Развитие понятия коммуникативной компетенции в современной педагогике и психологии

Разделы: Социальная педагогика


В современном мире конкурентоспособный специалист, в нашем случае - педагог, должен овладеть инновационными технологиями обучения, уметь грамотно ориентироваться в потоке информации, самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, а также владеть ключевыми компетенциями, среди которых важное место занимает коммуникативная компетенция.

XXI век предъявляет к современному человеку множество различных требований. В.В.Путин в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» указал на то, что нашей стране необходимо достичь глобальной конкурентоспособности в сфере образования и войти в число 10 ведущих стран мир по качеству общего образования. Эти слова определили вектор развития российского образования.

Чтобы рассмотреть процесс развития понятия «коммуникативная компетенция», необходимо проанализировать содержание следующих терминов: «коммуникация», «компетенция», «коммуникативная компетенция».

Большинство современных исследователей рассматривают коммуникацию как процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.

Компетенция - слово многозначное, вместе с тем предлагаются его различные определения, хотя, независимо от рода профессиональной деятельности, в определениях можно наблюдать общее, а именно, что компетенции всегда связаны с деятельностью.

Современный человек должен овладеть надпрофессиональными навыками или так называемыми soft skills. Soft skills - это навыки, которые не связаны с каким-либо определенным родом деятельности, они универсальны для всех профессий. Один из таких навыков - это работа с людьми. Также одной из основных ценностей XXI века является умение кооперироваться с другими людьми.

Термин «коммуникативная компетенция» в отечественной науке впервые был употреблён М.Н.Вятютневым [1; с. 80] для обозначения способности человека общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы.

Изучением коммуникативной компетенции в области общей и социальной психологии занимались: Э.Берн, Г.М.Андреева, Ю.Н.Емельянова, А.А.Бодалева, В.В.Девятко, Ю.М.Жукова и др. В педагогике проблеме изучения феномена коммуникативной компетенции посвящены научно-исследовательские работы В.Г.Александровой, Е.В.Бондаревской, И.Б.Ворожцовой и др.

Несмотря на глубокий интерес к данной теме и исследованиям в этой области, нет чёткой трактовки понятия «коммуникативная компетенция».

Современный взгляд на коммуникативную компетенцию и её развитие в образовательном процессе фиксирует три главных аспекта реализации в общении: собственно коммуникативный (обмен информацией); перцептивный (восприятие и понимание другого человека); интерактивный (взаимодействие в системе деятельности и общения). Разумеется, все эти аспекты должны быть отражены в сформированной коммуникативной компетенции [1].

Е.С.Пономарёва, исследуя актуальные проблемы формирования коммуникативной компетенции в профильном образовании, особое внимание обращала на социально-психологический аспект этой темы, поскольку любая коммуникация осуществляется только в социуме [1].

Проанализировав ведущие идеи данной темы, а также опыт практической деятельности учёных, можно сделать вывод, что коммуникативная компетенция - это междисциплинарное понятие, в определении которого отсутствует законченность, поэтому развитие научных представлений о данном феномене будет продолжаться в современном СОЦИОКуЛЬТурНОМ KOHTeKCTе.

К причинам неопределенности можно отнести: многоаспектность рассматриваемой категории, где с одной стороны, понятие характеризуется самостоятельностью ее составляющих, с другой - это «набор» личностных качеств; нечёткость границ термина, что приводит к различным интерпретациям и многочисленные определениям.

В целом, анализируя различные источники, посвященные исследованию коммуникативной компетенции, я пришли к выводу об актуальности, востребованности и значимости изучения данной проблемы, особенно в условиях образовательного процесса.

Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть большое значение коммуникативной компетентности в жизни современного педагога, это актуальное направление в развитии российского образования. Формирование коммуникативной компетентности - это сложная и интересная для изучения проблема, которую необходимо развивать и в дальнейшем.

Cпиcoк литературы

  1. Пономарёва Е.С. Формирования коммуникативной компетенции обучающихся профильных классов // Кемерово, 2016.
  2. Вятютнев М.Н. Традиции и новации в современной методике преподавания русского языка и литературы: Доклады советской делегации на конгрессе МАПРЯЛ. - М., 1986.
  3. Махова, А.С. Коммуникативная компетентность: особенности понятия и формирования // А.С.Махова. Молодой ученый. 2023.
  4. Федеральный государственный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс].