Развитие внимания и способы поддержания его устойчивости у школьников

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Спортивная деятельность, как и любая другая, определяется функциями психических (познавательных) процессов. Во время обучения, тренировок и соревнований спортсмен проявляет психическую активность, которая с точки зрения познания сопряжена с проявлением мыслительных операций, памяти, внимания, восприятия и ощущений, процессов воображения.

Внимание - это сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, действии. Главная особенность внимания заключается в том, что оно не существует вне какого-либо действия, само по себе. Действия спортсмена - не исключение. Лишь выполняя перцептивные, умственные или двигательные действия, он включает механизмы внимания. Внимание обеспечивает рабочее состояние сознания.

Психическая активность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если субъект не сосредоточится на том, что он делает. Функционирование внимания основывается на возникновении доминантного очага возбуждения в коре больших полушарий головного мозга. Это и способствует направленности сознания на значимый в данный момент раздражитель. При этом восприятие других сигналов, одновременно поступающих из внутренней и внешней среды, тормозится.

Под направленностью следует понимать избирательный характер психической деятельности, преднамеренный или непреднамеренный выбор ее объектов. Направленность также соотносится с представлением о сохранении деятельности на определенном промежутке времени. Как известно, недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным. Необходимо удерживать этот выбор.

Для человека, выполняющего физические упражнения, внимание имеет огромное значение. Нельзя отрабатывать, например, какой-то двигательный навык, не обращая внимания на логическую связь между отдельными действиями, не контролируя темп работы или не определяя точность, автоматизм и правильность двигательных операций.

Важнейшей характеристикой внимания является углубленность. Известно, чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее будет его внимание.

Такая характеристика внимания, как сосредоточенность, связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше спортсмен сосредоточен на решении конкретной задачи, тем меньше он замечает происходящее вокруг.

Пётр Я́ковлевич Гальпе́рин (2 октября 1902, Тамбов - 25 марта 1988, Москва) - советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР (1980). Доктор педагогических наук (1965), профессор (1967). Лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования характеризует внимание как:

  • элемент ориентировочно-исследовательской деятельности человека, как действие, которое направлено на содержание образа, мысли или другого феномена психики, данного в отдельный момент времени;
  • функцию контроля над содержанием образа, мысли или другого феномена психики;
  • процесс, не имеющий отдельного результата;
  • результат формирования новых умственных действий.

В психологии выделяют три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание связано с воздействием на органы чувств различного рода раздражителей. Легкость возникновения реакции зависит от силы, новизны и константности раздражителя. Сильные привлекают большее внимание, слабые - меньшее. Это и является основным условием ориентировочной реакции субъекта деятельности.

Произвольное внимание всегда возникает в результате волевых усилий человека; для организации направленного сосредоточения на каком-либо объекте или для изменения интенсивности внимания. Роль волевых усилий особенно заметна, когда трудно сосредоточиться.

Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда происходящее не сразу заинтересовало человека. Например, вначале субъект использует значительные волевые усилия, чтобы сосредоточиться на выполнении действия. Затем, когда появился интерес, дополнительных волевых усилий не требуется. Внимание удерживается непроизвольно.

Внимание, направленное на внешние раздражители, называют внешним, на внутренние раздражители - внутренним. В спорте внешнее внимание выражается в настороженности, бдительности, готовности к действию. Например, такое внимание присуще тренеру, страхующему спортсмена при выполнении физического упражнения, или спортсмену, находящемуся на старте. Этот вид внимания определяется возникновением состояния оперативного покоя, которое организуется по механизму доминанты: двигательная заторможенность, понижение чувствительности к незначительным раздражителям и полное сосредоточение на значимом раздражителе.

Внутреннее внимание выражается в том, что человек сосредоточен на собственных мыслях, ощущениях, переживаниях, движениях. Такое состояние отличается высокой степенью углубленности и собранности.

Примером может служить состояние спортсмена, выполняющего основное соревновательное упражнение или мысленно выполняющего какое-либо действие.

Важно знать, что внешнее и внутреннее внимание тормозят друг друга. Человеку трудно одновременно сосредоточиться на внешних и внутренних раздражителях. Эта закономерность, с одной стороны, позитивна, но с другой - оказывает отрицательное влияние на действия субъекта.

Сложно, например, следить за объяснениями педагога и каче­ственно выполнять физические упражнения. Необходимость переключения внимания снижает уровень продуктивности обоих видов деятельности.

Положительный эффект определяется тем, что при условии грамотного построения действий (последовательность влияния раздражителей), за счет глубины и сосредоточенности внимания на одном объекте, повышается уровень продуктивности освоения каждого в отдельности феномена.

Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Оно дает возможность более четко и ясно осознавать приемы и способы, применяемые в практической деятельности. Моторное внимание регулирует и контролирует движения и действия, направленные на предмет, особенно в тех случаях, когда они должны быть особенно четкими и точными.

В физкультурно-спортивной деятельности используются все виды внимания. Преобладание произвольного внимания может вызывать увеличение психического напряжения, что со временем приводит к потере интереса и появлению чувства неудовлетворенности.

Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой преобразование целенаправленных действий в действия хаотичные, тренировочное занятие - в развлекательное мероприятие.

Рациональное сочетание видов внимания в деятельности, последовательная смена произвольного, непроизвольного, внешнего и внутреннего внимания в различных комбинациях является важнейшим фактором повышения работоспособности субъекта и продуктивности его действий.

Так, при разучивании физического упражнения необходимо активизировать произвольное внешнее внимание, создавая ориентировочную основу действий.

Возможности управления непроизвольным и произвольным, внутренним и внешним вниманием различны у школьников разного возраста.

Как отмечал Евгений Павлович Ильин (советский и российский психолог. Кандидат биологических наук (1961), доктор психологических наук (1968), профессор), в младшем школьном возрасте легко возникает непроизвольное внимание в отношении внешних объектов, поэтому младшие школьники часто отвлекаются. Кроме того, устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Дети 7-8 лет могут удерживать произвольное внимание с высокой степенью интенсивности только 10-15 минут. Экспериментально доказано, что младшие школьники не способны сосредоточенно выполнять подряд 7-8 упражнений, даже если на это отводится 8-10 минут. Уже на пятом упражнении наблюдается большое число отвлечений. В соответствии с особенностями данного периода развития психики школьники младших классов с трудом концентрируют внимание на собственных мыслях и представлениях. Важно помнить, что дети этого возраста оценивают себя, исходя из той оценки, которую дают им взрослые, что и вызывает интерес к учебным занятиям, формирует «компетен­цию» как аспект самосознания, которое наряду с теоретическим рефлексивным мышлением составляет центральное психическое новообразование младшего школьника.

Следовательно, учитель физической культуры, работающий со школьниками младших классов, в первую очередь должен: не затягивать выполнение любого упражнения, давать ученикам минимальное количество заданий на самоанализ движений и, объясняя ошибки, больше показывать их.

Ученики среднего звена могут удерживать произвольное внимание в течение 40-45 минут, если выполняемая деятельность вызывает у них интерес. Однако им свойственна также повышенная отвлекаемость. Это может быть вызвано многими причинами: импульсивностью поведения, нетерпеливостью, стремлением к самостоятельности, ростом потребности в двигательной активности. Дети этого возраста легко ориентируются на конечный результат деятельности, но безразличны к ее процессу, качеству выполнения действий. Склонность к самоанализу и поиск своего «Я» порождают непостоянство в личностных проявлениях подростка.

Учителю физической культуры следует: использовать разнообразные проблемные методы обучения, пользоваться социальной активностью подростка, поддерживать диалог с учениками, проводить индивидуальное обучение, максимально обогащая содержание учебного материала жизненно необходимыми социально-культурными и социально-экономическими сведениями, которые соответствовали бы современному уровню развития общества.

Старшеклассники обладают значимыми мотивами для длительного удержания внимания и действуют сознательно. У них ярко выражено стремление к самопознанию и самосовершенствованию, поэтому они внимательно относятся к любой информации (рассказу, показу упражнения). Их интерес распространяется и на выяснение, например, биомеханических закономерностей движений. Если для младших школьников и подростков главным фактором, организующим внимание, является форма подачи учебного материала, то для старшеклассников важным становится его содержание.

Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание на уроках физической культуры. Разработанная Е.П.Ильиным система проведения занятий обеспечивает повышение и стабильность произвольного внимания. Она включает следующие положения.

В течение всего урока необходимо поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.

При постановке задач урока:

  1. четко ставить цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы;
  2. ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.

При пояснении упражнений:

  1. показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса; особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретических занятий;
  2. не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления;
  3. давать объяснения бодрым голосом, не превращая их в длинные монологи.

При выполнении учениками учебного задания:

  • выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп ослабляет внимание, высокий - не дает времени сосредоточиться, может вызвать утомление, что также приводит к снижению интенсивности внимания;
  • планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания вследствие однообразия или утомления, а слишком малый объем приводит к неполной загрузке, появлению пауз, отвлечению учеников;
  • стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий;
  • постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения;
  • устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни;
  • заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря (подготовку гимнастического снаряда и т.д.).
  • вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. Необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической стороне упражнения, поэтому перед разучиванием техники движений нецелесообразно использовать упражнения, доставляющие детям радость;

Учитывая возрастные особенности учеников младшей школы учителю необходимо разработать урок таким образом, чтобы у детей появилось желание сконцентрироваться на работе. Не зря в современной школе значительное количество времени на уроке отводится на детские размышления. Учитель не «подает» готовый материал, а подводит класс к размышлению. Самостоятельно поставленная ребенком цель будет вызывать интерес и заставит каждого участника образовательного процесса заострить внимание на текущих проблемах. Вследствие того, что ученик постоянно будет возвращаться к поставленной цели и задачам у него так или иначе станет развиваться произвольное внимание.

Особую роль играет положительное отношение учеников к деятельности, важно, чтобы у них был интерес к учебному зада­нию и к урокам физической культуры в целом.