Проблемы патриотического воспитания

Разделы: Патриотическое воспитание


Одна из важнейших задач современного учителя - это воспитание патриотизма у современных подростков. И это направление в работе учителя является основополагающим. Как сказал наш президент В.В.Путин: «Без патриотизма не может существовать ни одна страна в мире, она просто растворится как кусочек сахара». И «патриотизм - эта наша национальная, объединяющая идея». И для того чтобы у нас, у нашего народа было будущее, мы должны воспитывать патриотизм у подрастающего поколения.

Но…… Вот тут и начинаются проблемы.

Во-первых, в настоящее время на формирование личности подростка оказывает значительное воздействие СМИ и Интернет, которые зачастую бывают, далеки от патриотических чувств, любви к Родине, уважению к истории и традициям своего народа.

Во-вторых, родители современных подростков - это дети 90-х, которые жили в условиях разрушения советской системы воспитания и образования, преклонения перед западными образцами воспитания, культуры и т.п.

В-третьих, на протяжении более чем 20 лет государство и общество жило в условиях отказа от старой идеологии и формирования новой, и поэтому процесс воспитания подрастающего поколения не считался значимым в новой России.

Эти три проблемы, на мой взгляд, не позволяют достаточно успешно формировать гармоничную личность, способную любить, уважать свою Родину, историю своего народа, относится толерантно к собственной культуре и культуре других народов, быть ответственным не только за свои поступки, но и за историю своего народа.

Что же делать современному учителю? Как воспитать патриота своей страны, общества и государства? Наверное, сначала нужно самому определиться с понятием патриотизм для себя. Патриотизм - это ощущение человеком своей сопричастности к настоящему и прошлому Родины, ответственности за её будущее. И только потом можно ставить задачи для формирования патриотических чувств. Заставить любить нельзя, но можно развивать это чувство. И чем раньше начнется этот процесс, тем лучше.

Какие же формы лучше всего использовать в работе с детьми, воспитывая реальное патриотическое чувство? Их можно разделить на две группы: теоретические и практические. К теоретическим следует отнести: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми. К практическим - конкурсы, выставки, соревнования, викторины, праздники.

Так должно быть в идеале. А что же на самом деле? Выйдя из школы, ученик может пойти и осквернить памятник, установленный в честь Победы над фашистскими захватчиками. Почему так происходит?

  • во-первых, отсутствует авторитета учителя, как направляющего в воспитании патриотизма;
  • во-вторых, отсутствие примеров патриотизма в жизни детей, именно детей, а не общества и государства;
  • в-третьих, несоответствие слов и дел у взрослых.

Самое лучшее в данной ситуации - это показывать патриотизм не только на словах, но и собственным примером. А в нашей жизни мы сами говорим о возвышенном, а живем не всегда в соответствии с общечеловеческими принципами.

Государство тоже должно оказывать помощь и поддержку: учитель «один в поле не воин». И прежде всего, необходимо поднять авторитет учителя.

Ну, и конечно, практика - лучший учитель. Сейчас это называется проектная или исследовательская деятельность. А раньше - поисковая или краеведческая работа.

Сразу воспитать патриотов в современной школе не получится, это процесс длительный, т.к. практически полностью была разрушена советская система воспитания и ценностная система общества. Поэтому понадобится очень много сил и времени. Главное, чтобы формирование патриота шло с трех сторон: со стороны семьи, школы и государство. Вместе - мы сила.

И как сказал А.С.Макренко: «Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, наши слезы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Патриотами не рождаются, патриотами становятся.