План-конспект урока русского языка по теме "Корневые орфограммы". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык


Урок - творческий проект.

Предмет: Русский язык.

Творческое название: Доброта мягкого знака.

Цель урока-проекта: расширить представление о понятии Корневые орфограммы.

Задачи урока:

предметные:

  • Расширить представление о понятии «корневые орфограммы»: осознание в этой роли
  • Осознать

метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);

Познавательные УУД:

  • моделировать (представлять способ действия в виде схемы модели, выделяя все существенное и главное);

Коммуникативные УУД:

  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать
  • свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Задачи:

  • Собрать информацию о корневых орфограммах.
  • Выяснить, как проверяются орфограммы корня.
  • Изготовить творческий продукт книжку «Запоминалочку».

Ход урока

Деятельность учителя

- Улыбнитесь друг другу. Ваша улыбка располагает к приятному общению, настроит на радостную работу - вокруг нас так много интересного, стоит только оглядеться вокруг. Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила:
• Не выкрикиваем.
• Учимся работать сообща.
• Мы слышим друг друга.

Оценка достижений

Самооценка. Оцени свои умения.

Я умею: определять орфограмму безударная гласная

Я умею делить слово на слоги так, чтобы в каждом слоге был один гласный звук

Я умею переносить слова с мягким знаком

Я умею: обозначать мягкость согласных звуков на письме

Я умею проверять, правильно ли написана буква после мягкого согласного

Я умею делить слово на слоги так, чтобы в каждом слоге был один гласный звук

Я умею переносить слова с мягким знаком

Тема

Проблема

Прочитайте стихотворение

Пришло письмишко мне,
Гляжу -
Из лагеря, от Мишки...
Здесь чудный лук, и я лижу,
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут...
Читаю дальше:
Здесь - лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет -
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идет в поход, я
запиваю песни...
На днях в лису нашел я грусть
и очень был доволен...
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьезно болен.
Вернется - надо подлечить:
Заставить правила учить...

Ему надо изучить корневые орфограммы
На доске

У-ся: Письмо написано с ошибками.
- Какие правила надо выучить Мишке?
- Что общего у этих орфограмм?
- Чем отличаются?

Правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением; правописание парных согласных в корне; правописание непроизносимых согласных в корне.
Все орфограммы корневые.
Разные способы проверки
Что вызвало улыбку? А почему.
Что не знает этот ученик? Какую тему ему надо изучить.
Жалко, что у нас сегодня нет Димы Алексеева. Он болеет. Но я хочу вам предложить выполнить непростую, но очень интересную задачу. Я хочу вам предложить сделать книжку «Незабудку» на тему «Корневые орфограммы». Объектом исследования будет у нас корень. Орфограммы корня. Это полезная, нужная тема. Давайте разберёмся в теме «корневые орфограммы» и выполним проектную работу.
Слайд
Незабудку нельзя забыть, возможно, из-за красоты, а может, он чем-то полезен.
А что такое проект?
Проект - это серьёзная работа над темой исследования, это идеи и замыслы, направленные на достижение результата.
Тогда давайте вспомним этапы работы над проектом.
Проект - это "пять П":
1. Проблема. (цель)
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации.
4. Продукт.
5. Презентация.

Проект - дело, в результате которого получается продукт. Это наша книжка «Незабудка» по теме «корневые орфограммы».

Итак, какая же у нас проблема?

То есть цель нашего исследования - разобраться самим и помочь разобраться, какие трудности «мины» могут подстерегать нас в корне слова

А что ещё вы хотите узнать?

Цель нашего исследования - разобраться самим и помочь разобраться, какие трудности могут подстерегать нас в корне слова.

Дети высказывают предположения, выдвигают гипотезы.

Для решения проблемы будем использовать проект.
Проект - дело, в результате которого получается продукт.

Гипотеза:
При написании слов нужно уметь ставить ударение в словах, мысленно разбирать слова по составу, определять в какой части слова находится орфограммы

2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.
Теперь мы должны спланировать, нашу работу?
Заданий много - а времени мало. Что делать?
А в группе работать по правилам.
Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач. А кто забыл можете прочитать в памятке.
* Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
* Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
* Не бойся высказывать своё мнение.
* Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
* Думай сам, а не рассчитывай на других.
* Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
* В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
* Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
Нормы и правила письменной речи называются орфографией. Вам придётся подружиться с ней. Сначала вспомним эти правила.

Мы должны составить план работы.
Разделится на группы
В группе работать по правилам.
Так как дети уже знакомы с групповыми методами работы, то они тут же приходят в выводу о необходимости работы группами.

Тогда давайте разделимся с вами на группы и получим задания.
Группа должна будет выполнить задание и сделать вывод.
Дети делятся на 7 групп по 4 человека, образованные из двух соседних парт. Дети впереди стоящей парты поворачиваются назад вместе со стульями

Исследовательская работа
Работа в группах, разновариантные задания.
Работа в тетрадях.
Учитель - раскройте тетради.

1 группа
- Из двух слов выберите проверочное и подчеркните его и решите орфографическую задачу в словах.

т.шина

тихоня

тихий

пот.рпел

терпит

потерпи

м.стечко

места

местный

1 группа

Какие фонемы находятся в слабой позиции
Безударные гласные
Парные согласные в конце слова и их сочетание в середине слова
Непроизносимые согласные
Вывод:
Гласный звук, на который падает ударение, называется _ударным_.
Ударный гласный произносится сильнее и громче остальных звуков в слове и слышится ясно и чётко. Это его сильная позиция.
Гласный, на который не падает ударение, называется безударным.
Безударный гласный произносится слабее, тише ударного, изменяется и слышится неясно в слове. Это его слабая позиция

2 группа
Подбери проверочные слова и вставь пропущенную букву. Выпиши проверяемую гласную в отдельный столбик.

проверяемые

проверочное

Ст.руха

а

.вца

о

Св.сток

и

Ст.кло

е

Т. нуть

я

Вывод: Безударные гласные а, о, и, е, я в корне слова надо проверять.
Правило: Чтобы проверить безударный гласный звук в корне нужно изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы безударный гласный был в сильной позиции, т.е. под ударением

2 группа

3 группа
Вставьте пропущенную букву. Выпиши гласную в слабой позиции в отдельный столбик. Напишите проверочное слово.

проверяемые

проверочное

К.пуста

а

Яг.да

о

Ул.ца

и

Б.рёза

е

.зык

я

Вывод: Безударные гласные а, о, и, е, я в корне слова в слабой позиции надо проверять. Но не все безударные гласные можно проверить. Есть довольно много слов с непроверяемыми безударными гласными в корне. Такие слова ещё называют словарными. Слова, которые часто используешь нужно выучить а остальные смотреть в орфографическом словаре

3 группа

Какие ещё мины могут подстерегать нас в корне слова.
Напишите, какие опасные места и для каких согласных могут подстерегать нас в корне слова.

4 группа
Подбери проверочные слова и вставь пропущенную букву. Выпиши согласную в слабой позиции в отдельный столбик.

Проверямое

Проверочное

Лоша.ь

д

лошади

Ска.ка

Ря.чик

Ру.цы

Моло.ьба

Вывод: Парные по глухости-звонкости согласные -б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с в слабой позиции надо проверять только на конце корня
Чтобы проверить парную по глухости-звонкости в слабой позиции, нужно поставить их в сильную позицию, т.е. туда. где их будет хорошо слышно (ПЕРЕД ГЛАСНОЙ)
Правило: Чтобы проверить парную по глухости-звонкости в слабой позиции, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после этой согласной стояла гласная или сонорный

4 группа

В русском языке есть много слов, в которых подряд идут 3 согласных звука. Один из трёх не произносится. Такие звуки называются непроизносимыми согласными

5 группа
Подбери проверочные слова и вставь пропущенную букву. Выпиши согласную в слабой позиции в отдельный столбик

Проверочное

проверяемое

Здра.ствуй

в

Праз.ник

д

Со.нце

л

Ус.ный

т

Вывод: Непроизносимые согласные в слабой позиции в корне слова в, д, л, т нужно проверять.
Правило: Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным, нужно подобрать такие однокоренные слова или формы слова, в которых бы непроизносимый согласный произносился.

5 группа

6 группа
Сравните способы проверки парных согласных и непроизносимых согласных.
Когда мы проверяем написание согласных на конце или в середине слова и непроизносимых согласных, пользуемся одним и тем же правилом.
Правило: Чтобы согласный звук оказался в сильной позиции, нужно, чтобы после него шёл гласный звук.

6 группа

На выполнение данной работы я вам даю 5 минут.
Работаем дружно

Теперь подумаем о том, могут ли все члены группы рассказывать всё одновременно? Тогда выберите представителя, который расскажет о вашем исследовании

Ребята выбирают по одному представителю, который сможет презентовать вашу исследовательскую работу.
Дети совещаются и выбирают по одному представителю от команды, который будет презентовать их исследование.

Презентацию своей работы вы оставляете на нашей доске.

Вывод
Как проверить безударные гласные?
Как проверить написание согласных в слабой позиции.
Раскройте рабочую тетрадь №3 с. 9, упр. 11

Подведём итог
Какие «мины» могут подстерегать нас в корне слова?
1) Проверяемые безударные гласные. Например ________
2) Непроверяемые безударные гласные; например_________
3) Парные по глухости-звонкости согласные на конце и в середине слова перед суффиксами; например __________
4) Непроизносимые согласные; __________
Безударные гласные в корне слова.
Согласные корня слова
проверяемые непроверяемые.
Парные по глухости-звонкости в слабой позиции.
Непроизносимые или сочетания СН

Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы гласный стал ударным
Надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного шёл гласный.

Составим карту минных полей

Пользуясь картой минных полей и результатов наших исследований решим орфографическую задачу

Определите, каким правилом нужно воспользоваться, чтобы решить орфографические задачи
Здра[в]ствуйте, р[и]бятки!
Я отдыхаю в лагере.
Какая з[и]мой в л[и]су кр[а]сота! Сосны и ели оделись в т[и]желые сн[и][говые шу[п]ки. А на в[и]рхушках деревьев по[и]вились белые ша[п]ки.
Радос[т]ные чу[в]ства переп[а]лняют меня!

Эти правила звучат чуть-чуть скучновато. А что если о них спеть песню Переделана песня из телефильма «двенадцать стульев»; музыка Г.Гладкова. пение песни под фонограмму.

1. Нет, я не плачу и не рыдаю,
На все вопросы я открыто отвечаю.
И если гласные или согласные
Неясно слышатся, то я их проверяю!

2. Я у согласных
поставлю гласный,
И сразу звук согласный
слышится прекрасно!
Секрет для гласных:
под удареньем
услышишь гласный звук ты,
без сомненья!

Припев:
Ах, как же прекрасно учиться!
Искать где какая позиция!
Я правила знаю и их применяю,
И не ошибусь никогда!

Домашнее задание: упр 250.
Будьте внимательны и не окажитесь в такой ситуации, как Мишка

ПРОДУКТ.
Итак, вы провели планирование и поиск информации. Какой же продукт вы получили?
Получили выводы, сделанные в результате исследования.
Презентация.
Каждая группа сделала выводы. И вы обменялись своими умозаключениями
Вы озвучили свои выводы, т.е. ПРЕЗЕНТОВАЛИ их.
Как это сделать? Я предлагаю воспользоваться планом презентации. Вывешивается план презентации:
1. Какой была цель вашего исследования? Зачем вы его проводили?
2. Как вы проводили исследование?
3. К какому выводу вы пришли?

План презентации:
1.Какой была цель вашего исследования? Зачем вы его проводили?
2.Как вы проводили исследование?
3.К какому выводу вы пришли?

Продукт: Книжка «Запоминалочка»

Давайте вспомним ход нашей работы.
1. У нас появилась ПРОБЛЕМА. (то есть цель)
2. Мы стали думать, как её решить и стали составлять план работы и действовали по нему, чтобы добыть ИНФОРМАЦИЮ, т.е., мы выполнили ПЛАНИРОВАНИЕ и ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.
3. После этого мы сделали выводы, т.е. получили ПРОДУКТ своей деятельности. Это наша книжка «Незабудка»
4. Затем мы рассказывали о том, что выяснили, т.е. выполнили ПРЕЗЕНТАЦИЮ своей работы.
Ребята, а что мы сделали в результате всего?
Выполнили ПРОЕКТ (проектную работу).

Разобраться самим и помочь разобраться,
какие трудности «мины» могут подстерегать нас в корне слова

Проект - дело, в результате которого получается продукт.

Какой продукт мы с вами получили?
Где эти выводы и карта минных полей могут нам пригодиться?

Мы получили книжку «Незабудку».
А наши ребята, которых не было, сумеют разобраться в этой теме.

Оценка достижений учащихся

А сейчас оцените свои полученные знания в конце урока.

Ребята закрашивают капельки в оценочных листах

Рефлексия
Слайд

Рефлексия:
Кому было легко работать в команде? Почему?
Кому сложно? Почему?
Оцените работу своей группы
Перед вами лежат мягкие знаки
Если вы работали
• дружно и очень хорошо и сумели прийти к правильному выводу, то возьмите синий.
• Хорошо - желтый
• Не очень хорошо - красный
Выберите в группе и украсим нашу книжку

Если вы работали
• дружно и очень хорошо и сумели прийти к правильному выводу, то возьмите
• Хорошо - зелёный
• Не очень хорошо - красный

А как вы думаете ______, но об этом поговорим на следующих уроках русского языка. Многое нам предстоит ещё узнать. Нам нужно ещё приходить на урок русского языка.