Рекомендации для преподавателей составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело, 34.02.01 Сестринское дело. Методические рекомендации содержат примеры ситуационных задач и тестовых заданий, составленных по их содержанию.
Пояснительная записка
В сборнике задач представлены рекомендации для преподавателей по разработке ситуационных задач с практикоориентированным содержанием в качестве контрольно-измерительных материалов (КИМ) для проведения промежуточной аттестации по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии. Также данные рекомендации можно использовать в качестве банка тренировочных заданий для самостоятельной подготовки обучающихся.
Целью промежуточной аттестации является надежный и валидный способ оценки знаний обучающихся. Данная методическая разработка содержит рекомендации, примеры, разъяснения по предупреждению ошибок, которые необходимо учитывать при составления тестовых заданий с одним правильным вариантом ответа. В рекомендациях представлен план разработки задачи согласно современным рекомендациям института подготовки специалистов медицинского образования РМАНПО.
Валидность (англ. validity) - мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам.
1. Методические рекомендации по составлению тестовых заданий на основе ситуационных задач
2. Структура тестового вопроса с одним наиболее правильным ответом
Рассмотрим анатомию такого типа вопросов:
- Сценарий (описание ситуации)
- Подводящий вопрос (конкретный вопрос относительно представленного пациента)
- Варианты ответа
- Порядок ответов
- Правильный ответ
Первая часть - это сценарий или контекст (описание, представление) пациента, Данная часть тестового вопроса представляет собой конкретную клиническую ситуацию, которая излагается кратко, но содержит достаточно информации для оценки ситуации и принятия решений. При составлении сценария преследуются следующие цели:
- оценка конкретных знаний;
- оценка умений и навыков;
- оценка ОК и ПК.
Вторая часть - это подводящий вопрос, конкретный вопрос относительно представленного пациента. Подводящий вопрос всегда должен быть сформулирован в виде закрытого вопроса и заканчиваться вопросительным знаком. Недопустимо формулировать вопрос таким образом, чтобы подразумевалось продолжение фразы.
Недопустимые формулировки подводящего вопроса |
Допустимые формулировки подводящего вопроса |
Пациенту показано…
|
Что из перечисленного показано пациенту?
|
Третья часть - это варианты ответа. Один из вариантов ответов правильный, остальные - дистракторы (отвлекающие от правильного). Для того чтобы варианты ответа располагались на одной шкале вероятности, необходимо, чтобы они все были однородными, т.е. все либо являлись диагнозами, либо методами исследования, либо лабораторными показателями, лекарственными препаратами и т. д. Варианты ответа должны быть представлены в именительном падеже или глагола в инфинитиве (если подразумеваются действия). Это позволит избежать согласования вопроса с ответами в роде, числе и падеже.
Четвертая часть - это порядок ответов. Порядок ответов может быть случайный (если в ответах нет чисел) или последовательный (если варианты ответов представлены числами или диапазонами чисел).
Пятая часть - правильный ответ, который дает полный ответ на поставленный вопрос.
3. Вероятные ошибки при составлении тестовых заданий
При составлении тестовых заданий в форме ситуационной задачи возможны ошибки и недочеты, которые могут повлиять на выбор ответа тестируемым. Соответственно, это может быть вариант, когда правильный ответ угадывается или на него есть подсказка в перечне ответов либо, наоборот, из перечня ответов правильный однозначно выбрать нельзя.
Возможные ошибки при составлении тестов:
- Грамматические несоответствия при составлении тестовых заданий, которые могут дать подсказку кандидату, а также логические несоответствия.
- Равномерность вариантов ответов. Из собственного учебного опыта многие помнят, что самый длинный и подробный вариант, скорее всего, является правильным.
- Совпадение слов в описании и ответах.
- Нечеткие ответы.
- Представление числовых показателей. При использовании вариантов ответа с числовыми параметрами необходимо, чтобы они были представлены в порядке возрастания/убывания в одинаковом формате. Недопустимо сочетание в одном наборе ответов конкретных значений и диапазонов. Помимо этого, недопустимо пересечение интервалов.
- Повторение слов в вариантах ответа, которое приводит к увеличению времени, затрачиваемого на прочтение задания, и никак не влияет на выбор ответа.
- Дополнительные условия в вариантах ответа. В тестовых заданиях очень важно, чтобы вся информация, необходимая для выбора правильного ответа, была в сценарии. Недопустимо введение дополнительных условий в вариантах ответа.
- Наличие в вариантах ответов формулировок «все перечисленное» и «ничего из перечисленного».
Тестовое задание, составленное по требованиям, обладает следующими признаками:
- Задание соответствует матрице формы промежуточной аттестации и проверяет применение знаний в клиническом контексте, а не фактические знания или эрудицию.
- Сценарий должен быть представлен в виде клинической ситуации с описанием виртуального пациента (жалобы, анамнез, данные осмотра и т.д.).
- Все числовые параметры имеют признанные единицы измерения (лабораторные показатели, витальные показатели, индексы, параметры измерений и т.д.).
- Все необходимые для ответа данные уже есть в сценарии.
- Отсутствие дополнительных условий в вариантах ответа.
- На вопрос можно ответить, не видя вариантов ответа.
- На вопрос нельзя ответить, прочитав только подводящий вопрос, не читая сценария.
- Подводящий вопрос сформулирован в виде закрытого вопроса, заканчивающегося вопросительным знаком. Недопустимо продолжение фразы.
- Отсутствие отрицания в подводящем вопросе.
- Все варианты ответов однородны (все являются диагнозами, например).
- Варианты ответов в именительном падеже или инфинитиве.
- Отсутствие в вариантах ответов формулировок «все перечисленное» и «ничего из перечисленного».
- Варианты ответов одинаковой длины и степени подробности.
- Отсутствие пересечений в вариантах ответов (которые наводят на правильный ответ).
- Числовые данные в вариантах ответов (при наличии) представлены в арифметическом порядке, интервалы не пересекаются.
- Отсутствие логических и грамматических несоответствий и повторений слов (которые наводят на правильный ответ). Отсутствие абсолютных или нечетких ответов («никогда», «всегда», «хорошо», «плохо», «редко», «иногда», «часто», «возможно», «может быть»).
4. Примеры тестовых вопросов с одним наиболее правильным ответом
Сценарий: В сельскую поликлинику обратился работник свинофермы с жалобами на высокую температуру в течение нескольких дней, боль в животе, диарею до 20 раз в сутки, испражнения с гнилостным запахом.
Подводящий вопрос: Какой биологический материал будет исследоваться у пациента в первую очередь?
Варианты ответа:
А. кал
Б. кровь
В. моча
Г. слюна
Д. мокрота
4. Порядок ответов: случайный
5. Правильный ответ: кал
Используя этот же сценарий можно сформулировать еще одну задачу
Сценарий: В сельскую поликлинику обратился работник свинофермы с жалобами на высокую температуру в течение нескольких дней, боль в животе, диарею до 20 раз в сутки, испражнения с гнилостным запахом.
Подводящий вопрос: Какой возможен диагноз в данной ситуации?
Варианты ответа:
А. балантидиаз
Б. токсоплазмоз
В. лямблиоз
Г. трихомоноз
Д. малярия
4. Порядок ответов: случайный
5. Правильный ответ: балантидиаз
Использованная литература
- Балкизов З.З., Алексеева А.Ю., Ашхотов Э.Р., Хадзугов А.Б., Ступин В.А. Руководство по составлению тестовых заданий с одним правильным ответом для клинических экзаменов высокой значимости // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2. С. 34-47. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-34-47
- Создание письменного теста Вопросы по основным и клиническим наукам. NATIONAL BOARD OF MEDICAL EXAMINERS 3750 MARKET STREET PHILADELPHIA, PA 19104 DownloadingtheGoldBook_RU.pdf (nbme.org)