Информация в чистом виде - это не знание. Настоящий источник знания - это опыт.
Альберт Эйнштейн
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие студентов. Распределение учащихся по группам.
2. Актуализация опорных знаний
Физический диктант
(записать определение, формулу, единицы измерения, расшифровать все буквенные обозначения физических величин и условные обозначения применяемые на схемах электрической цепи)
Взаимопроверка выполненной работы.
3. Изучение нового материала
Объявление темы урока. Совместное формулировка целей занятия.
Цель урока: экспериментально изучить параллельное и последовательное соединения проводников в электрической цепи, научиться решать задачи на расчет цепи.
Повторное ознакомление с правилами техники безопасности.
Один из студентов читает вслух правила.
- При сборке электрической цепи использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечений проводов.
- Источник тока подключать в последнюю очередь.
- Собранную электрическую цепь включать только после проверки ее учителем.
- Источник тока подключать и отключать при разомкнутом ключе.
- Не прикасаться к элементам цепи, находящимся под напряжением и без изоляции.
- Пользоваться только исправными соединениями, розетками, гнездами и выключателями.
Записывают определения последовательного и параллельного соединения проводников. По желанию рисуют схему.
Последовательное соединение проводников - это такое соединение, при котором конец каждого предыдущего проводника соединяют с началом только одного последующего проводника.
Параллельное соединение - это соединение, при котором начала всех проводников соединяют с одной точкой электрической цепи, а концы - с другой.
Приступают к выполнению экспериментального задания.
Заполняют таблицу. На основании полученных данных выводят формулы.
Задание №1. Исследование последовательного соединения проводников
Оборудование: Источник питания, резистор, лампочка на подставке, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
Ход выполнения работы:
1. соберите схему, состоящую из источника питания, ключа и последовательно соединенных лампочки и резистора:
2. измерьте с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи;
3. сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и напряжениями на каждом участке цепи;
4. измерьте с помощью амперметра силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи.
5. сделайте соответствующий вывод о соотношении между общей силой тока в цепи и силой тока на каждом участке цепи;
6. используя закон Ома и полученные соотношения, выведите формулу для нахождения общего сопротивления электрической цепи;
Задание №2. Исследование параллельного соединения проводников
Оборудование: Источник питания, резистор, лампочка на подставке, ключ, амперметр, вольтметр, соединительные провода.
Ход выполнения работы:
1. соберите схему, состоящую из источника питания, ключа и параллельно соединенных лампочки и резистора;
2. измерьте с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи;
3. сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и напряжениям на каждом участке цепи;
4. измерьте с помощью амперметра силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи.
5. сделайте соответствующий вывод о соотношении между общей силой тока в цепи и силой тока на каждом участке цепи;
6. используя закон Ома и полученные соотношения, выведите формулу для нахождения общего сопротивления электрической цепи;
Результаты исследований
Измерить значения |
Вычислить значения |
||||||||
I1 |
I2 |
I |
U1 |
U2 |
U |
R1 |
R2 |
R |
|
Последовательное |
|||||||||
Параллельное |
Выводы: _________________________________
__________________________________________
__________________________________________
Формулы:
- Последовательное соединение
- Параллельное соединение
Анализ выполненной работы.
Вместе с преподавателем оформляют полученные знания в виде таблицы.
Рассматривают преимущества и недостатки последовательного, так же и параллельного соединения проводников.
Последовательное - лампы с меньшим возможным напряжением включают в цепь с большим напряжением, но при перегорании одной лампы все не будут гореть.
Параллельное - при перегорании одной лампы, остальные горят. Но при включении лампы с меньшим возможным напряжением она перегорит.
4. Закрепление изученного материала
Решение задач на расчет цепи.
Задание 1
Задание № 2
Чему равно общее сопротивление электрической цепи, если R1=R2=15 Ом, R3=R4=25 Ом.
Задание № 3
I |
I1 |
I2 |
I3 |
I4 |
U |
U1 |
U2 |
U3 |
U4 |
R |
R1 |
R2 |
R3 |
R4 |
8 |
3 |
5 |
2 |
6 |
5. Домашнее задание
Дифференцированный подход в подготовке домашнего задания.
Задачи разных уровней сложности.
Задание начального уровня сложности
По схеме определите показания амперметра и сопротивление R2, если R1=4 Ом
Задание среднего уровня сложности
Определите показания амперметра и напряжение на концах каждого проводника, если R1= 6 Ом, R2=10 Ом, R3= 20 Ом, а показания вольтметра 10 В.
Задание повышенного уровня сложности
6. Подведение итогов урока. Рефлексия
Спасибо за работу на уроке!