Введение
Актуальность: Национальное возрождение в целом и возрождение любых традиций нации возможно лишь на основе возрождения прогрессивных народных традиций воспитания. На всем протяжении истории материнский язык, народное творчество, в частности фольклор, мифология, этническая символика, декоративно-прикладное искусство, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народами, их национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающего поколения лучшие человеческие качества. Они оказывают воздействие на мышление, нравственность человека.
Проблема: Народные традиции и обычаи несут в себе великую созидательную силу в деле формирования личности. Из возможных проблем, исследуемых в педагогическом аспекте народные знания в области воспитания аккумулируются в фольклоре, в традиционных занятиях, обычаях и традициях. Рассматривая их в них можно выявить систему воспитания в целом.
Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности [2; с. 128].
В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
1. Актуальность изучения народной культуры и традиций на уроках технологии
Воспитание школьников происходит не только через изучение общеобразовательных дисциплин, но и через приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, его культуре, традициям и обычаям.
Воспитание личности средствами народного художественного творчества дает возможность развить интерес обучающихся к народной культуре и искусству.
В современном мире большинство детей не интересуются историей и культурой и традициями своего народа. В связи с этим, возникла необходимость в приобщении обучающихся к народным истокам в искусстве и творчестве, создании условий для изучения народных традиций, ремесел, народного костюма. В рамках предмета «Технология» можно приобщить к народному искусству и получить трудовые навыки.
Изучение народных традиций в полной мере можно привнести во внеурочную деятельность.
Изучение народной культуры и традиций можно провести во всех модулях курса «Технология»:
- кулинария;
- создание изделий из текстильных и поделочных материалов;
- технология ведения дома;
- история народного костюма;
- творческие и проектные работы.
2. Условия формирования «патриотизма»
Одним из самых важных понятий патриотизма является:
- почитание места своего рождения и места постоянного проживания;
- любовь и забота о месте своего рождения и проживания;
- уважение местных традиций;
- преданность до конца своей жизни данной территориальной области;
- любовь, терпимость к своим землякам;
- уважение к своим предкам, память о родословной и корнях;
- уважение граждан всякой другой страны, не наносить ей тот или иной ущерб.
Патриотизм - глубоко индивидуальное, сокровенное чувство, находящееся в душе человека. Оно либо есть, либо его нет вовсе. О патриотизме судят не по словам, а по поступкам человека. Патриот тот, кого чтят другие, но, прежде всего, его соотечественники.
Настоящим патриотом можно считать человека, хорошо воспитанного, образованного, почитающего культуру и традиции своего народа, и воспитывающего в лучших традициях своих детей. В нашем современном мире нет важнее задачи, чем воспитание и формирование патриотизма в наших детях. Своей Родиной нужно гордиться, любить и развивать.
Формирование патриотизма начинается с семьи, продолжается в детском саду, и в школе. Задача учителя познакомить школьников с историей, традициями своей страны и своего народа.
Одним из способов воспитания патриотизма, является приобщение школьников к истокам народной культуры, традиции.
3. Приобщение школьников к народной культуре на уроках технологии
Наша Родина Якутия развивалась, и вместе с ней её культура. Образ народа саха широко и многогранно запечатлен в народном творчестве. Творчество народа саха не перестаёт восхищать и удивлять. Это величайшее достояние нашей национальной культуры, которое забывать нельзя.
Сегодня перед школой стоит очень сложная задача:
- воспитать культурную, творчески развитую личность, умеющую найти своё место в быстро развивающемся, изменяющемся мире.
- найти подходящие пути для воспитания и развития подрастающего поколения можно в народных традициях, этнопедагогике. На протяжении многих лет она близка и понятна каждому якутянину.
Учитель выступает проводником духовной сути народной художественной культуры. Он помогает раскрывать молодому поколению народное искусство и культуру
Практически во всех учебных дисциплинах, возможно, привнести компонент, изучающий народную культуру и искусство.
Одним из эффективных способов изучения культуры народа является декоративно-прикладное искусство. Оно возникло еще в первобытные времена.
На уроках технологии можно и нужно говорить о богатых геометрических орнаментах, украшавших одежду, о цветовой гамме, в которой наши предки выражали свои мысли и чувства, свою духовную связь с природой. При росписи по ткани, а также посуды, и других бытовых предметов обучать школьников разнообразию, смыслу рисунков.
Декоративно-прикладное искусство украшает наш быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Оно хранит хранит в себе традиции нашего народа, передаваемые из поколения в поколения.
Дети на уроках знакомятся с произведениями искусства, узнают, что выражают древние образы и символы.
В произведениях народного искусства широко отражаются люди, животные, растения. Поэтому особенно широко народ использовал орнамент. Так человек свои понятия о мире выражал с помощью условных знаков. А из этих знаков и элементов и выстраивался узор.
Гончарное ремесло в Якутии имеет свои глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня.
Одно из первых мест занимает гончарное искусство. Это щедро расписанная посуда, разного рода чорооны, кытыйа, шкатулки, настольная скульптура - фигурки зверей, сценки из народного быта, охоты и рыбалки. Цвета природы богато наполняют белый фон, подчёркивая его округлую форму.
Искусство резьбы по дереву, кости зародилось издревле. Мастера украшали удивительной резьбой. Каждый предмет - настоящее произведение искусства.
На резных изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки охоты, изображения богатырей и многое другое.
Народное шитье имеет свою нишу в культуре народа. На уроках технологии при работе с тканью нужно знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, давать понятие о вышивке, говорить об украшениях и нарядных отделках на одежде, о цветовом строе нитей, об узоре и его магическом смысле. Следует обращать внимание на то, что количество и насыщенность украшений зависела от назначения одежды и возраста её владелицы: повседневная, праздничная.
4. Организация учебной деятельности
Учебная деятельность - это особая форма активности личности, направленная на преодоление собственной некомпетентности, на саморазвитие и самосовершенствование. Деятельность учащихся в учебном процессе направлена на то, чтобы учиться, приобретать знания, умения, навыки, овладевать основами наук, искусства, культуры, вырабатывать прочные морально-мировоззренческие позиции, готовить себя к полезной деятельности в обществе.
В школе нужно создать определенные условия, для того, чтобы у учащихся возникло желание включиться в творческую и исследовательскую деятельность. Чтобы обучающиеся могли совершенствовать свои умения и навыки в декоративно-прикладном творчестве.
В педагогической практике нужно создать условия для вовлечения учащихся в учебную деятельность, использовать разнообразные формы, методы, средства обучения для повышения активности и самостоятельности учащихся.
Всякая истина, которую ребенок добыл своими усилиями, имеет очень большую познавательную ценность.
На уроках «Технологии», большее количество времени уделяется практической деятельности. По любому модулю курса ученик имеет право выбрать объект труда согласно своим индивидуальным склонностям, уровню обученности, творческим возможностям, проявленному интересу.
Отсюда можно сделать вывод, что успешность в выполнении практической работы - это поддержание интереса к дальнейшей учебной деятельности.
В начале обучения происходит знакомство с народными обрядами, затем - с особенностями народного костюма, далее осуществляется работа над творческими проектами.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и помогает каждому обучаемому раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал, свою технику, что, безусловно, оказывает благотворное влияние на дальнейшее обучение и будет способствовать осознанному выбору профессии.
5. Методы работы в изучении культуры своего народа
В образовательной области «Технология» под методом обучения понимается способ работы учителя и руководимых им учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формирование нравственных качеств, развитие мировоззрения.
В работе используются следующие методы:
- метод самостоятельной работы с источниками информации;
- наглядный метод (работа с различным дидактическим материалом);
- метод проектов;
- метод беседы;
- иллюстративный метод;
- групповые методы;
- демонстрация;
- использование информационных технологий обучения на уроке;
- диалогический метод;
- практические работы.
Опыт работы постоянно обновляется: применяются новые интерактивные методики обучения. Применяемые формы обучения совместно с познавательной, игровой, исследовательской деятельностью учащихся способствуют развитию мыслительной активности.
Обучающие и развивающие задачи должны иметь опережающий характер. Например, нужно найти информацию о народе, обычаях, костюмах, о видах ручного шитья, о еде, о промыслах. Придумать эскиз своего изделия для шитья, составить технологическую карту народного блюда и т.д.
Использование компьютерных технологий повышает интерес к предмету. Например, творческие проекты: «Национальные блюда народов Якутии», «Национальная одежда якутов», «Резьба по дереву и кости» и т.д.
Использование различных форм организации учебных занятий (комбинированный практический урок, урок-лекция, контрольно-проверочный урок, урок-виртуальное путешествие, теоретический урок, комбинированный урок, музейный урок, экскурсии, интегрированный урок) в сочетании с различными формами учебной работы учащихся (фронтальная, индивидуальная форма и работа по индивидуальному плану) способствует более тесному личностному контакту как между учителем и учащимися, так и внутри группы учащихся, что безусловно развивает интерес к учебной деятельности.
Использование интеграции позволяет обучающимся познакомиться с народными обрядами и традициями, узнать об их назначении (обрядовая, игровая, оберег)
Такой опыт работы можно осуществлять совместно с внеурочной деятельностью: проведение выставок, занятий внеурочной деятельности «Бисероплетение», «Интерьерная кукла в национальной одежде», «Сатабыл».
Средствами обучения на уроках выступают: раздаточный материал, наглядные, иллюстративные, собственные медиаресурсы, Интернет ресурсы, тестовые задания, демонстрационные и тренировочные задания, дидактическая игра, коллекция творческих работ обучающихся, экскурсии.
Учебную деятельность учащихся условно можно разделить на три основных вида:
- учебно-познавательную,
- практическую,
- контрольно- оценочную.
Наиболее используемая структура урока: 1) Организационный момент. 2) Повторение пройденного теоретического материала, вводный инструктаж. 3) Практическая работа. 4) Изложение нового материала. 5) Подведение итогов работы. Выставление отметок. 6) Домашнее задание. 7) Уборка помещения.
Или, например: 1) Организационный момент. 2) Мотивация учебной деятельности. 3) Проверка пройденного материала. 4) Демонстрация образца изделия. Сообщение нового материала. 5) Практическая работа по отработке приемов. 6) Подведение итогов. 7) Обобщение результатов. 8) Уборка рабочих мест.
Одной из главных форм контроля на уроках технологии является соблюдение правил поведения в кабинете и правил безопасного труда при выполнении практических работ. Применение самоконтроля по выявлению допущенных ошибок и причин их возникновения способствует повышению качества выполняемой работы
Заключение
Изучая основные направления, идеи, мысли и практику в области обучения культуры своего народа, мы пришли к следующим выводам.
Итак, в народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Педагогический опыт имеет преимущества по сравнению с традиционными методиками, так как в учебном процессе используются новые современные технологии, используются информационно-коммуникативные технологии.
За счет индивидуального подхода к каждому учащемуся, достигается высокий результат деятельности участников образовательного процесса.
Такая технология дает положительные результаты, способствует повышению интереса учащихся к предмету, к культуре своего родного края, своего народа. Развивает творческие и интеллектуальные способности, расширяет знания по культурологии и краеведению.
С помощью различных педагогических технологий, в том числе и компьютерных, форм и методов обучения на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся.
Таким образом, народная педагогика обогащается новыми современными технологиями. Сохраняется также и все старинное, традиционное - то, что оправдывает себя, служит развитию.
Использованная литература
- Батурина Г.И. Кузина Т.Ф. «Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе» Москва 2003 г.
- Ушинский К.Д. «Собрание сочинений» Т 2; Москва 1948 г.
Интернет-ресурсы:
- Матюшкин В.В. Большое внимание формированию культуры труда. Школа и производство, - М.: Школа - Пресс 1, 2002.
- Павлова М.Б., Питт Дж. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя. / Под ред. И.А.Сасовой. М.: Вентана-Граф, 2003.
- Пайков А.В. Дифференцированный подход в обучении технологии. Школа и производство, - М.: Школа - Пресс, 2001.
- Симоненко В.Д. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 класс (девочки). - М.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии, - М.: Народное образование, 1998.