Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе (программа внеурочной деятельности)

Разделы: Внеклассная работа


Возраст учащихся - 11-17 лет.

Срок реализации - 1 года.

Федеральные государственные стандарты второго поколения предполагают обязательные занятия детей во внеурочное время. Такие занятия расширяют представления учащихся об окружающем мире, выходят за рамки предметного обучения, развивают личностный потенциал учащегося, вместе с тем формируя основные мировоззренческие позиции ребёнка.

Внеурочная деятельность учащихся определяется нормативно-правовой базой:

  • Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный компонент государственного стандарта (основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. №1089
  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).
  • Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357«О внесении изменений в федеральной государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373».
  • Программный материал курса «Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе» подобран таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, в которых решаются проблемы, связанные с потребностью соблюдения правил в общении между разными индивидуальностями и ситуациях силового соперничества и о последствиях поступков людей в различных ситуациях. Также важно заметить, что художественные произведения по данной программе позволяют ученикам размышлять о том, какие правильные решения нужно принять в конфликтной ситуации. Какова связь между поведением человека в самой обычной повседневной жизни и тем, как он ведёт себя в экстремальной ситуации, в том числе и в ситуации вооруженного конфликта.

«Уроки нравственности в русской и зарубежной литературе» относится к числу интегрированных курсов. Важнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература.

Особенностью данного курса является то, что предложенные произведения позволяют ученикам по-новому взглянуть на окружающий мир: друзей, родных, на самого себя, а также осознать, что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Также данный курс служит связующим звеном между реальной жизнью и художественной литературой и служит материалом для изучения норм международного гуманитарного права.

Цель данного курса: изучить художественные произведения с позиции этических и нравственных норм Международного гуманитарного права и взаимоотношений между людьми.

Задачи:

  • обучать учащихся учению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным;
  • дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения, участвовать в дискуссиях;
  • развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком;
  • способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенцией;
  • расширять круг чтения семиклассников, повышать качество чтения, уровень воспитания и глубину проникновения в художественный текст.

Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

I. Планируемые результаты изучения учебного курса

Личностные результаты

  • Совершенствование духовно-нравственных качеств личноcти, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов.
  • Становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности.
  • Понимания границ собственного знания и незнания, стремление к преодолению этого разрыва.
  • Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Метапредметные

Направленность курса на интенсивное духовно-нравственное и эмоциональное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую литература выполняет в системе школьного образования. В процессе изучения курса ученик получает возможность совершенствовать универсальные учебные действия (УУД), которые базируются на видах речевой и мыслительной деятельности. В процессе изучения курса совершенствуются и развиваются следующие УУД:

  • Коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками работы в группах, в различных формах ситуаций общения),
  • регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию),
  • познавательные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация, умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом).

Предметные результаты.

В результате изучения курса ученик должен научиться:

  • находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
  • пересказывать текст кратко и подробно, выборочно эпизод или несколько эпизодов из эпического произведения;
  • составлять план небольшого эпического произведения;
  • составлять устный рассказ о литературном герое;
  • пользоваться справочной литературой.

II. Cодержание тем учебного курса

1. Введение. (1ч)

Размышление о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

«Будьте щедрей на ласку!» (8 ч.)

Рассказ К.Д.Воробьёва «У кого поселяются аисты» (3 ч.) Что есть добро и зло, каким должен быть человек.

Рассказ Е.Носова «Тёпа» (2 ч.). Чувство сострадания к главному герою.

Рассказ В.И.Белова «Мальчики» (3 ч.) Дети военной поры. Всякое ли детство - золотая пора?

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? (5 ч.)

Правила, ограничивающие проявление насилия, жестокости в силовых формах соперничества, складывались постепенно на протяжении веков и были продиктованы естественным для человека стремлением к выживанию.

В.Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго» (2 ч.)

Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя. Историческая основа романа. Словарная работа с иноязычной лексикой.

А.Дюма. Роман «Три мушкетёра» Гл.5. Королевские мушкетёры и гвардейцы г-на кардинала. (3 часа)

Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции. Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».

Право безоружного (7 ч.)

Те, кто перестал участвовать в боевых действиях, - больные, раненые, пленные, - нуждаются в защите.

К.Воробьёв.рассказ «Немец в валенках» (4 ч.)

Образы пленных. Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев.

Фрагмент повести Закруткина В. «Матерь человеческая» (3 ч.) Утверждение законов добра. У поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить. Обсудить феномен мести как одного из сложнейших явлений в жизни человека. Подвести уч-ся к пониманию того, что месть не может способствовать разрешению конфликта.

Жестокие игры (7 ч.)

В.Железников «Чучело» (фрагменты из повестим) (3 ч.)

Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.

Рассказ В.Солоухина «Мститель» (3 ч.)

Важность человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от неё.

Рассказ Л.Улицкой «Бумажная победа» (1 ч.)

Твой выбор (4 ч.)

А.Грин. Рассказ «Победитель» (2 ч.)

Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе. Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.

Е.Носов.рассказ «Тридцать зёрен» (2 ч.)

Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», гуманистический», «гуманитарный».

«Дом, который построю я…» (2 ч.)

Рассказ И.Полянской «Мама» (2 ч.). Подведение итогов.

Постижение идеи дома, в основе которой лежат проблемы духовно-нравственного выбора, счастья и любви, взаимоотношения «отцов и детей», проблема «маленького человека», проблема ответственности за свои поступки.

III. Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Введение

1

«Будьте щедрей на ласку!»

8

Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее?

5

Право безоружного

7

Жестокие игры

7

Твой выбор

5

«Дом, который построю я…»

2

Календарно-тематическое планирование