни!» взрослые бросают мячи на ковер, а их малыши добегают до того мячика, который был у их мам и приносят его родителю. Игра повторятся несколько раз.

8. Упражнение «Зайка»

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Ход занятия: Психолог загадывает участникам загадку:

«Прыг-скок, прыг-скок, длинноушка - серый бок» (Заяц)

Дети вместе с родителями отгадывают загадку, а затем играют в игру «Зайка серенький сидит» (игра с показом):

Зайка серенький сидит, и ушами шевелит,
Вот так, вот так, и ушами шевелит!
(Дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Вот так, вот так, надо лапочки погреть!
(Дети слегка прихлопывают ладошку об ладошку. Затем встают)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!
Скок-скок-скок-скок, надо зайке поскакать!
(Дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)
Кто-то зайку напугал, зайка прыг и убежал.

9. Упражнение «Солим капусту»

Цель: снятие мышечного напряжения, активизация тактильной чувствительности, эмоциональное сближение в детско-родительской паре.

Ход занятия: Участники располагаются на ковриках парами. Ребёнок сидит на попе, родитель располагается сзади и под музыку делает массаж спины ребёнку. По завершению ребёнок и родитель меняются местами, и уже дети делают массаж спины родителям.

Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)
Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя).
Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)
Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы
В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)
Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)

10. Упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: активизация тактильной чувствительности.

Ход занятия: Психолог демонстрирует участникам волшебный мешочек, в котором лежат деревянные моркови и грибочки. Дети на ощупь должны найти нужную фигурку (девочки-морковки, мальчики-грибочки). Родители помогают детям, в случае заминки.

11. Упражнение «Соседи»

Цель: эмоциональное сближение в детско-родительской паре.

Ход занятия: все участники садятся в тесный круг плечом к плечу и под музыку выполняют движения.

12. Упражнение «Весёлый паровозик»

Цель: завершение занятия с сохранением положительного настроя.

Ход занятия: дети и взрослые встают друг за другом паровозиком и под весёлую музыку «проезжают» сквозь сухой душ несколько кругов и уходят.