Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [с]–[ш]"

Разделы: Начальная школа, Логопедия, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Ключевые слова: логопедическое занятие, Дифференциация звуков [с]–[ш]


Цель: Учить различать звуки [с]-[ш] на слух и в собственной речи.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять умение характеризовать звуки [с]-[ш].
  • Учить употреблять в речи имена существительные в форме родительного падежа единственного числа.
  • Учить согласовывать притяжательные местоимения с именами существительными в роде и числе.
  • Учить согласовывать имена числительные с именами существительными.
  • Учить образовывать множественное число имен прилагательных и имен существительных.
  • Продолжать учить находить место заданного звука в слове.
  • Учить образовывать множественное число имен существительных и прилагательных, согласуя их в роде и числе.
  • Совершенствовать навыки чтения.
  • Учить придумывать предложения с заданными словами.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание, память.
  • Развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, обучать приёмам самомассажа.
  • Обогащать словарь.
  • Развивать диалогическую речь.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям.
  • Воспитывать навыки правильного поведения и самоконтроля на занятиях.

Оборудование: Шапокляк и Самоделкин, картинки для артикуляционной гимнастики, символы согласных звуков, сигнальчики, картинки со звуками [с]-[ш], игра «Звездочет», мяч, зеркало, пособие для определения места звука в слове, игра «Парашютики», презентация с мнемокартинками, магнитная доска.

Ход занятия

I. Организационный момент

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
И, конечно, не спешим.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия

- Сегодня у нас на занятии гости. Назови первый звук в слове «Самоделкин». Какой он? (Ребенок, проговаривая, выставляет на магнитную доску символы, характеризующие звук [с]). Повтори еще раз.

- Вместе с Самоделкиным пришла Шапокляк. Назови первый звук в слове «Шапокляк». Какой он? (Ребенок, проговаривая, выставляет на магнитную доску символы, характеризующие звук [ш]). Повтори еще раз.

- С какими звуками мы сегодня будем играть?

- Чем они похожи? (Они оба согласные, твердые, глухие.)

- Чем они отличаются? (При произнесении звука [с] губки улыбаются, язычок находится внизу, зубки сближены, но не смыкаются, воздух холодный; при произнесении звука [ш] - губки выдвинуты трубочкой вперед, язычок находится наверху, зубки сближены на расстоянии 2-3 мм, воздух теплый.)

2. Артикуляционная гимнастика

- Чтобы красиво произносить звуки [с] и [ш], сначала вместе с нашими гостями мы поиграем с язычком. Ребенок выполняет упражнения «Заборчик», «Качели», «Вкусное варенье», «Лягушка»-«Слоник».

3. Дифференциация звуков на слух. Дидактическое упражнение «Сигнальчики»

- Давай еще раз вспомним, как работает насос? (Ссс…) Как шипит змея? (Шшш…) Какой поднимешь сигнальчик, если услышишь звук [с]? (С Самоделкиным.) А если услышишь звук [ш]? (С Шапокляк.) Слушай внимательно.

С, ш, ш, с, ш, с, с, ш, с, ш, с.
Ша, со, ши, ше, су, са, шо, шу, сы.

Собака, шапка, шуба, слон, машина, коса, нос, шар, малыш.

- Умница, ни разу не ошиблась!

4. Дифференциация звуков на уровне слога. Дидактическая игра «Дразнилки»

- Давай поиграем в «Дразнилки» и покажем нашим героям, как мы умеем красиво повторять:

Са-шо-са; Шо-сы-шо
Шу-са-су; Сы-шу-ши
Са-шу-шо; Ша-ши-са

- Умница, хорошо мы с тобой дразнимся.

5. Дифференциация звуков на уровне слова

5.1. Дидактическая игра «Звездочет»

- Давай поиграем со Звездочетом и подарим нашим гостям подарки. Звездочки с каким звуком мы подарим Самоделкину? (Со звуком [с].) Звездочки с каким звуком мы подарим Шапокляк? (Со звуком [ш].) Ребенок распределяет картинки, объясняя свой выбор.

- Повтори все слова со звуком [с]. Повтори все слова со звуком [ш].

5.2. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Перед ребенком выкладываются картинки, ребенок называет их и объясняет значение каждого слова:

- Повтори еще раз названия картинок и запомни, как они лежат. Закрой глазки, открывай. Угадай, чего не стало? Поставь картинку на свое место.

5.3. Дидактическая игра «Жадина»

- Теперь давай подружим наши картинки со словами «мой», «моя», «моё», «мои». (Ребенок называет: «Моя собака, мой шар» и т.д.).

5.4. Дидактическая игра «Посчитай-ка»

- Выбери игрушку и подружи её с цифрой, которую я покажу. (Одна собака, две собаки и т.д.)

- Какие слова запомнила со звуком [с]? Со звуком [ш]?

6. Физкультминутка с элементами самомассажа

- Пора нам и нашим гостям немного отдохнуть.

Массаж ладошек

Катать карандаш ладошкой по столу от кончиков пальцев к запястью и обратно, поменять руки и выполнить тоже другой рукой.

Прокатываем карандаш между ладошек от кончиков пальцев к запястью. Для усложнения можно взять 2-3 карандаша.

Карандаш катать я буду,
Может быть, огонь добуду

Массаж кисти

Прокатываем карандаш по кисти одной руки ладошкой другой руки, поменять руки и выполнить тоже другой рукой.

Карандаш качу я ловко,
В школе мне нужна сноровка.

Массаж пальчиков

Держим карандаш вертикально одной рукой, а другой скользим сверху-вниз и снизу-вверх, поменять руки и выполнить тоже другой рукой.

По карандашу скольжу,
Съехать вниз скорей спешу.

Положить одну ладошку на стол, а другой рукой обрисовывать тупым концом карандаша нашу ладошку, поменять руки и выполнить тоже другой рукой.

Нарисую я ладошку,
Отдохну потом немножко.

7. Дидактическое упражнение «Найди звук»

- Самоделкин вспомнил, что однажды звуку [с] удалось убежать от него и спрятаться в словах. Давай поможем Самоделкину найти, где же спрятался звук [с]: в начале, в середине или в конце слова.

- Шапокляк тоже решила поискать звук [ш] в словах. (Аналогично проводится игра со звуком [ш]).

8. Дидактическое упражнение «Угадай слово»

- Шапокляк такая вредная, что загадала слово и обозначила его разноцветными фишками. Давай поможем Самоделкину узнать, что за слово зашифровала Шапокляк.

9. Дифференциация звуков на уровне словосочетания. Дидактическая игра «Один-много»

- Давай немного поиграем с мячиком. Я буду кидать тебе мяч со словами, которые обозначают один предмет. Ты должна поймать мяч и изменить слово так, чтобы этих предметов стало много. Например, шустрая лягушка - шустрые лягушки.

  • пушистая кошка -
  • душистый ландыш -
  • бесшумный пылесос -
  • шустрый мышонок -
  • послушный малыш -
  • сосновая шишка -
  • большая собака -

10. Дифференциация звуков на уровне предложения. Игра-бродилка

- Сейчас мы с тобой немного почитаем для наших гостей. Давай поможем Шапокляк добраться до Самоделкина. Для этого тебе нужно будет кидать кубик и ходить на столько шагов, сколько на нем выпадет. Ты должна будешь прочитать выпавшее слово и придумать с ним красивое предложение.

11. Дифференциация звуков на уровне предложения и текста. Заучивание стихотворения по мнемокартам

- Давай покажем нашим героям, как мы умеем читать.

Работа по стихотворению:

а) чтение стихотворения. Какие слова со звуком [с] запомнила? Со звуком [ш]?

б) беседа по вопросам: О ком это стихотворение? Кошка какая? Где целыми днями спит кошка? Что происходит, когда наступает темнота?

в) повторное чтение стихотворения с опорой на картинки;

г) рассказ стихотворения ребенком, опираясь на мнемокартинки и помощь логопеда;

д) самостоятельный рассказ стихотворения ребенком.

Наша смешная пушистая кошка
Целыми днями спит на окошке.
А когда темнота наступает,
На охоту она убегает.

III. Итог занятия

- С какими звуками мы с тобой сегодня играли? Вспомни, звук [с] какой? Звук [ш]? Что понравилось? Какие слова со звуком [c] запомнила? Со звуком [ш]? Умница.