Классный час – этический диалог с учащимися "Пусть душа останется чиста..."

Разделы: Классное руководство


Ход классного часа

I. Вывод учащихся на проблему

1. Приветствие детей

Добрый день! Я адресую это приветствие всем, собравшимся на сегодняшний классный час. И вы, ребята, поприветствуйте своих друзей-одноклассников, покажите им, что эта встреча для вас - большая радость и удовольствие! (Дети аплодируют друг другу)

Презентация

2. Деление на рабочие группы. Приём «Времена года»

Сегодня у нас не раз зайдёт речь о природе, об экологии, поэтому для работы мы сформируем 4 группы, разделившись по сезонам рождения: зима, весна, лето, осень.

3. Слово учителя. Вывод школьников на проблему

Взгляните на тему сегодняшнего этического диалога: «Пусть душа останется чиста…» Это строчка из стихотворения Н.Рубцова.

- А что такое душа? (Ответы учеников)

- Много мнений и попыток толкований. К какой книге стоит обратиться, чтобы проверить, правы ли мы? (К словарю)

Дежурный по словарю зачитывает толкование слова «душа» (Толковый словарь С.И.Ожегова)

  1. Внутренний, психический мир человека, его сознание. Радостно на душе. Мне это не по душе
  2. То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами. Добрая д. Низкая д.
  3. Сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. Бессмертная д. Думать о спасении души.

Обратите внимание: слово «душа» многозначно, но каким бы ни было значение, речь идёт о нашем внутреннем «я» - о нашем сознании, характере, бессмертном начале. Последнее толкование сопровождается примером: «думать о спасении души». Какая яркая и актуальная метафора!

- Что, по-вашему, значит это выражение? (В библейском смысле под спасением души речь идёт о выборе человека, будет он с Богом или будет без Него. Если ты принимаешь Бога, то спасаешь свою душу и наследуешь вечную жизнь в раю)

Но давайте рассмотрим это выражение в другом контексте.

- О спасении чего чаще всего говорят в наши дни учёные, волонтёры, общественные деятели? ( О спасении природы)

Все мы знаем, в каком критическом состоянии находится наша планета: разрушается озоновый слой Земли, тают ледники, иссякают полезные ископаемые, гибнут животные… Человек сам обрекает себя на гибель, не заботясь о природе. Появилась даже специальная наука о взаимодействии живых организмов и состоянии окружающей среды.

- Как называется эта наука? (Экология)

- За что борются экологи? (За сохранение и чистоту окружающего мира)

Люди борются за чистоту природы, зачастую забывая, что начинать с человека: с наведения порядка в его душе!

- Почему каждому из нас необходимо позаботиться о душе? (Только бездушный человек будет сознательно наносить вред окружающему миру. А по-доброму относиться ко всему живому вокруг может только тот, кто чист душой)

Цель нашей сегодняшней беседы - понять, что означает выражение «чистая душа»? О каких людях говорят: «У него чистая душа»? Что должен сделать каждый из нас, чтобы душа оставалась чиста при любых жизненных обстоятельствах?

II. Построение логической цепочки развития мысли

1. Работа с текстом

Я предлагаю вам послушать отрывок из литературного произведения.

«Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!» - «Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. - У меня вместо ноги деревяшка». - «А ногу куда девал?» - спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», - отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный - подымешь, - засмеялся мужик. - Тут тебе камердинеров 1 нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит - это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд!»

- Вспомните название и автора произведения. («Тёплый хлеб» К.Паустовского)

- Какую характеристику даёт автор хозяину дома? (Злой и крикливый)

- Как вы думаете, почему хозяин так поступил с солдатом-инвалидом? (Солдат всего лишь разбудил хозяина)

- Каких душевных качеств не хватает хозяину дома?

- Кто из героев сказки, как и этот мужик, совершил бездушный поступок? (Филька)

- Расскажите эту историю.

- Почему автор включает в произведение историю о бездушном поступке не только взрослого, но и ребёнка?

О чистоте своей души мы должны думать с детства, только тогда ребёнок может вырасти по-настоящему хорошим человеком. Но часто дети не задумываются об этом, что очень печально.

Давайте выясним, понимаете ли вы, какие качества и почему должен человек воспитывать в себе, а от каких избавляться, чтобы душа оставалась чиста.

2. Работа в группах

У поэта А. Дементьева в одном из стихотворений есть такая строчка: «Лишь бы озеро вашей души не мутилось…».

Давайте ненадолго представим себя экологами, но такими, что заботятся не только о чистоте природы, но и о чистоте своего внутреннего мира.

Перед вами конверты, в которых лежат карточки с названиями качеств человека. Представьте, что это «озеро души», которое вам необходимо очистить от всего дурного, грязного, оставив только то, что человек должен трепетно оберегать и воспитывать в себе.

Уберите карточки с названиями дурных качеств из «озера души», оставьте только те, которые считаете нужными.

После выполнения задания одна из групп зачитывает названия качеств, которые «загрязняют» нашу душу, другая группа рассказывает, какие качества свидетельствуют о чистоте души. Учащиеся объясняют, почему так считают.

(Слова для работы:

  • терпение, чуткость, ответственность, верность, отзывчивость, рассудительность, честность, скромность, требовательность к себе, искренность, доброжелательность, доброта, бескорыстие, щедрость, надёжность, справедливость, уважение к другим, милосердие, сострадание;
  • льстивость, раздражительность, безразличие, эгоистичность, грубость, бесцеремонность, хитрость, трусость, ехидство, завистливость, злость, безразличие, жестокость, жадность, корыстолюбие, лживость, равнодушие, мстительность)

III. Обращение к личности ребенка

1. Анализ ситуаций

Вы понимаете, какие качества можно назвать хорошими, а какие оскверняют нашу душу. Но часто, попадая в какую-то сложную ситуацию или в ситуацию выбора, человек, даже добрый и здравомыслящий, неожиданно (из-за стресса, растерянности, страха) принимает решение, которое пятнает его душу. Наше бездушие и наши лучшие душевные качества проявляются в поступках.

Предлагаю решить несколько нравственных задач. Ситуации, о которых пойдёт речь, взяты из нашей школьной жизни. Наблюдая за вами, я обратила внимание на случаи, когда ребята поступают с окружающими бездушно и несправедливо. Давайте попытаемся по-новому разрешить эти проблемы, не причиняя боли людям и не запятнав свою душу.

Ситуации - на слайдах презентации. Каждой группе предлагается разрешить одну из ситуаций.

Ситуация 1. Девочки готовили подарки своим одноклассникам к 23 февраля. Пересчитав собранные деньги, они не досчитались 5 рублей и стали обвинять в их краже одного из мальчиков. 5 рублей в конце перемены нашлись на полу под партой девочек. Девочки громко радовались, что пропажа нашлась, а на мальчика, которого обвиняли в воровстве, они даже не обратили внимания.

(Что испытал мальчик, обвинённый в воровстве? Каких душевных качеств не хватило девочкам, чтобы этой ситуации не возникло? Как можно было исправить ситуацию?)

Ситуация 2. На классном новогоднем вечере ребята решили сыграть в тайного Деда Мороза. Каждый должен был подготовить небольшой подарок кому-нибудь из одноклассников. Когда пришло время дарить подарки, то одного на месте не оказалось. Выяснилось, что один из ребят подарка не принёс, но всем сказал, что положил свой сюрприз для друга под ёлочку. Сам же он подарок получил и радовался ему.

(Какие чувства испытал человек, не получивший подарка? Как можно охарактеризовать поступок человека, который не принёс подарок другу? Какого душевного качества не хватает этому ученику? Как можно было исправить ситуацию?)

Ситуация 3. Ребята поссорились из-за пустяка и начали обзывать друг друга. Один из них решил, что это недостаточно обидно, и оскорбительно высказался о родителях оппонента. Дело закончилось потасовкой.

(Почему не допустимы слова оскорбления в адрес родителей ваших одноклассников? Каким предстаёт в глазах окружающих такой человек? Как можно было исправить ситуацию?)

Ситуация 4. Подруги поссорились в школе. Вечером в одной из социальных сетей появилась фотография девочки, участвовавшей в ссоре. Под фотографией были оскорбительные подписи. Многие факты говорили о том, что публикация выложена кем-то из одноклассников. С трудом родителям девочки удалось добиться, чтобы фото и подпись к нему были удалены администраторами группы.

(Какие чувства испытала девочка? Как можно охарактеризовать поступок одноклассников? Какие качества детей проявились в этой ситуации? Как можно было поступить, чтобы такой ситуации не возникло?)

- А что испытывали те ребята, которые совершали низкие, некрасивые поступки? Думаю, вряд ли кто-то из них был счастлив, рад или очень доволен собой. Уверена, камень на душе у них лежал, душа была неспокойна…

Пусть поздно, но мы нашли способ исправить свои ошибки. Оказывается, принять верное и мудрое решение во многих жизненных ситуациях вполне возможно, если делаете вы это от души, пытаясь сохранить её чистоту.

2. Видеопритча «Сердце в чистоте» https://yandex.ru/video/preview/11820430903212975899

- Кого, по мнению старца, можно назвать человеком с чистым сердцем? (Добрый, не видящий в людях плохого, любящий окружающих, не осуждающий их)

Многих конфликтов и недоразумений в отношениях можно избежать, если научиться видеть в окружающих хорошее, а не их недостатки.

IV. Кульминация занятия. Обращение к личности школьника, его жизненному и нравственному опыту

Работа с лэпбуком

Думаю, вы согласитесь со мной, что уже сейчас, в детстве, вам стоит задуматься о своём духовном мире, о воспитании в себе лучших душевных качеств.

Предлагаю вам подумать над вопросами, которые вы видите на разворотах лэпбука. Будьте, пожалуйста, самокритичны, покопайтесь в своей душе, найдите не только то, за что себя можно похвалить, но и то, за что вы себя осуждаете!

Запишите ответы на вопросы в соответствующих окнах:

  • Мои лучшие душевные качества
  • От чего дурного в себе мне нужно избавиться
  • Поступок, которым я горжусь
  • Поступок, которого я стыжусь
  • Продолжи синонимический ряд: чистая душа, добрая душа…

V. Резюме диалога как смысловое заключение

Вы, конечно, понимаете, что сегодняшний диалог о чистоте души - лишь начало длительной и трудоёмкой работы над собой, над своим внутренним «я». Думаю, каждый продолжит этот разговор наедине с самим собой.

Я очень надеюсь, что любой важный шаг или поступок вы будете сверять со своей совестью, чтобы ваша душа в любой жизненной ситуации оставалась чиста.

Список использованных источников

  1. Баранова Л.И. Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников [Электронный ресурс]. - Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [словарь]. - Москва: АСТ, 2018 - 132 с.
  3. Паустовский К.Г. Тёплый хлеб [текст]. - Москва: Малыш, 1974.
  4. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 классов [текст]: В помощь учителю: Ч.1. / А.И.Шемшурина. - Москва: Школа-пресс, 1998.
  5. Шемшурина А.И. Тезисы о диалоге [Электронный ресурс] - Установочный семинар для участников конкурса «Учитель года», 2009.
  6. Щуркова, Н.Е. Этика школьной жизни [текст] - Москва, 2000 - 192с.