Программа «Духовно-патриотическое воспитание школьников» направлена на воспитание нравственно и физически здоровой личности, любящей свою семью, свою малую Родину, свою великую страну - Россию.
Данная Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Актуальность проблемы
Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального государственного заказа для образования. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Актуальность проблемы связана:
- наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
- в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
- само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
- вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информирует школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Цели и задачи:
Целью воспитательной программы является: создание условий, способствующих формированию образованной, нравственно, духовно и физически здоровой личности с развитым гражданским самосознанием.
1. Для достижения этой цели важно решать следующие задачи:
- Способствовать формированию навыков здорового образа жизни, включая развитие познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение природы, истории своей малой и большой Родины средствами экологии, экскурсий, краеведения.
- Развитие творческих способностей личности учащихся через разнообразные формы воспитательной работы (смотры, конкурсы и пр.)
- Активизировать работу каждого члена коллектива через участие в общешкольных и классных мероприятиях.
- Создание условий для участия семьи в воспитательном процессе.
- Воспитывать сознательное отношение к учебному процессу.
2. В основу реализации целей и задач воспитательной работы положены следующие принципы воспитания:
- Адаптивный - каждому ребенку дело по душе, по силам, по возможностям.
- Личностный - сравнение не ребенка, а разных этапов развития одного ученика.
- Деятельный - воспитание ребенка возможно только при включении его в деятельность.
- Принцип развивающего воспитания - зоной ближайшего развития для личностного становления ученика может и должен стать его коллектив. Если ученик востребован в коллективе, если коллектив создает условия для проявления возможностей и способностей каждого ребенка, это, несомненно, приведет к тому, что ученик начнет проявлять свою индивидуальность в коллективе.
- Принцип единства образовательной и воспитательной среды.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями)
- Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
- Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.
- «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности и гражданина России»
Сроки и этапы реализации программы.
- Программа рассчитана на 4 года (1-4 классы начальной школы)
- Сроки реализации: сентябрь 2017 года - май 2021 года.
Этапы реализации программы:
- 1 год - организационно - аналитический и формирующий этап
- 2 год - корректирующий этап
- 3 год - итоговый этап
Содержание программы
Воспитательная программа на 2017-2021 учебные года разработана в соответствии с особенностями классного коллектива и общешкольной воспитательной программой.
Ожидаемые результаты
Содержание воспитательной программы класса предполагает создание модели личности учащегося с определенными качествами.
У выпускника начальной школы должны быть развиты:
- культура общения;
- нравственные нормы поведения;
- потребность к труду;
- экологическая культура;
- способность к творчеству;
- желания и умения учиться;
- учащиеся должны бережно относиться к своему здоровью, быть физически развитыми, знать и владеть приемами и способами оздоровления;
- учащиеся должны любить и бережно относиться к своей Малой Родине, уважать и любить свою страну, помнить ее историческое прошлое.
Выполнение воспитательной программы предполагает развитие творческой личности, развитие творческих способностей, заложенных в каждом ребенке природой. Ведь каждый ребенок одарен по-своему, надо только помочь ему раскрыть тайники, о которых он может и сам не знает.
Критерии эффективности воспитательного процесса и диагностические средства
- Сформированность познавательного потенциала учащихся (обученность, развитость мышления, познавательная активность);
- Сформированность нравственного потенциала (отношение к миру, Родине, природе, людям, одноклассникам);
- Сформированность физического потенциала (состояние здоровья учащихся, сформированность навыков здорового образа жизни);
- Сформированность классного коллектива (степень сплоченности и взаимоотношений);
- Удовлетворенность родителей и учащихся жизнедеятельностью класса и школы.
Наблюдения, анализ текущей и итоговой успеваемости, анализ развития самосознания и самовыражения; медицинский анализ состояния здоровья учащихся, выполнение контрольных нормативов по физической культуре, диагностика уровня воспитанности, уровня удовлетворенности школьной и классной жизнью родителей и учащихся.
Методы и формы, технологии.
- В воспитательной работе мною используются следующие методы: самоанализ, поощрения, убеждения, беседа, личный пример, поручение и т.д.
- Часто применяю такие формы: викторины, познавательно-развлекательные игры, интеллектуальные игры, турниры, экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы, спортивные соревнования, совместные классные часы детей и родителей, смотры, фестивали и т.д.
- В работе с классом использую игровые технологии, проектные работы и КТД (коллективно-творческая деятельность).