Программа "Духовно-патриотическое воспитание школьников"

Разделы: Патриотическое воспитание


Программа «Духовно-патриотическое воспитание школьников» направлена на воспитание нравственно и физически здоровой личности, любящей свою семью, свою малую Родину, свою великую страну - Россию.

Данная Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность проблемы

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального государственного заказа для образования. Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Актуальность проблемы связана:

  • наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;
  • в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности;
  • само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку;
  • вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информирует школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Цели и задачи:

Целью воспитательной программы является: создание условий, способствующих формированию образованной, нравственно, духовно и физически здоровой личности с развитым гражданским самосознанием.

1. Для достижения этой цели важно решать следующие задачи:

  1. Способствовать формированию навыков здорового образа жизни, включая развитие познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение природы, истории своей малой и большой Родины средствами экологии, экскурсий, краеведения.
  2. Развитие творческих способностей личности учащихся через разнообразные формы воспитательной работы (смотры, конкурсы и пр.)
  3. Активизировать работу каждого члена коллектива через участие в общешкольных и классных мероприятиях.
  4. Создание условий для участия семьи в воспитательном процессе.
  5. Воспитывать сознательное отношение к учебному процессу.

2. В основу реализации целей и задач воспитательной работы положены следующие принципы воспитания:

  • Адаптивный - каждому ребенку дело по душе, по силам, по возможностям.
  • Личностный - сравнение не ребенка, а разных этапов развития одного ученика.
  • Деятельный - воспитание ребенка возможно только при включении его в деятельность.
  • Принцип развивающего воспитания - зоной ближайшего развития для личностного становления ученика может и должен стать его коллектив. Если ученик востребован в коллективе, если коллектив создает условия для проявления возможностей и способностей каждого ребенка, это, несомненно, приведет к тому, что ученик начнет проявлять свою индивидуальность в коллективе.
  • Принцип единства образовательной и воспитательной среды.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (с последующими изменениями и дополнениями)
  • Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 г.
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г.
  • Конвенция о правах ребенка (Нью- Йорк, 20.11.1989 г.)
  • «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29.12.2001 г. № 1756- р.
  • «Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности и гражданина России»

Сроки и этапы реализации программы.

  • Программа рассчитана на 4 года (1-4 классы начальной школы)
  • Сроки реализации: сентябрь 2017 года - май 2021 года.

Этапы реализации программы:

  • 1 год - организационно - аналитический и формирующий этап
  • 2 год - корректирующий этап
  • 3 год - итоговый этап

Содержание программы

Воспитательная программа на 2017-2021 учебные года разработана в соответствии с особенностями классного коллектива и общешкольной воспитательной программой.

Ожидаемые результаты

Содержание воспитательной программы класса предполагает создание модели личности учащегося с определенными качествами.

У выпускника начальной школы должны быть развиты:

  • культура общения;
  • нравственные нормы поведения;
  • потребность к труду;
  • экологическая культура;
  • способность к творчеству;
  • желания и умения учиться;
  • учащиеся должны бережно относиться к своему здоровью, быть физически развитыми, знать и владеть приемами и способами оздоровления;
  • учащиеся должны любить и бережно относиться к своей Малой Родине, уважать и любить свою страну, помнить ее историческое прошлое.

Выполнение воспитательной программы предполагает развитие творческой личности, развитие творческих способностей, заложенных в каждом ребенке природой. Ведь каждый ребенок одарен по-своему, надо только помочь ему раскрыть тайники, о которых он может и сам не знает.

Критерии эффективности воспитательного процесса и диагностические средства

  • Сформированность познавательного потенциала учащихся (обученность, развитость мышления, познавательная активность);
  • Сформированность нравственного потенциала (отношение к миру, Родине, природе, людям, одноклассникам);
  • Сформированность физического потенциала (состояние здоровья учащихся, сформированность навыков здорового образа жизни);
  • Сформированность классного коллектива (степень сплоченности и взаимоотношений);
  • Удовлетворенность родителей и учащихся жизнедеятельностью класса и школы.

Наблюдения, анализ текущей и итоговой успеваемости, анализ развития самосознания и самовыражения; медицинский анализ состояния здоровья учащихся, выполнение контрольных нормативов по физической культуре, диагностика уровня воспитанности, уровня удовлетворенности школьной и классной жизнью родителей и учащихся.

Методы и формы, технологии.

  • В воспитательной работе мною используются следующие методы: самоанализ, поощрения, убеждения, беседа, личный пример, поручение и т.д.
  • Часто применяю такие формы: викторины, познавательно-развлекательные игры, интеллектуальные игры, турниры, экскурсии, встречи с интересными людьми, беседы, спортивные соревнования, совместные классные часы детей и родителей, смотры, фестивали и т.д.
  • В работе с классом использую игровые технологии, проектные работы и КТД (коллективно-творческая деятельность).

Календарно-тематическое планирование