Дисциплина в классе. Приемы для поддержания дисциплины

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: дисциплина


Метод якорения

Необходимо разделить рабочую зону на определенные секторы. К примеру, определиться какой материал и где будет висеть, как использовать записи на доске. Можно использовать верхний левый угол доски для записи новой лексики, а правый нижний - для грамматических правил, центральную часть для выполнения текущих упражнений. Если быть настойчивым и придерживаться такого условного деления, со временем, как только вы будете подходить к определенной части доски или окажетесь в определенной части класса, ученики будут понимать, какой вид деятельности их ждет.

Метод исчезающего слова

Контроль шума - одна из самых больших проблем для учителей. Вот один из способов поддерживать тишину, который не требует больших усилий.

В начале уроке необходимо написать слово или короткую фразу на доске. Каждый раз, когда приходится классу напоминать о тишине - стирайте одну букву. Если в конце урока слово/фраза не исчезли окончательно - все отлично. Если все (или почти все слово) сохранилось - класс получает вознаграждение, а если наоборот было стерто - наказание.

Фразу можно выбрать любую.

Система регулирования и коррекции поведения учащихся «Смайлики»

Согласно всему вышесказанному мной в течение нескольких лет была разработана и отточена система приёмов, которая сильно облегчает регулирование поведения учащихся младшей и средней школы на уроках. Она графически отображает общий настрой урока и помогает детям в саморегуляции.

Суть системы заключается в рисовании на доске обычных смайликов двух типов: грустных и весёлых. На самом первом уроке при знакомстве с новой группой или в начале учебного года проводится четкий инструктаж того, как это работает.

Инструктаж

  1. На доске могут появляться смайлики и только от вашего поведения будет зависеть будут они грустными или весёлыми.
  2. Если группа в целом хорошо работает и соблюдает правила поведения, то на доске появляется весёлый смайл. Если группа за урок набирает три таких смайла, то получает поощрение. (в моём случае это на одно упражнение меньше в ДЗ, но вы можете придумать что-то своё).
  3. Если кто-то или группа в целом нарушает дисциплину, ведёт себя неподобающе, то на доске появляются грустные смайлы. Если группа за урок набирает три таких смайла, то все получают наказание (в моём случае это дополнительное упражнение в ДЗ, часто выучить что-то наизусть и на оценку, вы можете придумать что-то своё.)
  4. Весёлых смайлов может быть только три. Грустных смайлов может быть много.
  5. Если после получения грустного смайла группа ведёт себя хорошо в течение 5 минут, то грустный смайл стирается.
  6. Если группа получила весёлый смайл, но стала вести себя плохо, учитель может стереть смайл.

Самое главное в данном способе быть постоянным. Если вы начали пользоваться смайлами, то прекращать уже нельзя, дети быстро принимают правила и сами стараются следовать им, у них появляется стремление заработать хорошие смайлы, если они видят, что это действительно возможно. Для повышения мотивации я часто начинаю урок с одного хорошего смайла. Теперь дети заинтересованы не только удержать его, но и заработать ещё.

Существенный плюс данного способа является графическое отображение настроения учителя и его чувств по отношению к поведению всей группы. Через 2-3 урока учащиеся уже начинают реагировать на учителя, взявшего в руки мел или подошедшего к тому месту у доски, где обычно появляются смайлы. Это позволяет учителю перестать повышать голос и даже вообще отказаться от замечаний.

Данный способ очень хорошо работает в младшей и средней школе. Он имеет долгоиграющие последствия. Мои ученики, выросшие на этой системе в средней школе уже сами ведут себя прилично, так что потребность в смайлах может частично отпасть.