Программа внеурочной деятельности "Компьютерная графика. 10–11-е классы

Разделы: Технология

Классы: 10, 11

Ключевые слова: компьютерная графика


Пояснительная записка

Актуальность программы

Информатизация образования является в настоящее время важнейшим фактором повышения его эффективности, а владение компьютерными технологиями - элементом общей культуры. И если все предыдущие «волны информатизации» были обусловлены субъективно-директивными факторами, то теперь наше общество в своем информационном воспитании поднялось до уровня понимания объективной необходимости этого процесса.

Приобретаемая компьютерная грамотность, в свою очередь, способствует развитию логического, творческого, кибернетического мышления учащихся, развивает их интеллект, повышает культуру в целом.

Развитие возможностей вычислительной техники, систем программирования и технических средств отображения графической информации привело к созданию средств автоматизированного конструирования, выполнения чертежей, генерации наглядных изображений - компьютерной графики.

Принято считать, что компьютерная графика - это создание, хранение и обработка математических и графических моделей объектов и формирование их изображений с помощью ЭВМ.

Компьютерная графика - неотъемлемая часть современного компьютера.

Современные персональные ЭВМ (ПЭВМ) более просты и удобны в пользовании, обеспечивают достаточную точность, необходимое качество чертежей и легкость внесения изменений.

ПЭВМ с развитой системой компьютерной графики позволяют создать системы, повышающие качество обучения основам начертательной геометрии и черчению. Построение одной проекции можно сопровождать автоматическим синхронным построением второй (третьей) или второй и третьей проекций и аксонометрического изображения. Можно быстро построить большое число изображений геометрических объектов при изменении размеров элементарных пересекающихся поверхностей и исследовать выявляющиеся закономерности. Применение способа вспомогательных секущих плоскостей можно показывать на примерах построения линий пересечения любых математически заданных поверхностей с любым их взаимным расположением в пространстве. При этом будут демонстрироваться различные виды кривых линий, получающихся в сечениях.

Возможна демонстрация кинематических способов образования поверхностей, как на ортогональных проекциях, так и в аксонометрии с изменением параметров определителя поверхности. Возможна демонстрация фрагментов технологических процессов формообразования поверхностей и различных элементов деталей.

Применение цвета повышает наглядность изображений, позволяет одновременно изображать различные фрагменты деталей, слои или сечения.

В мире современных технологий невозможно достичь высокого уровня конструирования без использования систем автоматизированного проектирования (САПР), которые обеспечивают максимальную точность выполнения чертежей и экономят время за счет автоматизации многих рутинных операций.

Спецкурс «Компьютерная графика» предназначен для изучения системы автоматизированного проектирования Компас-3D LT только после усвоения основ проекционного черчения и навыков выполнения чертежа вручную.

Его содержание соответствует профильному уровню графической подготовки школьников и представляет собой интеграцию основ графического языка, изучаемого в курсе «Черчение», и элементов компьютерной графики, осваиваемых на уровне пользователя отечественной образовательной системы трехмерного проектирования КОМПАС 3D LT.

Данная программа предполагает ознакомление учащихся с возможностями использования персональных ЭВМ, а также формирование определенных навыков и умений в работе с современными системами автоматизированного проектирования на примере системы КОМПАС 3D LT, применяемой при проектировании изделий и выполнении конструкторской документации.

Полученные навыки и умения помогут лицеистам успешно адаптироваться в высших учебных заведениях.

Настоящая программа актуальна для МАОУ «Ангарский лицей №2 им. М.К. Янгеля», так как разработана в соответствии с миссией лицея: предоставление образовательных услуг технической направленности.

Новизна программы

Данная программа выпускается взамен программы спецкурса по черчению «Компьютерная графика», разработанной и утвержденной МЭС в 2011 г.

Необходимость замены вызвана следующим:

    появление новых версий КОМПАС-3D LT;
  1. данная программа спецкурса рассчитана на два года обучения (10 и 11 класс);
  2. количество часов раздела «Передача информации о форме детали на чертежах посредством компьютерной графики» уменьшено с 24 часов до 14 часов;
  3. в связи с этим, решение задач начертательной геометрии с использованием системы КОМПАС 3D LT выделено в отдельный раздел (8 часов в программу 11-го класса) и количество часов раздела «Отображение информации о сборочной единице средствами машинной графики» увеличено на 2 часа.

Данный курс базируется на основе программы «Черчение с элементами компьютерной графики» под редакцией В.В.Степаковой для общеобразовательных учебных заведений и учебного пособия А.А.Богуславского «Образовательная система КОМПАС 3D LT».

В сравнении с программой В.В.Степаковой, в содержание спецкурса «Компьютерная графика» включены задания, связанные с выполнением электронных чертежей по начертательной геометрии и весь курс основан только на машинном способе выполнения чертежей.

Данная программа сориентирована на развитие таких личностных качеств как усидчивость, логическое мышление, пространственное воображение, техническую эстетику.

Предлагаемый в программе курс основан на изучении:

  • правил выполнения чертежей машинным способом;
  • элементов компьютерной графики.

Полученные метапредметные навыки и умения помогут лицеистам в профессиональном выборе.

Учащимися осваивается поисковый творческий тип деятельности. Его усвоение обеспечивается разноуровневыми заданиями по всем темам, а также заданиями, для решения которых требуются нетрадиционные подходы, приемы и методы.

Цели и задачи курса

Целью спецкурса «Компьютерная графика» является приобщение школьников к графической культуре - совокупности достижений человечества в области освоения машинного способа передачи графической информации.

Цель конкретизируется в следующих основных задачах:

  • развивать умения выполнять чертежи машинным способом;
  • развивать творческое, логическое и пространственное мышления;
  • поддержать и развить интерес к компьютерной графике.

Методологические основы программы

Общеобразовательная программа «Черчение с элементами компьютерной графики» В.В.Степаковой (взятая за основу при разработке программы спецкурса), предполагает параллельное изучение черчения и работы с системой КОМПАС, то есть изучение обоих предметов идет совместно: при этом один и тот же чертеж выполняется сначала вручную, а потом на компьютере.

Действующая в лицее учебная программа обучения предмету черчения не включает в себя изучение машинной графики.

Однако, учитывая специфику учебного заведения и мотивацию к техническим дисциплинам, появилась необходимость расширить содержание вариативной части программного обеспечения образовательного процесса, перейти от использования элементов компьютерной графики на уроках информатики к самостоятельной, целостной программе обучения компьютерной графике.

Более подходящим является изучение компьютерных методов выполнения чертежей после усвоения проекционного черчения и навыков работы с компьютером, что и предполагает программа данного спецкурса.

Данная программа содержит в себе самые совершенные средства двухмерного проектирования и оформления чертежей, а также удобные инструменты твердотельного моделирования.

Данный спецкурс рассчитан на работу в группах по 10-12 человек с использованием персонального компьютера.

Спецкурс рассчитан на 58 учебных часов (с 1-го октября) в течение двух лет обучения (28 часов в 10 классе, 30 часов в 11 классе) и предполагает, как обучение теоретическим основам с целью выработки у учащихся общей информационной культуры, так и практическим навыкам работы в графической системе САПР.

Отбор содержания учебных занятий происходит по принципу от простого к сложному. Большая часть учебного времени выделяется на упражнения и на самостоятельную работу. Занятия, в основном, носят практический характер.

В связи с отсутствием учебника к данной программе учащиеся систематически на теоретических занятиях составляют краткий конспект лекции преподавателя.

Результат реализации данной программы

Объектно-ориентированный подход системы КОМПАС позволяет использовать метапредметные умения и навыки, получаемые на спецкурсе «Компьютерная графика» при изучении курса информатики, черчения и геометрии, при обучении в ВУЗах, а также в дальнейшей практической деятельности.

Критерии отслеживания результатов

Для оценки уровня знаний по всем разделам программы в ходе учебного процесса проводится текущий и итоговый контроль. Обе формы контроля осуществляются преподавателем дифференцированно по каждому пункту программы и по теме в виде контрольной работы, зачета.

В процессе изучения данного курса учащимися выполняется и оформляется альбом, в который включены индивидуальные задания по всем разделам и темам. По окончанию курса учащиеся защищают свою работу.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • правила оформления чертежа детали машинным способом;
  • последовательность выполнения чертежей средствами компьютерной графики.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять и редактировать графические примитивы на экране дисплея;
  • выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части, сопряжения) машинным способом;
  • читать и выполнять проекционные изображения, развертки простых геометрических тел и моделей, деталей на дисплее ЭВМ;
  • выполнять чертеж детали, используя виды, разрезы, сечения (машинным способом);
  • оформлять чертеж в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД и требованиями к чертежам, выполненным на ЭВМ;
  • осуществлять преобразование простой геометрической формы, изменять положение и ориентацию объекта в пространстве, отображать перечисленные преобразования на дисплее ЭВМ;
  • уметь создавать и редактировать изображение объемных объектов на экране дисплея.

Краткая структура спецкурса

Наименование разделов

Количество часов

10 класс

1

Компьютерное черчение на плоскости

6

2

Твердотельное моделирование

8

3

Передача информации о форме детали на чертежах посредством компьютерной графики

14

11 класс

4

Решение задач начертательной геометрии с использованием системы КОМПАС 3D LT

8

5

Отображение информации о сборочной единице средствами машинной графики

20

6

Обобщение знаний

2

Итого

58

Описание разделов программы

Раздел 1. Компьютерное черчение на плоскости

Цель: выработать умения и навыки выполнения и оформления двухмерных чертежей (в соответствии с ГОСТами ЕСКД) на базе системы КОМПАС-3D LT.

Задачи: обучить учащихся рациональным приемам работы с инструментами системы КОМПАС-3D; обучить учащихся самостоятельно выполнять чертежи в системе прямоугольных проекций.

Содержание: приемы работы с инструментами системы КОМПАС-3D. Геометрические построения. Чертеж плоской детали. Чертежи в системе прямоугольных проекций.

Раздел 2. Твердотельное моделирование

Цель: выработать умения и навыки твердотельного моделирования на базе графической системы КОМПАС-3D LT.

Задачи: обучить учащихся приемам работы в графическом редакторе объемных геометрических тел; развивать пространственное и техническое воображение.

Содержание: операции с трехмерными объектами. Создание сложных поверхностей с помощью кинематической операции (по сечениям). Кривая Безье и NURBS-кривая. Понятие о пространственных кривых. Аксонометрические проекции. Трехмерная компьютерная модель.

Раздел 3. Передача информации о форме детали на чертежах посредством компьютерной графики

Цель: выработать практические навыки выполнения чертежей деталей, содержащих сечения и разрезы, посредством компьютерной графики.

Задачи: обучить учащихся приемам выполнения разрезов, нанесения размеров, решения задач начертательной геометрии с использованием системы КОМПАС 3D LT.

Содержание: построение сечений и разрезов. Команда «Штриховка». Нанесение размеров на чертеже.

Раздел 4. Решение задач начертательной геометрии с использованием системы КОМПАС 3D LT

Цель: выработать практические навыки выполнения чертежей, содержащих пересечение геометрических тел плоскостью и их взаимное пересечение посредством компьютерной графики.

Задачи: обучить учащихся приемам решения задач начертательной геометрии с использованием системы КОМПАС 3D LT.

Содержание: решение задач начертательной геометрии.

Раздел 5. Отображение информации о сборочной единице средствами машинной графики

Цель: освоить процесс создания сборочного чертежа в системе КОМПАС 3D LT.

Задачи: обучить учащихся приемам изображения резьбы, создания сборочного чертежа на основе редактирования существующих изображений деталей с помощью команд редактирования и использования папки обмена (буфера обмена).

Содержание: изображение и обозначение резьбы. Чертежи резьбовых соединений. Понятие о фрагменте. Команда «Объединить в макрообъект». Использование буфера обмена для вставки фрагментов на разрабатываемый чертеж. Разрушение макрообъекта. Редактирование сплайнов. Заполнение спецификации в системе КОМПАС 3D LT. Деталирование многослойного сборочного чертежа в системе КОМПАС 3D LT.

Раздел 6. Обобщение знаний

Цель: обобщить знания, полученные при изучении курса.

Задачи: проверить практические навыки выполнения чертежей средствами машинной графики.

Содержание: защита практических работ, выполненных учащимися за период обучения

Средства обучения

  1. Компьютерный класс, оснащенный вычислительной техникой IBM PC AT.
  2. В состав программных средств должны входить:
    • операционная система MS Windows
    • программа КОМПАС 3D LT;
    • необходимые библиотеки для работы КОМПАС.
  3. Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся по разделам программы.

Литература, необходимая учителю

  1. Богуславский А.А. Электронное учебное пособие по КОМПАС-3D.
  2. Гончарова Н.Ю. Основы автоматизированного проектирования в системе Компас-3D LT. Учебно-методическое пособие. - Иркутск: ИПКРО, 2008.
  3. Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Инженерная графика. - М.: Высш. шк., 2007.
  4. Миронов Б.Г., Миронова Р.С. Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере. - М.: Высш. шк., 2008.
  5. Чекмарев А.А. Начертательная геометрия и черчение. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2011.

Литература, использованная при составлении программы

  1. Богуславский А.А. Электронное учебное пособие по КОМПАС-3D.
  2. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению к учебнику А.Д.Ботвинников и др. «Черчение. 7-8 классы». - М.: ООО «Издательство Астрель», 2015.
  3. Гончарова Н.Ю. Основы автоматизированного проектирования в системе Компас-3D LT. Учебно-методическое пособие. - Иркутск: ИПКРО, 2008.
  4. Романычева Э.Т. и др. Инженерная и компьютерная графика. - М. 2001.
  5. Степакова В.В. Программа по черчению для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.

Литература, используемая учащимися

  1. Богуславский А.А. Электронное учебное пособие по КОМПАС-3D.
  2. Коваленко В. Системы автоматизации проектирования вчера, сегодня, завтра. - М.: ИПМ РАН, 2007.
  3. 3. Романычева Э.Т. и др. Инженерная и компьютерная графика. - М. 2010.

Дидактический материал, разработанный учителем

  1. Разноуровневые карточки-задания.
  2. Графические упражнения (электронный вариант).
  3. Методические пособия.

Учебно-тематический план

Название разделов

Наименование тем.
Содержание учебного материала

Форма проведения занятия

Количество часов

10 класс

1

Компьютерное черчение на плоскости - 6 часов.

Правила безопасной работы с компьютером на занятиях спецкурса. Организация компьютерного «рабочего места». Введение в систему КОМПАС 3D LT. Терминологический словарь КОМПАС 3D LT.
Носители графической информации (точки, линии, условные знаки, цифры, буквы, тексты).
Инструментальная панель «Геометрия» в КОМПАС 3D LT. Объекты и строка параметров объекта в КОМПАС 3D LT. Расширение панели команд: «Отрезок», «Окружность», «Дуга», «Непрерывный ввод элементов». Отображение на экране дисплея различных типов линий. Редактирование графических объектов. Панель специального управления. Удаление объектов и отмена предыдущего действия. Ввод букв и цифр (текста), строка параметров текста.
Форматы. Настройка системы и новых документов в Компас 3D LT. Масштабирование изображений в системе Компас 3D LT.

Лекционно-практическое занятие.

2

2

Изучение формы геометрических тел с помощью управления изображением в КОМПАС 3D LT: «Увеличение масштаба», «Уменьшение масштаба», «Сдвиг», «Приблизить/отдалить», «Отображение» (каркас, без невидимых линий, невидимые линии тонкие, полутоновое, перспектива). Изменение текущей ориентации.

Лекционно-практическое занятие.

2

3

Построение графических объектов (прямоугольник, многоугольник). Команды операций редактирования объектов: «Сдвиг», «Поворот», «Симметрия», «Масштабирование», «Копия указанием», «Деформация», «Объединить в макроэлемент», «Разрушить макроэлемент».
Команды «Скругление», «Фаска». Комбинации клавиш для выполнения привязок. Строка параметров объектов и редактирование геометрических объектов. Построение эскизов.
Графическая работа «Чертеж плоской детали».

Лекционно-практическое занятие.

2

4

Твердотельное моделирование - 8 часов.

Операции с трехмерными объектами (преобразование формы, изменение положения в пространстве) и отображение их на проекционном чертеже. Библиотека файлов геометрических тел системы КОМПАС 3D LT. Создание простейших геометрических тел (параллелепипед, призма, сфера, конус, тор) с помощью операций «Выдавливание» и «Вращение». Редактирование эскиза заготовки детали с целью изменения формы объекта и взаимного расположения частей относительно друг друга. Моделирование формы предмета по заданным параметрам, условиям и функциональному назначению с последующим изображением полученной модели на плоскостях проекций (на экране дисплея).

Лекционно-практическое занятие.

2

5

Процесс создания сложных поверхностей с помощью кинематической операции (по сечениям). Понятие о кривой Безье и NURBS-кривой. Понятие о пространственных кривых.

Лекционно-практическое занятие.

2

6

Графическая работа «Трехмерная компьютерная модель».

Практическое занятие

4

7

Передача информации о форме детали на чертежах посредством компьютерной графики - 14 часов.

Построение разрезов и сечений с использованием системы КОМПАС 3D LT.
Штрихование замкнутой области на экране дисплея при выполнении разрезов и сечений (команда «Штриховка»).
Разрезы на аксонометрических изображениях деталей с использованием системы КОМПАС 3D LT.

Лекционно-практическое занятие.

2

8

Настройка параметров размеров в системе КОМПАС 3D LT. Инструментальная панель размеров. Нанесение линейного, диаметрального и радиального размеров на чертеже. Расширенная панель линейных размеров.
Графическая работа «Чертеж детали в трех видах».

Лекционно-практическое занятие.

2

9

Графическая работа «Сечения».

Практическое занятие

2

10

Графическая работа «Чертеж детали с необходимыми разрезами».

Практическое занятие

2

11

Графическая работа «Разрезы на аксонометрических проекциях».

Практическое занятие

2

12

Игровые упражнения для развития пространственного представления.

Практическое занятие

4

11 класс

13

Решение задач начертательной геометрии с использованием системы КОМПАС 3D LT - 8 часов.

Пересечение геометрических тел плоскостью. Взаимное пересечение тел.

Практическое занятие

8

14

Отображение информации о сборочной единице средствами машинной графики - 20 часов.

Условное изображение и обозначение резьбы. Использование команд «Ввод дуги» и «Эквидистанта» для обозначения резьбы. Чертежи резьбовых соединений (болтовые, винтовые).
Графическая работа «Чертежи резьбовых соединений».

Лекционно-практическое занятие.

4

15

Выполнение средствами машинной графики сборочных чертежей.
Изменение свойств графических объектов в системе КОМПАС 3D LT. Понятие о фрагменте. Создание фрагмента. Команда «Объединить в макрообъект». Использование папки обмена (буфера обмена) для вставки фрагментов на разрабатываемый чертеж. Разрушение макрообъекта. Редактирование сплайнов.

Лекционно-практическое занятие.

4

16

Создание сборочного чертежа на основе редактирования существующих изображений деталей с помощью команд редактирования.

Лекционно-практическое занятие.

4

17

Создание сборочного чертежа с помощью инженерной компьютерной графики (запись фрагмента в файл, вставка его в другой чертеж, разбиение на простые объекты и редактирование его в новом чертеже).
Заполнение спецификации в системе КОМПАС 3D LT.
Графическая работа «Сборочный чертеж».

Лекционно-практическое занятие.

4

18

Графическая работа «Деталирование».
Деталирование многослойного сборочного чертежа в системе КОМПАС 3D LT. Создание фрагментов каждой детали, сохранение их в виде отдельных файлов.

Лекционно-практическое занятие.

4

19

Обобщение знаний - 2 часа.

Защита альбома графических работ.

Практическое занятие

2

Итого по спецкурсу

58