Кто из нас не брал хотя бы раз в своей жизни кубик Рубика и не пытался привести его разноцветные грани в идеальное положение? Думаю, буду права, если скажу, что пытались все, но далеко не каждому это удалось. На мой взгляд, складывание кубика Рубика можно сравнить с трудом учителя. Казалось бы, уроки проводишь, контрольные пишешь, с учениками и родителями беседуешь, а результат не тот, какого хотелось бы достичь. Почему это происходит? Скорее всего, из-за несовершенства системы работы. Мой собственный путь к личной методической системе был не прост. Изначально моя деятельность была многогранной, с всевозможными цветовыми оттенками. И значительное время ушло не только на то, чтобы определить, из каких элементов будет строиться система работы, но и как её привести к тому самому идеальному состоянию.
Современное российское общество нуждается в активной и инициативной личности, умеющей творчески мыслить, принимать нестандартные решения, быстро и адекватно реагировать на ситуацию. Практически любое действие человека в жизни - не только учеба, связанная с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации, но и применение полученных знаний на практике в незнакомых ситуациях. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка.
С моей точки зрения, наиболее полного результата в этом процессе можно достичь при помощи ТРКМ.
Ведущая педагогическая идея опыта - применение технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для формирования учебно-познавательной мотивации, активизации и развития мыслительных способностей школьника.
Задачи:
- Раскрыть сущность, цели и задачи технологии развития критического мышления.
- Показать возможность использование элементов технологии критического мышления на уроках истории и обществознания.
Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста обучающегося, ведь такая работа обращенна прежде всего лицом к ребёнку, к его индивидуальности.
Структура этой технологии, разработанная американскими педагогами Дж.Стил, К.Мередитом и Ч.Темплом, стройна и логична.
Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Педагог Б.Гершунский выделяет следующие цели и задачи технологии развития критического мышления:
- Развитие таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
- Формирование у школьников умения выделять причинно-следственные связи, рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся, уметь находить главное.
- Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Технология развития критического мышления включает три стадии: «вызов»(пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новых знаний), «реализация смысла»(получение новой информации), «рефлексия» (осмысление, обобщение полученной информации, формирование у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, рождение нового знания).
Если посмотреть на три описанные выше стадии, то совершенно очевидно, что они почти всегда присутствуют на традиционном уроке. Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности на каждой из указанных стадий урока.
На разных стадиях технологии используются приемы и методы, о которых и пойдет в дальнейшем речь.
1. Стадия «Вызов»
Чаще других в практике преподавания использую метод «Кластер».Кластер, какграфическийприем систематизации материала - универсальный, поэтому я применяю его на всех типах уроков. Правила работы с кластером очень простые. В центре - тема или основная проблема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Например, на уроке обществознания в 6 классе по теме «Государственное устройство России» приём кластера использован на стадии «реализация смысла».
Карта памяти. Этот методический прием я также считаю универсальным при изучении любой темы на любом этапе урока. Карта памяти является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей. Я использую карты памяти для работы с теоретическими понятиями, с текстовым материалом. При её составлении существуют определенные правила: основная идея, проблема или слово располагается в центре, используются картинки, рисунки, выполненные цветными карандашами, ассоциации…
2. Стадия «реализация смысла»
Ещё один приём, который я использую, - «инсерт». Это маркировка текста значками при чтении: "V" - знал, "+" - новое, "-" - думал иначе, "?" - не понял, есть вопросы. Применение такого приёма целесообразно при работе на уроке с любым текстом. Учащимся во время чтения предлагается сделать на полях пометки, используя маркировочные значки, заполнить таблицу, в которой значки являются заголовками граф, внести в таблицу (тезисно) сведения из текста. Это позволяет обучающемуся внимательно, вдумчиво, «критически» прочитать текст и воспринять его содержание. Например, «инсерт» по теме «Великие географические открытия и их последствия» на уроке истории в 7 классе может выглядеть так:
«v» |
«+» |
«-» |
«?» |
Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию. |
Конкиста - завоевание
|
Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов. |
Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары. |
3. Стадия «рефлексии»
Чаще я использую групповые мозговые атаки. Это позволяет поделиться ребятам своими знаниями, еще раз вспомнить пройденный материал, закрепить навыки. Или написание эссе.
Технология критического мышления предполагает множество других методов: «мозговой штурм», чтение со «стопом», дебаты, методика «толстых и тонких вопросов», ромашка Блума, методика 6 шляп и др.
Учение посредством личных открытий - долгий процесс. Постепенно, в ходе деятельности, у меня сложилась возрастная система применения различных методов технологии развития критического мышления. На разных этапах освоения ТРКМ используемые методы приобретают все более серьезное объемное наполнение.
В рамках своей педагогической деятельности большое внимание так же уделяю проектно-исследовательской деятельности учащихся. Эта технология способствует формированию у них активной социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт. Это не только действенный способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.
Примеры проектно-исследовательской деятельности учащихся: «Вклад моей семьи в борьбе с фашистской Германией », «Проблемы охраны культурного наследия России», «Эвакуация детей блокадного Ленинграда в Ивановскую область», «Школьная газета», «Проблемы трудоустройства выпускников ВУЗов в российском законодательстве»…
Цель разработки и внедрения методик развития критического мышления - повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов.
Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлениемсложно. Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое, и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленности. Это понимание легло в основу применения данной технологии во внеурочной деятельности, как необходимого продолжения деятельности учебной. Во внеурочной деятельности мы развиваем УУД (коммуникативных, личностных).
Школьная газета - уникальный проект, позволяющий детям проявить себя в разных социальных ролях, повысить мотивацию к учебной деятельности к самооценке. Итогом стал регулярный выпуск школьной газеты «Сверстник».
На мой взгляд, интерес к изучению истории и обществознания значительно вырос, а главное, учащиеся стали более свободны в своих размышлениях, могут давать оценки, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Таким образом, несмотря на трудности, считаю необходимым внедрение активного применения технологии развития критического мышления в практику преподавания истории и обществознания в среднем и старшем звене, так как это - залог успешности наших детей в будущем. Меняется общество, неизбежно меняется и образовательный процесс, его технологии. Неизменно остается одно - мы должны подготовить учащихся к успешной жизни, к успешному будущему.