Введение
Современный этап развития российского общества повышает требования к выпускникам школы. Для того чтобы быть конкурентоспособным, мало обладать определенными знаниями, необходимо уметь применять их в реальной действительности. В новых условиях повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны, обладающих хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных критически мыслить и решать различные проблемные задачи, стремящихся и готовых к самообразованию в течение всей жизни.
В современном образовании активное использование интерактивных методов обучения становится все более востребованным. Одним из таких методов является кейс-метод, который позволяет учащимся развивать аналитическое мышление и навыки принятия решений на основе изучения реальных ситуаций. В сочетании с проектной деятельностью, данный подход может быть эффективным инструментом в подготовке учащихся к ГИА.
Целью данной работы является рассмотрение и внедрение проектной деятельности и кейс-технологии для подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации, на примере ОГЭ и ЕГЭ по географии. Для достижения цели был поставлен ряд задач:
- Описать систему подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по географии с использованием метода проектов и кейс-технологий.
- Представить разработанные комбинированные кейсы
- Обобщить результаты использования данных методов при подготовке выпускников к ГИА.
Методика организации
Проектная деятельность является одним из эффективных инструментов активного и практического изучения географии. Она предполагает организацию учебно-исследовательской работы, где учащиеся сами становятся исследователями и создателями своих проектов. Проекты могут быть разнообразными: от создания презентации или видеоролика до проведения полномасштабного исследования с использованием школьной лаборатории и материалов, полученных на полевой практике.
Одним из преимуществ проектной деятельности является ее интерактивность. Учащиеся активно взаимодействуют друг с другом, обмениваются знаниями и опытом, что способствует лучшему усвоению материала. В процессе работы над проектом ученики должны самостоятельно формулировать цели и задачи, планировать свое время, поиск информации, анализировать ее и представлять результаты своей работы.
Еще одной важной особенностью проектной деятельности является возможность применять полученные знания на практике.
Кейс-технология является одним из наиболее эффективных инструментов обучения. Он представляет собой метод активного исследования, основанный на решении конкретной проблемы или ситуации. В контексте подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по географии, использование кейс-метода позволяет значительно повысить эффективность обучения, помогает учащимся развивать навыки анализа, логического мышления, коммуникации и самостоятельного решения задач.
Кроме того, проектно-исследовательская деятельность и кейс-технология способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. В процессе работы ребята должны активно общаться друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения проблемы, аргументировать свою точку зрения и слушать мнение товарищей. Такой подход позволяет стимулировать активность учеников, развивает их навыки коллективного взаимодействия и способность работать в команде.[10]
Важной особенностью данных технологий является сочетание различных методов и приемов обучения, которые дают возможность учащимся освоить и закрепить новые знания и формы познания и анализа действительности. В этом и заключается одна из сторон эффективности применения кейс-метода в обучении учащихся.
Для эффективного использования кейс-технологии в образовательном процессе, необходим учет следующих двух условий:
- соответствующие требования кейсу;
- правильная методика его использования в образовательном процессе.
Что касается требований, предъявляемых к качественному кейсу, то к ним относятся:
- содержание в себе четких дидактических целей, которые должны соответствовать особенностям обучающихся;
- содержание ситуации и материалы, которые должны быть достоверными, актуальными, показывать различные аспекты реальной жизни, экономики, экологии, конкретного производства и т.д.;
- не устаревать слишком быстро;
- развитие аналитического мышления;
- провоцирование дискуссии.
Методика использования кейс-технологии в образовательном процессе заключается в следующем: разрабатывается структура конкретной ситуации по определенным правилам, которая произошла или возможна в реальной жизни, определяется комплекс знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить; преподаватель при этом выступает в роли ведущего, задающего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли главного в процессе сотворчества.
Суть обучения с помощью данной технологии состоит в том, что каждая группа или каждый из участников, исходя из приобретенных знаний, практического опыта и интуиции предъявляют различные варианты разрешения ситуации.
Так как любая ситуация, случай имеет несколько вариантов решения, в группе участников происходят поиск, обсуждение, анализ оптимального и эффективного варианта разрешения данной ситуации.[11]
Можно выделить следующие этапы работы учащегося (группы) с проектом-кейсом в ходе использования данной технологии в курсе географии:
- 1 этап - знакомство с географической ситуацией, её особенностями;
- 2 этап - выделение основной географической проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
- 3 этап - предложение географических концепций или тем для «мозгового штурма»;
- 4 этап - анализ последствий принятия того или иного решения;
- 5 этап - решение кейса/проектирование - предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные географические проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
- 6 этап - создание проекта - продукта, отражающего работу группы.
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным, что становится возможным, если осуществляются:
- признание права школьника на выбор уровня собственных достижений
- (обязательного или повышенного );
- расширение перечня учебных курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника;
- реализация индивидуальных образовательных программ;
- создание условий для самостоятельной, познавательной и иной деятельности учащихся.
Технологию проектов-кейсов можно успешно использовать при подготовке учащихся 9-х и 11-х классов к итоговой аттестации по географии. В частности, наиболее успешно данный метод можно использовать при разборе заданий 27, 28, 29 ОГЭ и задания 29 ЕГЭ по географии.
Примеры кейсов
Кейс №1: Завод «Карелия ДСП» (Приложение 1)
«Завод «Карелия ДСП» - одно из самых успешных современных предприятий по производству ламинированных древесно-стружечных плит. Ключевым фактором успеха стали современные технологические решения, индивидуальный подход к клиенту и бережное отношение к природным ресурсам. Предприятие расположено в Медвежьегорском районе Республики Карелия. Свою первую продукцию - необлицованную древесно-стружечную плиту - завод выпустил в 2001 году. Сейчас спрос на продукцию карельского завода намного превышает объёмы её выпуска. Завод активно участвует в поддержании экологии в регионе, эффективно утилизируя отходы. Современные системы очистки обеспечивают сохранность уникальной природы Карелии и чистоту второго по величие в Европе Онежского озера.
Укажите особенность природно-ресурсной базы Республики Карелия, благодаря которой обеспечено бесперебойное снабжение завода «Карелия ДСП» сырьём для производства продукции.»[14]
Этапы работы с кейсом
№ |
Этап |
Работа учащихся |
1 |
Знакомство с географической ситуацией, её особенностями |
Чтение текста |
2 |
Выделение основной географической проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; |
«Завод «Карелия ДСП» - одно из самых успешных современных предприятий… фактором успеха стали современные технологические решения…НО особенность природно-ресурсной базы?» |
3 |
Предложение географических концепций или тем для «мозгового штурма» |
Темы для мозгового штурма:
|
4 |
Решение кейса/проектирование |
Указание природно-ресурсной базы Карелии: 74% площади республики покрыта лесами, 8 место среди регионов России |
5 |
Создание проекта - продукта, отражающего работу группы |
Оформление буклета |
Кейс №2: (Приложение 2)
«При изучении темы «Топливно-энергетический комплекс мира» Андрей и Миша получили от учителя географии задание подготовить доклад о перспективах использования в качестве топлива на транспорте вместо традиционных бензина, дизеля, мазута и природного газа биотоплива - топлива, получаемого из растительного или животного сырья, из продуктов жизнедеятельности организмов или органических промышленных отходов. Друзья узнали, что ежегодно в мире быстрыми темпами увеличивается производство и использование таких видов биотоплива как биоэтанол (спирт, получаемый из зерна или сахарного тростника), биодизель (дизельное топливо, получаемое из пальмового или рапсового масла), биогаз (горючий газ, получаемый из отходов сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности), биометанол (спирт, получаемый из отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности).
При обсуждении перспектив увеличения производства биотоплива мнения ребят о его экологических преимуществах и недостатках разошлись. Андрей считал, что производство и использование биотоплива на транспорте имеет ряд преимуществ с точки зрения экологии, а Миша указывал на его недостатки.
Приведите по одному аргументу, подтверждающему каждое из мнений, высказанных учащимися.»[14]
Этапы работы с кейсом
№ |
Этап |
Работа учащихся |
1 |
Знакомство с географической ситуацией, её особенностями |
Чтение текста |
2 |
Выделение основной географической проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; |
Две точки зрения на перспективы использования биотоплива на транспорте 1. Производство и использование биотоплива на транспорте имеет ряд преимуществ с точки зрения экологии 2. Производство и использование биотоплива на транспорте имеет ряд недостатков |
3 |
Предложение географических концепций или тем для «мозгового штурма» |
Темы для мозгового штурма:
|
4 |
Решение кейса/проектирование |
Аргументы «за»:
|
5 |
Создание проекта - продукта, отражающего работу группы |
Оформление буклета
|
Описание результатов работы
Московские одиннадцатиклассники с 1 февраля в рамках пилотного проекта перешли на новый формат обучения. Все дети до конца учебного года продолжат посещать уроки математики, истории, литературы, физкультуры и обществознания. Остальное время в расписании займут практикумы по подготовке к ЕГЭ, где ребята будут разбирать экзаменационные задания по тем предметам, которые выбрали для поступления в вузы. Предполагается, что это нововведение снимет с будущих выпускников лишнюю нагрузку и позволит лучше подготовиться к экзаменам.[12] Девятиклассники же продолжают подготовку к ОГЭ в рамках школьной программы в урочное и внеурочное время.
На практикумах по географии метод кейс-проектов успешно применяется, что доказывают пробные диагностические работы. Успешность выполнения заданий 27, 28, 29 ОГЭ и задания 29 ЕГЭ по географии повысилось на 67%.
Данные кейсы-проекты выполняются в виде буклетов, с использованием программы Publisher. Примеры буклетов представлены в приложении.
Заключение
Кейс-метод предполагает анализ специально подобранных случаев или ситуаций, связанных с изучаемой темой. Ученики выступают в роли исследователей или экспертов, которые должны анализировать информацию, делать выводы и предлагать свои решения проблемы. Это помогает развить навыки критического мышления и способность применять полученные знания на практике.
Проектная деятельность в свою очередь предполагает работу над конкретным проектом, где ученики самостоятельно определяют цели, планируют и осуществляют свои действия. В процессе работы над проектом они изучают различные аспекты темы, ищут информацию, анализируют ее и представляют результаты своей работы в форме презентации или доклада.
Комбинирование кейс-метода и проектной деятельности позволяет ученикам не только получить знания и факты, но и научиться применять их на практике. Это помогает им лучше подготовиться к ГИА, так как они уже будут иметь опыт работы с реальными ситуациями и возможность самостоятельно применять полученные знания. Такой подход способствует активизации учебного процесса, повышению мотивации учащихся и развитию ключевых компетенций.
Список литературы
- Аргунова, Т.Г. Применение кейс-метода в образовательном процессе и методической работе ССУЗА / Т.Г.Аргунова, В.Н.Андреева, В.А.Подвойский: науч.-метод, пособие. - М., 2007. - 104 с.
- Гейхман Л.К. Дистанционное образование в свете интерактивного подхода / Л.К.Гейхман / Матер. II Международ. Науч.- практ. Конф. (Пермь, 6-8 февраля 2007 г.). - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2006. - С.25-32.
- Долгоруков, A. Case-study как способ (стратегия) понимания / А.Долгоруков.Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий / под ред. А.Долгорукова. - М.: Центр интенсивных технологийобразования, 2002. - С. 22-44.
- Деркач А.М. Кейс-метод в обучении // Специалист. 2010. № 4.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ;Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368
- Логунова, Н. Обучение как общение и сотворчество / Н. Логунова / Высшее образование в России. - 2000. - № 3. - С. 108-110.
- Раджабалиев Г.П. Внедрение прогрессивных технологий обучения/ «Актуальные проблемы науки». Международная заочная научно-практическая конференция 27сентября 2011 г.: ч.2. - Тамбов:ООО «Консалтинговая компания Юком» 2011, с. 106-107.
- Раджабалиев Г.П., Гаджикурбанова Г.М. Кейс-технологии в учебном процессе вуза/ «Модернизация образования в профессиональных и общеобразовательных организациях». Межвузовская научно-практическая конференция 27-28 апреля 2014 г. - Махачкала: ДГПУ, 2014. - С. 176-184.
- Раджабалиев Г.П., Гаджикурбанова Г.М. Обзор классификаций кейсов/ «Информационные технологии в профессиональном образовании». I Международная заочная научно-практическая конференция/ Под общей редакцией Хайбулаева М.Х, Раджабалиева Г.П. - Махачкала: ДГПУ, 2014. - С. 106-114.
- Раджабалиев Г.П., Нурмагомедова Н.Х. Кейс-технологии в образовании // Вестник СПИ. 2015. №2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 14.03.2024).
- Шумакова О.А., Карпикова М.А. КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Экономика и социум. 2018. №1 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologii-v-sisteme-obrazovaniya (дата обращения: 14.03.2024).
- Учительская газета, №06 от 7 февраля 2023. https://ug.ru/v-shkolah-moskvy-startovali-praktikumy-po-podgotovke-k-ege/
- СтатГрад https://statgrad.org/
- Открытый банк задний https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege