Военно-патриотическая игра «Зарница»

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание, Конкурс «Немеркнущий подвиг народа» (Великой Отечественной войне посвящается)

Класс: д/с

Ключевые слова: военно-патриотическая игра, старшие дошкольники, военно-патриотическое воспитание, военно-патриотическое мероприятие, игра Зарница


Участники: дети старшей и подготовительной к школе группы.

В состав каждого отряда входит:

  • командир,
  • знаменосец,
  • снайперы,
  • сапёры,
  • связисты,
  • разведчики,
  • медицинские сёстры.

Атрибуты и оборудование:

  • верёвка для выполнения задания «Проползи под колючей проволокой»;
  • самолёт, сделанный из пластиковой бутылки и шишки (по количеству детей) для выполнения задания «Сбей вражеский самолёт»;
  • обручи и шишки для выполнения задания «пройди через болото»;
  • машина с боеприпасами, мешочки с песком для метания в конкурсе «Сбей вражескую машину»;
  • пластиковые бутылки, вкопанные в землю для выполнения задания «Разминируй поле»;
  • магнитофон, аудиокассеты с записью марша, военных песен.

Для каждой группы:

  • элементы одежды для медицинских сестёр;
  • флаг группы;
  • рюкзаки или вещмешки с сухим пайком и необходимым снаряжением;
  • план маршрута;
  • награды и медали;
  • пакет с заданием;
  • медицинская аптечка;
  • награды.

Цель игры:

  • военно-патриотическое воспитание детей и молодежи;
  • знакомство с воинскими специальностями, родами войск;
  • воспитание дошкольников в духе готовности к защите Родины;
  • формирование высоких нравственных качеств: инициативы и самостоятельности, сознательной дисциплины, товарищества и дружбы, коллективизма, воли, смелости, находчивости, выносливости.

Предварительная работа:

  • создание штаба по подготовке и проведению военно-патриотической игры «Зарница» с определением функций каждого члена штаба;
  • оформление наглядной агитации (изготовление афиш, плакатов, информационного стенда, пригласительных билетов);
  • формирование отрядов из детей старших и подготовительных групп, с назначением командиров, знаменосцев, снайперов, сапёров, связистов, разведчиков, медицинских сестёр;
  • планирование ООД на военную тематику, знакомство с художественными произведениями;
  • проведение комплекса утренней гимнастики на тему «Мы военные лётчики»;
  • проведение конкурса военной песни.

Военно-патриотическая игра «Зарница» проводится на территории детского сада.

Дети старших и подготовительных групп под руководством командира отряда собираются на площадке, выстраиваются по периметру.

Главнокомандующий: Здравия желаю, товарищи бойцы!

Дети: Здравствуйте!

Главнокомандующий: Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа были похищены очень важные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы найти документы и доставить их в штаб. Это задание очень сложное, вам нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?

Дети: Готовы!

Главнокомандующий: Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов, доложить о готовности. Командиру отряда «Снайперы» сдать рапорт!

Командир отряда «Снайперы»: Отряд равняйсь, смирно!

Командир маршевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает:

Командир: Отряд «Снайперы» к выполнению боевого задания готов! Командир отряда... Рапорт сдан!

Главнокомандующий: Рапорт принят!

Командир отряда «Снайперы» становится в строй.

Таким же образом командиры отрядов «Зенитчики», «Юнармейцы», «Меткие стрелки», «Танкисты», «Пограничники» и т.д. сдают рапорты.

Главнокомандующий: Для выполнения этого задания вам необходимо будет пользоваться планом, где синим цветом обозначено место, откуда вы должны будете начать своё движение, красным цветом обозначено место, где вы найдёте пакет с документами, стрелками показан путь, по которому вам нужно передвигаться. Когда вы найдёте документ, вам нужно будет собраться здесь и доложить о выполнении задания. Задание понятно? Командирам отрядов получить план маршрута.

Командиры подходят к главнокомандующему и берут планы.

Главнокомандующий: Отрядам приступить к выполнению задания.

Отряды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, у каждого отряда оно свое, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.

«Пройди через колючую проволоку»

Цель: проползти под «колючей проволокой» или перешагнуть через неё так, чтобы не задеть.

Правила игры: если ребёнок задел «колючую проволоку», то считается раненым, санитары его перевязывают.

«Разминируй поле»

Цель: под листвой дети должны найти закопанные пластиковые бутылки и открутить крышки. Только в этом случае мина считается обезвреженной. Чем больше мин разминировано, тем больше баллов получает команда.

Правила игры: если ребёнок вытаскивает мину из земли, то считается, что она «взорвалась», боец ранен и ему требуется «медицинская помощь», санитары его перевязывают.

«Преодолей препятствие»

Цель: перелезть через «горы» - гимнастическую лесенку на спортивном участке, не прибегая к помощи взрослых.

Правила игры: чем больше детей преодолеют препятствие без помощи взрослых, тем больше баллов они заработают.

«Сбей вражеский самолет»

Цель: попасть «снарядами» - шишками в самолёт, который висит на дереве.

Правила игры: каждое попадание ребёнком в цель приносит отряду 1 балл. Каждый участник имеет право сделать один бросок.

«Пройди через болото»

Цель: перебраться через «болото» (обручи). Принести снаряды (шишки), которые хранятся на другой стороне «болота».

Правила игры: нельзя наступать на красные обручи - это торфяные кочки, которые могут в любой момент вспыхнуть. Ребёнок, который наступил в красный обруч, считается раненым.

«Снайперы»

Цель: попасть мешочком во вражеский грузовик, который везёт боеприпасы.

Правила игры: нельзя переступать черту, иначе можешь «взорваться» вместе с грузовиком. Побеждает та команда, у которой было больше всех попаданий.

В заключение проверяющий за выполнением задания предлагает детям выполнить ещё одно задание, чтобы найти пакет. Для этого необходимо выполнить задание по ориентировке в пространстве. Встать лицом к определённому объекту (к дереву, к дому, к детскому саду, участку и т.д.) и выполнить ряд указаний: сделать 4 шага вперёд, повернуться направо, сделать ещё 5 шагов, затем повернуться налево и т.д. Ребёнок, выполняющий задание, находит пакет, все вместе открывают его, но в пакете документы разрезаны на мелкие кусочки. Дети приходят к выводу, что эти кусочки нужно соединить между собой и склеить. В результате этой работы в каждом отряде получается свой документ - это рисунок, на котором изображены представители различных родов войск: танкист, пограничник, летчик, моряк, артиллерист, кавалерист.

После выполнения задания детям предлагается сделать привал, где они немного отдыхают и перекусывают.

В назначенное время все отряды снова собираются на площадке и сдают рапорта генералу о том, что задание выполнено.

Главнокомандующий: Батальон, равняйсь, смирно! Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов. Командиру отряда «Снайперы» сдать рапорт!

Командир маршевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает:

Главнокомандующий: Товарищ проверяющий! Отряд «Снайперы» задание выполнил: документ доставлен в штаб! Командир отряда __. Рапорт сдан!

Командир вручает главнокомандующему «документ».

Главнокомандующий: Рапорт принят!

Командир отряда «Снайперы» становится в строй. Таким же образом сдают рапорта и «документы» остальные командиры отрядов.

Главнокомандующий: Товарищи бойцы! Вы отлично справились с моим заданием. Все документы доставлены в штаб. Назовите мне, что на них изображено.

Дети хором называют военных разных родов войск по указанию главнокомандующего.

Главнокомандующий: какая тема объединяет все эти «документы»?

Дети: военная служба.

Главнокомандующий: молодцы, ребята! Вы без потерь прошли все испытания, справились со всеми заданиями и готовы приступить к следующей игре. С сегодняшнего дня я объявляю подготовку к игре «Служба в военно-морском флоте», в которой примут участие не только самые сильные и ловкие ребята, но и их родители. А сейчас я выражаю вам благодарность и награждаю вас орденами и медалями за мужество, отвагу, смелость и решительность. Командирам отрядов получить ордена и медали для своего отряда.

Командиры подходят к главнокомандующему и берут награды.

На этом военно-патриотическая игра «Зарница» закончена