Участники: дети старшей и подготовительной к школе группы.
В состав каждого отряда входит:
- командир,
- знаменосец,
- снайперы,
- сапёры,
- связисты,
- разведчики,
- медицинские сёстры.
Атрибуты и оборудование:
- верёвка для выполнения задания «Проползи под колючей проволокой»;
- самолёт, сделанный из пластиковой бутылки и шишки (по количеству детей) для выполнения задания «Сбей вражеский самолёт»;
- обручи и шишки для выполнения задания «пройди через болото»;
- машина с боеприпасами, мешочки с песком для метания в конкурсе «Сбей вражескую машину»;
- пластиковые бутылки, вкопанные в землю для выполнения задания «Разминируй поле»;
- магнитофон, аудиокассеты с записью марша, военных песен.
Для каждой группы:
- элементы одежды для медицинских сестёр;
- флаг группы;
- рюкзаки или вещмешки с сухим пайком и необходимым снаряжением;
- план маршрута;
- награды и медали;
- пакет с заданием;
- медицинская аптечка;
- награды.
Цель игры:
- военно-патриотическое воспитание детей и молодежи;
- знакомство с воинскими специальностями, родами войск;
- воспитание дошкольников в духе готовности к защите Родины;
- формирование высоких нравственных качеств: инициативы и самостоятельности, сознательной дисциплины, товарищества и дружбы, коллективизма, воли, смелости, находчивости, выносливости.
Предварительная работа:
- создание штаба по подготовке и проведению военно-патриотической игры «Зарница» с определением функций каждого члена штаба;
- оформление наглядной агитации (изготовление афиш, плакатов, информационного стенда, пригласительных билетов);
- формирование отрядов из детей старших и подготовительных групп, с назначением командиров, знаменосцев, снайперов, сапёров, связистов, разведчиков, медицинских сестёр;
- планирование ООД на военную тематику, знакомство с художественными произведениями;
- проведение комплекса утренней гимнастики на тему «Мы военные лётчики»;
- проведение конкурса военной песни.
Военно-патриотическая игра «Зарница» проводится на территории детского сада.
Дети старших и подготовительных групп под руководством командира отряда собираются на площадке, выстраиваются по периметру.
Главнокомандующий: Здравия желаю, товарищи бойцы!
Дети: Здравствуйте!
Главнокомандующий: Товарищи бойцы, в генеральном штабе произошло чрезвычайное происшествие: из сейфа были похищены очень важные документы. Ваша задача заключается в том, чтобы найти документы и доставить их в штаб. Это задание очень сложное, вам нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?
Дети: Готовы!
Главнокомандующий: Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов, доложить о готовности. Командиру отряда «Снайперы» сдать рапорт!
Командир отряда «Снайперы»: Отряд равняйсь, смирно!
Командир маршевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает:
Командир: Отряд «Снайперы» к выполнению боевого задания готов! Командир отряда... Рапорт сдан!
Главнокомандующий: Рапорт принят!
Командир отряда «Снайперы» становится в строй.
Таким же образом командиры отрядов «Зенитчики», «Юнармейцы», «Меткие стрелки», «Танкисты», «Пограничники» и т.д. сдают рапорты.
Главнокомандующий: Для выполнения этого задания вам необходимо будет пользоваться планом, где синим цветом обозначено место, откуда вы должны будете начать своё движение, красным цветом обозначено место, где вы найдёте пакет с документами, стрелками показан путь, по которому вам нужно передвигаться. Когда вы найдёте документ, вам нужно будет собраться здесь и доложить о выполнении задания. Задание понятно? Командирам отрядов получить план маршрута.
Командиры подходят к главнокомандующему и берут планы.
Главнокомандующий: Отрядам приступить к выполнению задания.
Отряды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение задания, у каждого отряда оно свое, начинают свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.
«Пройди через колючую проволоку»
Цель: проползти под «колючей проволокой» или перешагнуть через неё так, чтобы не задеть.
Правила игры: если ребёнок задел «колючую проволоку», то считается раненым, санитары его перевязывают.
«Разминируй поле»
Цель: под листвой дети должны найти закопанные пластиковые бутылки и открутить крышки. Только в этом случае мина считается обезвреженной. Чем больше мин разминировано, тем больше баллов получает команда.
Правила игры: если ребёнок вытаскивает мину из земли, то считается, что она «взорвалась», боец ранен и ему требуется «медицинская помощь», санитары его перевязывают.
«Преодолей препятствие»
Цель: перелезть через «горы» - гимнастическую лесенку на спортивном участке, не прибегая к помощи взрослых.
Правила игры: чем больше детей преодолеют препятствие без помощи взрослых, тем больше баллов они заработают.
«Сбей вражеский самолет»
Цель: попасть «снарядами» - шишками в самолёт, который висит на дереве.
Правила игры: каждое попадание ребёнком в цель приносит отряду 1 балл. Каждый участник имеет право сделать один бросок.
«Пройди через болото»
Цель: перебраться через «болото» (обручи). Принести снаряды (шишки), которые хранятся на другой стороне «болота».
Правила игры: нельзя наступать на красные обручи - это торфяные кочки, которые могут в любой момент вспыхнуть. Ребёнок, который наступил в красный обруч, считается раненым.
«Снайперы»
Цель: попасть мешочком во вражеский грузовик, который везёт боеприпасы.
Правила игры: нельзя переступать черту, иначе можешь «взорваться» вместе с грузовиком. Побеждает та команда, у которой было больше всех попаданий.
В заключение проверяющий за выполнением задания предлагает детям выполнить ещё одно задание, чтобы найти пакет. Для этого необходимо выполнить задание по ориентировке в пространстве. Встать лицом к определённому объекту (к дереву, к дому, к детскому саду, участку и т.д.) и выполнить ряд указаний: сделать 4 шага вперёд, повернуться направо, сделать ещё 5 шагов, затем повернуться налево и т.д. Ребёнок, выполняющий задание, находит пакет, все вместе открывают его, но в пакете документы разрезаны на мелкие кусочки. Дети приходят к выводу, что эти кусочки нужно соединить между собой и склеить. В результате этой работы в каждом отряде получается свой документ - это рисунок, на котором изображены представители различных родов войск: танкист, пограничник, летчик, моряк, артиллерист, кавалерист.
После выполнения задания детям предлагается сделать привал, где они немного отдыхают и перекусывают.
В назначенное время все отряды снова собираются на площадке и сдают рапорта генералу о том, что задание выполнено.
Главнокомандующий: Батальон, равняйсь, смирно! Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов. Командиру отряда «Снайперы» сдать рапорт!
Командир маршевым шагом подходит к главнокомандующему и докладывает:
Главнокомандующий: Товарищ проверяющий! Отряд «Снайперы» задание выполнил: документ доставлен в штаб! Командир отряда __. Рапорт сдан!
Командир вручает главнокомандующему «документ».
Главнокомандующий: Рапорт принят!
Командир отряда «Снайперы» становится в строй. Таким же образом сдают рапорта и «документы» остальные командиры отрядов.
Главнокомандующий: Товарищи бойцы! Вы отлично справились с моим заданием. Все документы доставлены в штаб. Назовите мне, что на них изображено.
Дети хором называют военных разных родов войск по указанию главнокомандующего.
Главнокомандующий: какая тема объединяет все эти «документы»?
Дети: военная служба.
Главнокомандующий: молодцы, ребята! Вы без потерь прошли все испытания, справились со всеми заданиями и готовы приступить к следующей игре. С сегодняшнего дня я объявляю подготовку к игре «Служба в военно-морском флоте», в которой примут участие не только самые сильные и ловкие ребята, но и их родители. А сейчас я выражаю вам благодарность и награждаю вас орденами и медалями за мужество, отвагу, смелость и решительность. Командирам отрядов получить ордена и медали для своего отряда.
Командиры подходят к главнокомандующему и берут награды.
На этом военно-патриотическая игра «Зарница» закончена