Зачем играть на ложках в XXI веке? (Из опыта работы)

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Я работаю музыкальным руководителем в детском саду в городе Москва.

Есть такое мнение, что нашим современным детям игра на деревянных ложках совсем неинтересна. Я решила это проверить и доказать обратное. Постоянно применяя на занятиях музыкальные игрушки и инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим удовольствием выполняют различные задания с деревянными ложками. Они играют на них в свободное от занятий время, и даже дома (берут обыкновенные металлические). Так у меня возникла идея организовать ансамбль ложкарей.

Я решила подойти к этому вопросу серьёзно, не просто: «Вот ложки, берите, будем играть».

Вначале мы рассмотрели с детьми фотографию ансамбля ложкарей и выяснили, кто из детей видел выступление такого ансамбля по телевидению или на концерте, а кто нет. Оказалось, что такого ансамбля никто нигде не видел и не слышал. Действительно, получается, что, наши дети живут в России и практически нигде не сталкиваются с русской культурой и ее традициями. Как результат в школах искусств почти нет набора на народное отделение (баян, домра, балалайка, гармошка и т.д.), поэтому возрождать любовь к русской культуре, в частности, к русским народным инструментам, необходимо с самого малого возраста, т.е. с детского сада.

Утвердившись в своем решении создать ансамбль ложкарей, я начала выстраивать свою работу.

Заниматься начала я с детьми старшей группы. Занятия проводила не только групповые, но и индивидуальные, так как всегда есть дети, у которых не сразу все получается. Для детского сада самый удобный вариант, это либо разрозненные ложки, либо ложки в станке (спаренные).

Сначала объяснила им, как следует держать ложки: пальчики держать внизу черенка и сильно не сжимать, чтобы оставался просвет между ложками. В результате звук должен получится звонким и чистым. Нарабатывать такое звучание можно просто, ударяя ложками по коленям. Постепенно технику игры на ложках освоили все дети. Сначала дети учились передавать ритмический рисунок знакомых песен. Можно было приступать к знакомству с произведением, которое они будут исполнять.

На музыкальном занятии дети прослушали «Во поле березка стояла» в моем исполнении на аккордеоне. Это обработка мелодии с различными вариациями. Очень захотелось живого исполнения, без фонограммы. Ведь дети вокруг себя слышат большой объём эстрадной музыки, и даже не всегда на русском языке. А вот живое исполнение на музыкальном инструменте наши дети могут услышать только в детском саду, в музыкальном зале и как же здорово, когда это не только фортепиано. Так вот, дети прослушали эту песню, определили ее характер, обратили внимание на тихое и громкое звучание, поговорили о том, как меняется мелодия. Дети слушали затаив дыхание.

На следующем занятии я показала игру без музыкального сопровождения. Мы разучивали с ребятами различные приемы. Они были очень разнообразными и с каждым занятием увлекали детей все больше и больше.

Полученные навыки закреплялись и во время индивидуальных занятий. Я предлагала прислушаться к звучанию аккордеона и к игре друг друга, попробовать сыграть одновременно нескольким детям.

Постепенно к игре подключилась вся группа. Дети получали удовольствие от свей игры, просили повторить ее еще раз.

На последующих занятиях я обращала внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все дети одновременно, на одном уровне выполняют движения. Для этого нужно обязательно чувствовать, видеть рядом сидящего, не забывая при этом о повороте головы: если руки выполняют движение вправо, значит, ребенок смотрит вправо и т.д. таким образом ребята учились оценивать исполнение всего ансамбля, замечали тех, кто ошибался.

К концерту все дети готовились ответственно. Весь ансамбль сидел в полукруге, и я с ними с краю с аккордеоном, чтобы каждого было хорошо видно.

В ансамбле ложкарей дети исполняют такие мелодии: «Выйду ль я на реченьку», «Валенки». «Во поле березка стояла», «Калинка», «Полянка» и другие произведения.

Занятия в ансамбле ложкарей помогают развивать у детей чувство ритма, музыкальную память. Ребята, учатся слушать исполнение друг друга, определять на слух допущенные ошибки, анализировать их.

Занятия играют немаловажную роль в развитии детского творчества, самостоятельности. Даже находясь дома, дети привлекают к музицированию своих родителей и пытаются им передать свои знания и умения.

Я стараюсь воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края. Уже в дошкольном возрасте рассказываю ребятам о культуре, прививаю им интерес к прошлому старшего поколения.

Вот почему участие детей в ансамбле ложкарей рассматриваю как одно из действенных средств формирования патриотизма. Ведь в ансамбле используются исконно русские народные инструменты, играются русские народные мелодии.