Индивидуальное занятие с использованием нейропсихологических приемов с ребенком с умственной отсталостью «Автоматизация и дифференциация звуков Л–Р»

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: дети с умственной отсталостью


Цель: Автоматизировать и дифференцировать звуки Л-Р, используя нейропсихологические методы и приемы.

Задачи:

  • Развивать фонематический слух в процессе дифференциации звуков Л, Р.
  • Совершенствовать грамматический строй речи.
  • Совершенствовать связную речь в процессе автоматизации звуков Л, Р.
  • Развивать зрительное восприятие и зрительное внимание.

Материал:

  • символы звуков «Л» и «Р»;
  • бумажная снежинка для развития физиологического дыхания;
  • тренажер для развития межполушарного взаимодействия;
  • предметные картинки, сопровождающиеся позициями для рук для развития межполушарного взаимодействия;
  • разрезные предметные картинки для развития зрительного восприятия;
  • мяч;
  • картинки для закрепления предлогов в самостоятельной речи;
  • набор сюжетных картинок для составления рассказа;
  • таблица для развития зрительного внимания.

Ход урока

1. Послушай внимательно слова и определи, что у них общее (начинаются со звука Л)

- Как расположены губы, язык?

- Определи, какой последний звук в слове ШАР?

- Как расположены губы, язык?

- Какие два звука будем учиться различать? (Л и Р).

2. Артикуляционная гимнастика

Сначала потренируем наши губы и язычок (улыбка, дудочка, лопатка, чистим зубки, маляр, барабанщик)

- Дыхательная гимнастика: сдуй снежинку.

- Автоматизация звуков в слогах с использованием нейропсихологических приемов. Повторяй за мной слог и правильно выполняй движения руками.

- Автоматизация звуков в слогах с использованием нейропсихологических приемов.

Проходи дорожки двумя руками, повторяй правильно слоги.

- Развитие фонематического слуха. Определи, какой звук есть в словах.

- Автоматизация звука в словах с использованием нейропсихологических приемов.

Произнеси правильно слово и покажи движение.

- Развитие зрительного восприятия, автоматизация звуков в предложениях. Собери картинку и скажи, что ты собрал.

3. Физминутка

  • Упражнение для нормализации тонуса «Штанга».
  • Зрительная гимнастика.
  • Игра с мячом «Скажи про себя».

4. Закрепление предлогов в самостоятельной речи

Составь предложения про щенков.

- Совершенствование связной речи. Послушай рассказ по картинкам, а потом повтори сам:

Дети пошли на озеро. Там они сели в лодку. Стали быстро грести веслами. Потом доплыли до острова. Вышли из лодки. Погуляли по острову и поплыли обратно.

- Развитие зрительного внимания. Зачеркни буквы, обозначают звук Р и обведи буквы, которые обозначают звук Л.

5. Итог

- Какие звуки учились различать? Чем похожи? Чем оличаются?