Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Организация работы с одаренными детьми входит в число приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации.
Следует отметить, что в настоящее время недостаточно отлажена система развития детской одаренности в сфере образования. Деятельность общеобразовательных учреждений в данном направлении требует планомерного, системного подхода.
Основная задача учителя - так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы учесть любые индивидуальные особенности детей, поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися и в то же время отличаться определенным своеобразием.
Следует различать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Рассмотрим мнения разных педагогов об индивидуализации. И.М.Чередов: «С точки зрения дидактических соотношений следует понимать индивидуализацию обучения как принцип процесса обучения, а дифференцированное обучение на уроках - как конкретную форму организации обучения, представляющую оптимальные условия для реализации этого принципа в условиях классно-урочной системы».
И.М.Осмоловская: «Дифференцированное обучение - учет индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах. Индивидуализация - это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика» [9].
Термин дифференциация (от лат. differentia - различие) означает расчленение, разделение целого на различные формы и ступени. Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.
Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников
1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение).
Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определенными индивидуальными особенностями.
Школы особого типа ориентированы на учащихся:
- имеющих определенные способности, проявляющих интерес к какому-либо циклу предметов, с высоким уровнем обучаемости и т.д. (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов);
- с отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов).
Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные классы с учетом предполагаемой профессии, интересов, склонностей учащихся и др.
Таким образом, внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая. Профильная дифференциация означает создание профиля обучения, уровневая - учет уровня развития учащихся.
В нашей школе были созданы условия для удовлетворения потребностей учащихся, в соответствии со склонностями и интересами, в получении углубленной подготовки, в результате которого были созданы классы с углубленным изучением отдельных предметов: физико-математический, филологический, социально-гуманитарный, химико-биологический, технический.
2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).
Предполагает организацию работы внутри класса по группам учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.
Организация учителем внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
- Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы.
- Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
- Распределение учащихся по группам с учетом результатов диагностики.
- Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.
- Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
- Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.
Дифференцированный подход определяется педагогической интуицией учителя в связи с реализацией принципа индивидуализации обучения, он является конкретным показателем его педагогического мастерства.
Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. В свою очередь, дифференциация обучения - это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности путем организации учащихся в однородные группы.
У одарённых детей часто бывает низкий уровень школьной мотивации, так как учебные программы скучны и неинтересны для них, разочарование в тех, кто мыслит медленно, ненависть к зубрению, не любят монотонной работы.
В работе с одарёнными и способными учениками мы используем дифференцированный подход, который позволяет нам расширить и углубить знания младших школьников по предмету, учитывать индивидуальное продвижение ученика.
Определение способов дифференциации
Учитель определяет, нужна ли на уроке дифференцированная работа или индивидуализация заданий, учитывая тип урока, его цели и содержание.
На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.
Дифференцировать все этапы урока не обязательно. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся.
Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целями упражнения и т. д. В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп.
Реализация дифференцированного подхода к учащимся
Учитель предлагает школьникам дифференцированные задания на тех этапах урока, где это необходимо. В некоторых случаях ученикам даются индивидуализированные задания, проводится индивидуальная работа с некоторыми из них.
Дифференциация учебной работы школьников не должна быть самоцелью. Главное - это продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, психологический комфорт детей на уроке.
Форма предъявления дифференцированных заданий бывает различной: индивидуальные карточки, записи заданий на доске в двух-трех и более вариантах, устные указания.
Осуществляя на уроке дифференциал учебной работы, необходимо заботиться о том, чтобы в классе не нарушался нормальный характер детских взаимоотношений. Следует создавать условия для взаимодействия учащихся различных групп, привлечения их к оказанию помощи друг другу. Этому содействует, и это является характерным для осуществления дифференциации учебной работы, систематическое проведение в различных (оптимальных) сочетаниях фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы». Например, ученики индивидуально выполняют разноуровневые задания, а затем фронтально проводится проверка наиболее трудных заданий, предложенных группе одарённых учащихся.
Таким образом, все учащиеся класса знают, как выполняется задание, и проверка обогащает знания детей разных групп.
Способы дифференциации учебной работы школьников
Дифференциацию обучения следует широко применять на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, уроки закрепления, дифференцированная домашняя работа, самостоятельные и контрольные работы до 6 вариантов, во внеурочной работе. Рекомендуется использовать такие формы и методы работы как в парах, в группах, индивидуальная, фронтальная, игра, эвристическая беседа.
Дифференциация осуществляется чаще всего при закреплении и повторении ранее изученного материала, поскольку имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Поэтому подробнее рассмотрим те способы дифференциации, которые используются на уроке на этапе закрепления.
Способы дифференциации предполагают:
- Дифференциацию содержания учебных заданий:
- по уровню творчества (не творческое выполнение заданий - это работа по образцу, работа по воспроизведению знаний; к творческим заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных);
- по уровню трудности;
- по объему (выполняется ещё кроме основного и дополнительное задание аналогичное основному, это обусловлено разным темпом работы учащихся; дифференциация по объему сочетается с другими способами, могут быть творческие или более трудные задания; дополнительными могут быть задания на смекалку, задачи игрового характера).
- Использование разных способов организации деятельности детей, при этом содержание заданий является единым, работа дифференцируется:
- по степени самостоятельности учащихся (все дети выполняют одно задание, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно);
- по степени и характеру помощи учащимся;
- по характеру учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаться ученикам на выбор.
Особенно большие возможности для дифференциации открываются в домашней работе. В педагогике известны следующие пути дифференциации домашней работы:
- дополнительные задания учащимся;
- разработка специальных заданий для разных учащихся (дифференциация заданий);
- задания творческого и поискового характера;
- разъяснение смысла и содержания задания, инструктаж.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества предполагает различный характер познавательной деятельности школьников: репродуктивный или продуктивный (творческий).
К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения, например, решение арифметических задач знакомых видов, вычисление значений выражений, то есть решение примеров на изученные вычислительные приемы, решение простых уравнений и т.д.
От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в знакомой ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Учащимся приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой, ситуации, выполнять более сложные мыслительные действия (поисковые, преобразующие и др.), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т.д.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Выделяют следующие черты творческой деятельности:
- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
- умение видеть новую проблему в знакомой ситуации;
- умение видеть новую функцию объекта;
- самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;
- способность видеть структуру объекта;
- альтернативное мышление, то есть умение видеть возможные решения проблемы, различные способы решения.
С учетом этих характеристик на уроках математики чаще всего используются следующие виды продуктивных, творческих заданий:
- поиск закономерностей;
- задания на классификацию математических объектов;
- задания с недостающими и лишними данными;
- преобразование данного математического объекта в новый;
- исследовательские задания;
- выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;
- самостоятельное составление задач, математических выражений и т.д., то есть создание нового продукта;
- нестандартные задачи и задания.
Во всех этих дифференцированных работах одарённым учащимся необходимо выйти на обобщение способа действия (способа сравнения чисел, способа вычисления), то есть им предлагается задание более высокого теоретического уровня.
Например:
Задания базового уровня |
Задания повышенного уровня |
От двух пристаней, расстояние между которыми 130 км, одновременно отправились навстречу друг другу два теплохода. |
От двух пристаней, расстояние между которыми a км, одновременно оправились навстречу друг другу два теплохода. |
Один из них шел со скоростью 24 км/ч, другой - 19 км/ч.
|
Один из них шел со скоростью b км/ч, другой - c км/ч.
|
Задачи с буквенными данными более трудны для учащихся, поскольку они не дают возможности ориентироваться на числовые данные при выборе арифметических действий.
Дифференциация заданий по объему учебного материала
Дифференциация заданий по объему учебного материала предполагает, что часть учащихся выполняет кроме основного задания еще и дополнительные. В качестве дополнительного обычно предлагается задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Например, основное задание: найти значения выражений в трех столбиках. Дополнительное задание: два столбика выражений на тот же вычислительный прием.
Необходимость использования дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся.
Как правило, дифференциацию заданий по объему учителя сочетают с другими способами дифференциации. Например, в качестве дополнительных предлагаются творческие упражнения или более трудные. Дополнительные задания можно индивидуализировать, к примеру, предложить их ученикам в виде индивидуальных карточек.
Многие учителя, пользующиеся такой формой работы постоянно, прикрепляют к доске специальный условный знак (например, красный кружок), рядом с ним записывают дополнительное задание. Те ученики, которые выполнили основное задание раньше, приступают к работе над дополнительным, не обращаясь к учителю за заданием. А он в это время помогает тем детям, которые испытывают затруднение при выполнении основного задания.
Учитель может подобрать несколько дополнительных заданий разного типа и предложить их учащимся на выбор.
Другим вариантом дифференциации является подбор нескольких взаимосвязанных заданий нарастающей трудности.
Задания для использования на уроках математики, русского языка, окружающего мира и литературного чтения
Приведём примеры заданий, применяемых в работе с одарёнными детьми в начальной школе - задания повышенного уровня.
Класс: 1
Предмет: русский язык (образовательная система «Школа 2100»).
Тема: «Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по - разному: с большой и маленькой буквы»
Этап урока: первичное закрепление.
Задания базового уровня |
Задания повышенного уровня |
Выберите и обведите строчную или заглавную букву. Чёрное - чёрное:
|
Рассмотрите пары слов. С данными словами придумайте и запишите словосочетания: роза - Роза, орёл - Орёл, рыжик - Рыжик. |
Класс: 2.
Предмет: русский язык (образовательная система «Школа 2100»).
Тема: «Буква «ь» - показатель мягкости согласных звуков на письме».
Этап урока: первичное закрепление.
Задания базового уровня |
Задания повышенного уровня |
Спишите выделенные слова, вставляя, где нужно букву «ь». Подчеркни «ь».
|
Отгадайте и запишите слова. Подчеркните «ь» зелёным цветом - обозначающий мягкость согласных звуков, красным цветом «ь» - разделительный.
|
Класс: 3.
Предмет: русский язык (образовательная система «Школа 2100»).
Тема: «Знакомство с понятием «Сложные слова»».
Этап урока: закрепление изученного материала.
Задания базового уровня |
Задания повышенного уровня |
Выделите корни в сложных словах: снегопад, пылесос, долгоносик, глазомер, мясорубка, книголюб. |
Найдите в тексте сложные слова и выделить в них корни: «Золотые листочки закружились в воздухе. Это листопад. Каждое утро белоснежный туман застилает дороги». |
Класс: 4.
Предмет: русский язык (образовательная система «Школа 2100»).
Тема: «Роль имён существительных в речи. Синонимы, антонимы, многозначные слова.»
Этап урока: применение полученных знаний.
Задания базового уровня |
Задания повышенного уровня |
1 группа: выпишите из упражнения 113 на странице 104 существительные синонимы. 2 группа: подберите к словам синонимы и антонимы: смелость - …, доброта - …., родина - …, загадка - …, приятель - … . |
Вставьте пропущенные по смыслу слова. Подберите к этим словам синонимы и антонимы.
|
Класс: 1.
Предмет: математика (образовательная система «Школа 2100»).
Тема: «Цифра «0». Число «0»».
Этап урока: первичное закрепление.
Задания простого уровня |
Задания повышенного уровня |
||||||||||||||||||||||||||
Реши числовые равенства: 3 + 0 =
3 - 0 =
|
1 вариант: Проиллюстрируйте равенства и найдите ответ. Сделайте вывод.
2 вариант: Решите числовые равенства и расшифруйте слово.
|
Класс: 3.
Предмет: математика (образовательная система «Школа России»).
Тема: «Порядок выполнения действий».
Этап урока: закрепление изученного материала.
Задания базового уровня |
Задания повышенного уровня |
Расставить порядок выполнения действий и решите примеры:
|
Используя алгоритм, расставьте скобки в выражениях, чтобы равенства стали верными:
|
Класс: 3.
Предмет: литературное чтение (образовательная система «Школа 2100»).
Тема: «К. Бальмонт «Снежинка»».
Этап урока: открытие нового знания.
Задания базового уровня |
Задания повышенного уровня |
Прочитайте выразительно стихотворение. Выберите из ряда слов те, которые называют чувства и настроение наиболее точно: удивление, радость, восхищение, восторг, умиление, огорчение, грусть, счастье, тоска, ненависть. |
Исключите метафору из текста, а вместо неё вставьте эпитет. Прочитайте что получилось. |
Класс: 4.
Предмет: окружающий мир (образовательная система «Перспектива»).
Тема: «Начало Российской империи».
Этап урока: применение полученных знаний.
Задания базового уровня |
Задания повышенного уровня |
Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
|
Прочитайте внимательно текст «Военная реформа Пётр I». Заполните карточку, вставляя в текст пропущенные слова:
|
Вывод:
Применение дифференцированного обучения в работе с одарёнными учащимися помогает учителю достичь следующих целей:
- Развивать устойчивый интерес к предмету.
- Повышать уровень школьной мотивации.
- Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
- Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрывать творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.
Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Опыт показывает, что учащиеся при дифференцированном обучении чувствуют себя успешными, развиваются. Они, справляясь с заданиями, составленными индивидуально для них, психологически раскрепощаются. Не боятся участвовать в различных конкурсах, олимпиадах, активно стремятся посещать различные кружки.
Результаты участия учащихся начальной школы в олимпиадах, наглядно доказывают эффективность применения дифференциации обучения для развития одарённых детей при систематическом использовании педагогами в своей работе.
Ясно, что только в рамках дифференциации обучения можно добиться оптимального сочетания требований единства общеобразовательных учреждений, достижения требования эквивалентности-образования с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Библиографический список
- Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе.- М.: Просвещение, 2006. - 239с.
- Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований // Воспитание школьников. - 2009. - № 1. - С.25-31
- Акимова М.К., Козлова В.П. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия,2002.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., Знание, 1992.
- Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] // http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=roditel_grupp_kinder_3_dopvolor)
Я придерживаюсь точки зрения, что все дети являются одарёнными. - Гончарова О.В. Развитие потенциала личности одаренного ребенка // Начальная школа: плюс до и после. - 2003.- № 10. - с.24-27.
- Довгалёва, О.А. Дифференцированный и индивидуальный подходы в обучении как развитие творчества младших школьников и выявление одаренности / О.А.Довгалёва. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 14 (94). - С. 459-463. -
URL: https://moluch.ru/archive/94/21088/ (дата обращения: 25.11.2020). - Ильина С.В. Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка [Электронный ресурс] // http://ilyina-sf.narod.ru/p10aa1.html
- Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Издательство Институт практической психологии, 1998.)
- Проблема дифференцированного обучения одаренных детей в начальной школе // Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов Материалы Всероссийской научно-практической конференции Часть I - Саранск МГПИ им. М.Е.Евсевьева, 1998. - С 94-95.