Возраст учащихся - 11-17 лет.
Срок реализации - 1 года.
Федеральные государственные стандарты второго поколения предполагают обязательные занятия детей во внеурочное время. Такие занятия расширяют представления учащихся об окружающем мире, выходят за рамки предметного обучения, развивают личностный потенциал учащегося, вместе с тем формируя основные мировоззренческие позиции ребёнка.
Внеурочная деятельность учащихся определяется нормативно-правовой базой:
- Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
- Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373».
- Программный материал курса «Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе» подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решаются проблемы, связанные с потребностью соблюдения правил в общении между разными индивидуальностями и ситуациях силового соперничества и о последствиях поступков людей в различных ситуациях. Также важно заметить, что художественные произведения по данной программе позволяют ученикам размышлять о том, какие правильные решения нужно принять в конфликтной ситуации. Какова связь между поведением человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как он ведёт себя в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта.
«Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе» относится к числу интегрированных курсов. Важнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.
Особенностью данного курса является то, что предложенные произведения позволяют ученикам по-новому взглянуть на окружающий мир: друзей, родных, на самого себя, а также осознать, что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Также данный курс служит связующим звеном между реальной жизнью и художественной литературой и служит материалом для изучения норм международного гуманитарного права.
Цель данного курса: изучить художественные произведения с позиции этических и нравственных норм Международного гуманитарного права и взаимоотношений между людьми.
Задачи:
- обучать учащихся учению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным;
- дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях;
- развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком;
- способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией;
- расширять круг чтения семиклассников, повышать качество чтения, уровень воспитания и глубину проникновения в художественный текст.
Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
I. Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
- Совершенствование духовно-нравственных качеств личноcти, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
- Становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
- Понимания границ собственного знания и незнания, стремление к преодолению этого разрыва.
- Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Метапредметные
Направленность курса на интенсивное духовно-нравственное и эмоциональное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе изучения курса ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия (УУД), которые базируются на видах речевой и мыслительной деятельности. В процессе изучения курса совершенствуются и развиваются следующие УУД:
- Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками работы в группах, в различных формах ситуаций общения),
- регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию),
- познавательные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом).
Предметные результаты.
В результате изучения курса ученик должен научиться:
- находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
- пересказывать текст кратко и подробно, выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;
- составлять план небольшого эпического произведения;
- составлять устный рассказ о литературном герое;
- пользоваться справочной литературой.
II. Cодержание тем учебного курса
1. Введение. (1ч)
Размышление о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
«Будьте щедрей на ласку!» (8 ч.)
Рассказ К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты» (3 ч.) Что есть добро и зло, каким должен быть человек.
Рассказ Е.Носова «Тёпа» (2 ч.). Чувство сострадания к главному герою.
Рассказ В.И.Белова «Мальчики» (3 ч.) Дети военной поры. Всякое ли детство - золотая пора?
Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? (5 ч.)
Правила, ограничивающие проявление насилия, жестокости в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.
В.Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго» (2 ч.)
Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя. Историческая основа романа. Словарная работа с иноязычной лексикой.
А.Дюма. Роман «Три мушкетёра» Гл.5. Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала. (3 часа)
Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции. Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».
Право безоружного (7 ч.)
Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - больные, раненые, пленные, - нуждаются в защите.
К.Воробьёв.рассказ «Немец в валенках» (4 ч.)
Образы пленных. Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев.
Фрагмент повести Закруткина В. «Матерь человеческая» (3 ч.) Утверждение законов добра. У поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить. Обсудить феномен мести как одного из сложнейших явлений в жизни человека. Подвести уч-ся к пониманию того, что месть не может способствовать разрешению конфликта.
Жестокие игры (7 ч.)
В.Железников «Чучело» (фрагменты из повестим) (3 ч.)
Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.
Рассказ В.Солоухина «Мститель» (3 ч.)
Важность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё.
Рассказ Л.Улицкой «Бумажная победа» (1 ч.)
Твой выбор (4 ч.)
А.Грин. Рассказ «Победитель» (2 ч.)
Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе. Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.
Е.Носов.рассказ «Тридцать зёрен» (2 ч.)
Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», гуманистический», «гуманитарный».
«Дом, который построю я…» (2 ч.)
Рассказ И.Полянской «Мама» (2 ч.). Подведение итогов.
Постижение идеи дома, в основе которой лежат проблемы духовно-нравственного выбора, счастья и любви, взаимоотношения «отцов и детей», проблема «маленького человека», проблема ответственности за свои поступки.
III. Тематическое планирование
Тема |
Количество часов |
Введение |
1 |
«Будьте щедрей на ласку!» |
8 |
Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? |
5 |
Право безоружного |
7 |
Жестокие игры |
7 |
Твой выбор |
5 |
«Дом, который построю я…» |
2 |