Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Особое внимание в последние годы уделяется гуманитарной составляющей содержания общего образования, и на первое место поставлены проблемы исторического, краеведческого образования. В связи с этим возрастает интерес к истории и современности Москвы, мегаполиса, столицы России, отражающей все тенденции развития общества на современном этапе.
Актуальность изучения курса «Моя Москва» в школах усиливается также за счет объективно сложившейся полиэтнической школьной среды, большого количества детей не только из других регионов России, но и ближнего зарубежья. Таким образом, курс «Моя Москва», рассматриваемый как культурологический предмет может и должен, прежде всего, решать проблемы гуманизации и гуманитаризации образования, социокультурной даптации учащихся.
«Моя Москва» - предмет не строго научный. Ведь, в конце концов, не столь важно запомнить ту или иную дату, важно, чтобы в бесконечном процессе познания родилась любовь к родному городу, появилась гордость за свою причастность к удивительной жизни столицы, чтобы вслед за В.А.Гиляровским каждый юный житель нашего города смог воскликнуть:«Я москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово». Главное предназначение курса «Моя Москва», как и любого другого гуманитарного предмета, видится не только в том, чтобы снабдить учащихся новой информацией, но и в том, чтобы способствовать формированию творческой личности, развивать то доброе, что есть в каждом ребенке, помочь ему стать лучше, воспитать такие свойства, как доброжелательность, взаимопомощь, терпение и терпимость, трудолюбие, отзывчивость, а главное - ответственность за свои дела и слова.
Изучение курса «Моя Москва» дает учащимся знания о своем городе, помогает выработать свою гражданскую позицию. Курс «Моя Москва», открывает богатейшие возможности для формирования у школьников чувства патриотизма, гордости за свой город. Предмет «Моя Москва» может и должен не только нести знания о нашем городе, его истории, культуре, быте и традициях москвичей, но и решать широкий круг воспитательных, образовательных и практико-ориентированных задач. Этому способствует знакомство с героическими страницами истории Москвы, судьбами замечательных москвичей, памятниками истории и культуры, традиционной народной культурой, раскрывающей образ жизни, нравы, предания, праздники москвичей.
В курсе «Моя Москва» организуется не только разум ученика, но и его эмоции. Здесь он учится прислушиваться к своим чувствам, понимать их и выражать цивилизованным образом.
«Моя Москва» - уникальный по своей универсальности предмет, содержание образования по предмету легко интегрируется с историей, мировой художественной культурой, мифологией, изобразительным искусством, географией, природоведением и другими предметами. Здесь происходит естественная интеграция множества навыков, полученных на других предметах.
Разработка данной программы связана с необходимостью более подробного изучения москвоведения и обеспечения выполнения практической части программ по мировой художественной культуре, музыкальной литературе, истории искусств, изобразительному искусству и других гуманитарных предметов.
Данная программа помогает лучше познакомить учащихся с тем, как складывалась архитектурно-планировочная среда города, научить свободно ориентироваться в его физическом и историческом пространстве, считывать историческую и культурологическую информацию с городских топонимов и зданий центральных районов.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по москвоведению; программы курса внеурочной деятельности «Москвоведение» для начальных классов общеобразовательных учреждений под редакцией Н.М.Поникаровой и Горелова Н.А. обеспечивает целевую подготовку по курсу внеурочной деятельности «Моя Москва».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- обеспечить социокультурное развитие школьников на основе интеграции содержания образования гуманитарных дисциплин и москвоведения.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- знакомить с историческим прошлым и настоящим Москвы;
- знакомить с историческим прошлым и настоящим района Бабушкинский;
- воспитывать гордость за свой город, район, за высокое звание - москвич;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к своему району и городу;
- повышать общую культуру и эрудицию школьников;
РАЗДЕЛЫ КУРСА
Планирование курса построено по тематическому и историко-топографическому принципам, делится на блоки, внутри которых содержание дается в исторической последовательности в соответствии с топографией города.
Историко-топографический подход помогает выявить в многовековой истории города именно то, что наиболее характерно для той или иной местности, улицы Москвы, её отличие от других в общегородской истории и культуре; дает возможность развивать у детей ассоциативное мышление.
В 1-м классе рассматривается район как малая Родина.
Содержание курса
В 1 классе проводятся занятия, на которых дети знакомятся с историей своего района , с инфраструктурой, географией, планом. Также во втором полугодии дети рассматривают школу, как культурный и образовательный объект Бабушкинского района, в котором организована работа по всем блокам социальной программы города Москвы.
Во 2-4 классах работа строится по следующим блокам:
В I блоке «Средневековая Москва» планирование составлено в соответствии с темами учебника «Москва - наш город» Н.М.Поникаровой , из него учащиеся узнают как выглядела средневековая Москва, быт и нравы древних жителей города, как выглядели и чем питались средневековые москвичи, как и чему учились юные москвичи и так далее. Для закрепления пройденного материала при изучении тем данного блока рекомендуются пешеходная экскурсия по Красной площади и Александровскому саду с посещением Могилы Неизвестного солдата, а также тематическая экскурсия «Жили-были москвичи» в музей Истории Москвы.
Во II блоке «Радиально-кольцевая планировка улиц Москвы» дается общее представление о том, как на протяжении веков рос город и менялся его облик. Здесь учащимся даются понятия о топонимике и гидронимике, «кольцах» и «радиусах» Москвы, включены дополнительные материалы по Камер-коллежскому валу, который служил таможенной границе Москвы, здесь большое внимание уделяется работе с картами и схемами, которые вклеиваются в тетрадь. Для закрепления пройденного материала рекомендуется проведение учителем автобусного методического занятия-экскурсии на маршруте по теме «Радиально-кольцевая планировка» с остановками на всех «кольцах» города.
В III блоке «Кольца Москвы» идет более детальное изучение «колец» Москвы по историко-хронологическому признаку. Этот блок разделен на три раздела: Кремль, Китай-город и Белый город. При изучении памятников центральных районов города используется система вопросов так называемого экскурсионного анализа, отвечая на эти вопросы необходимо не только отобрать из большого объема информации четкие лаконичные сведения, но и запомнит облик самого объекта, никогда не путая его с другими. Здесь также ведется работа со схемами, которые вклеиваются в тетрадь, на схемах учащиеся отмечают не только изучаемые улицы, но и памятники районов. Изучение улицы или района города условно состоит из трех частей:
- история и топонимика, наиболее известные события;
- наиболее значительные историко-архитектурные и культурные памятники, как сохранившиеся, так и исчезнувшие;
- наиболее известные лица и исторические деятели, когда-либо проживавшие в этой местности;
Методически изучение IV блока «Радиусы Москвы» отличие идет по территориальному признаку. Здесь берутся радиальные улицы Москвы от «Золотого» полукольца площадей вокруг центра города до Бульварного кольца. Также изучается история и топонимика улицы или района, памятники архитектуры и скульптуры, работа идет параллельно с изучением карт и схем районов. При изучении III и IV блоков большое внимание уделяется литературным и театральным местам Москвы, а также музеям центральной части города. В качестве закрепления пройденного материала также рекомендуются ученические и профессиональные пешеходные экскурсии: по улицам Волхонке и Воздвиженке, Большой Никитской и Тверской, Петровке и Неглинной и другим.
В V блоке «Архитектура Москвы» предлагается краткий курс московского зодчества, начиная от крепостной архитектуры 15 века, заканчивая современным периодом. На конкретных памятниках учащиеся знакомятся с московским барокко и классицизмом, ампиром и эклектикой, модерном и конструктивизмом. Здесь они изучают и анализируют сооружения, построенные В.Баженовым, М.Казаковым, О.Бове, Ф.Шехтелем и другими выдающимися зодчими Москвы, в этом блоке более подробно изучается история и архитектура монастырей Белого города. При отборе заложенного в программу материала, была сделана попытка показать не столько общее, сколько особенное в истории и развитии каждой части города, сделать наиболее узнаваемыми исторические районы Москвы, выявив то, что их отличало друг от друга.
В программе существенное внимание уделяется судьбам людей, жившим в нашем городе, как известных, так и незаслуженно забытых. Они внесли огромный вклад не только в историю Москвы, но и в историю всей русской культуры и должны быть известны каждому со школьной скамьи.
В 1-4 классах содержится блок «Безопасная жизнь москвича», в котором изучаются правила дорожного движения для пешеходов, безопасность на дороге, что делать при ДТП, правила пользования городским общественным транспортом, транспортная система Москвы, формирование современной радиально-кольцевой планировки города, нумерация домов, что делать, если ты заблудился в городе, техника безопасности во время экскурсии по городу, как не быть обманутым, рынки, карманники, питание и здоровье, как выбирать продукты, опасности во время отдыха, опасности на воде, экологические требования и техника безопасности на воде, во время прогулок в лесных массивах.
Практические работы: Решение ситуационных задач (ориентирование в городе), настольные игры по ПДД, деловые игры «Один дома», «Этого можно было избежать» (на основе анализа материалов СМИ)
Экскурсии: «Дорога и её части», «Виды транспорта», «Пешеходные переходы» (наземные, подземные, надземные)», «Светофор», «Где можно, а где нельзя играть», «Где можно, а где нельзя кататься на велосипеде».
Творческие работы: Составление памяток «Правила пешехода», «Правила поведения на транспорте».
Планируемые результаты
- Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу москвоведение;
- сформированный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке, чувство патриотизма и гордости за свою страну;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию, формированию мотивации к учению и познанию;
- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
- формирование основ российской и гражданской идентичности;
Метапредметные результаты - универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться.
1. Регулятивные УУД:
- понимать и сохранять учебные действия;
2. Коммуникативные УУД:
- допускать существование различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию.
3. Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации;
- высказываться в устной речи;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- формировать умения проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи между объектами природы;
- подбирать необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных задач; осуществлять поиск нужной информации;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам.
Предметные результаты
- узнать историю своего города;
- познакомиться с достопримечательностями Москвы;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- научиться находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- работать с учебным текстом; отвечать на вопросы по его содержанию ; выделять главную мысль текста;
- уметь подготавливать устные сообщения (на 2-3 минуты) на заданную тему;
- способность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
ТРЕБОВАНИЯ К УСВОЕНИЮСОДЕРЖАНИЯ КУРСА.
После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:
- исторически сложившуюся планировку улиц Москвы;
- историю и архитектуру родного города и района Бабушкинский;
- топонимику и историю центральных улиц и районов города;
- быт и нравы жителей древней Москвы;
- имена и биографии знаменитых москвичей;
- «адреса» известных жителей города;
- «литературную и театральную» Москву;
- «военную историю» Москвы;
- правила поведения и безопасности в городе;
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в городе;
- работать с картой Москвы;
- выбирать наиболее оптимальный вариант;
- отбирать материал, обобщать полученные знания и уметь делать вывод из собранного материала;
- логически и правильно излагать усвоенный материал;
- использовать навыки исследовательской работы;
- работать с цифрами и датами;
- делать сжатые деловые записи;
- отличать архитектурные памятники один от другого;
- рассказать о своем городе, провести своеобразную экскурсию по Кремлю, Китай-городу, белому городу, району Свиблово;
- пользоваться приемами реконструкции событий при рассказе о городе:
- давать словесное описание объектов;
- наблюдать и мыслить образами, сохранять их в памяти;
- уметь составлять зрительный ряд;
- работать в коллективе;
Минимальный объем аудиторных занятий - 38 часов в год. Наличие тематических блоков позволяет варьировать содержание образования по данному курсу, не нарушая логики изложения материала.
Материально-техническое обеспечение.
Базовый учебники |
Комплект: Н.А.Горелова и Н.М.Поникарова. Москвоведение. 1-4. АНО ИЦ «Москвоведение». учебники». Москва:
|
Методическое обеспечение |
1. Программа интегративного курса «Москвоведение».
|
Дидактическое обеспечение |
1. Цифровой ресурс «Телешкола»
|
ТСО |
Проектор, интерактивная доска, компьютер, индивидуальные макбуки для учащихся. |
Оборудование класса |
Ученические двухместные столы с комплектов стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для схем и таблиц. |