Эффективность воспитания ребёнка зависит от того, насколько тесно взаимодействует школа и семья. В организации этого сотрудничества большая роль принадлежит классному руководителю. В основе этого сотрудничества должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
У школы и семьи одни задачи: вырастить нравственную личность. Задача педагога, особенно начальной школы - стать для родителей помощником.
Основная форма работы учителя с родителями - это классное родительское собрание. Собрания проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения детей, но и чтобы помочь в воспитании, в решении проблем, с которыми родители сталкиваются. Родители нуждаются в педагогическом просвещении, поэтому собрания должны быть консультациями, открытыми уроками. Но, чтобы не было пассивного слушания, можно предложить родителям в ходе диспута решить несколько педагогических ситуаций, применимых к данному классу. Можно предложить родителям рассказать о воспитании ребёнка в семье. Важен обмен мнениями по всем вопросам обучения и воспитания. Родители не должны бояться высказаться по насущным вопросам. Мой педагогический стаж - 44 года. И за годы своей работы я убедилась в том, что важен диалог учителя и родителей. Взаимодействие строится на основе единого поведения в воспитании. Но важно не только взаимодействие, но и сотрудничество, которое предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение. Учитель и родителя должны стать союзниками в процессе становления личности ребёнка.
На собраниях нужно просвещать родителей, тренировать в способах правильного общения с детьми. Некоторые родители не могут принять своего ребёнка такого, какой он есть, постоянно сравнивают его с кем-то. Принять ребёнка - значит проявлять к нему терпимость и стремиться понять его, помочь ему. Но здесь учитель подсказывает, что принять ребёнка, какой он есть - это не значит не работать над его развитием. Учитель должен правильно направлять родителей, вовремя сообщить, как нужно действовать.
Несмотря на важность форм взаимодействия, наличие условий для контакта, практика показывает, что учителя испытывают затруднения в общении с родителями. Именно учитель создаёт в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Учитель привлекает родителей к участию в жизни классного коллектива, формирует у них потребность в самообразовании. Родители совместно с учителем проводят праздники, сопровождают детей на экскурсии. При активной помощи родителей ученики овладевают правилами жизни в школьном коллективе. Вместе с родителями и детьми мы составляем правила нравственного поведения. Эти правила подводят учащихся к пониманию общих моральных норм, с помощью которых они должны строить своё поведение. Родители помогают усваивать эти правила на примерах поступков детей вне школы.
Дети всегда задаются вопросом, с кого брать пример. Мы можем много приводить примеров из литературных произведений, характеризовать героев, но прежде всего дети видят пример своих родителей. Я предлагаю родителям в целях диагностики различные тесты, которые помогают выявить ситуацию в семье, отношения между членами семьи.
На школьном дворе всегда гуляют дети после уроков. В это время там много родителей. Они наблюдают за детьми. Между ребятами возникают ссоры. Важно, чтобы родители помогали детям разрешать конфликты, недоразумения, учить договариваться друг с другом. Мне приходилось видеть ситуации, когда родители сами начинали ссориться на глазах у детей, и это только усугубляло конфликт. Здесь важна индивидуальная работа с родителями. Вместе мы обсуждаем, какие приёмы воздействия будут эффективны по отношению к тому или иному ребёнку.
Часто родители бывают недостаточно требовательны к детям дома, возникают разногласия по поводу воспитания между членами семьи. Иногда родители, боясь дурного влияния, изолируют своих детей от сверстников. Такие дети трудно сходятся с одноклассниками. Здесь классный руководитель работает и с учеником, и с родителями.
Там, где двери дома всегда открыты для детей, родители знают, чем живут их дети, знают друзей, приобретают доверие своего ребёнка. Здесь всегда можно направить дружбу в нужную сторону, вовремя сгладить возникшую негативную ситуацию. Увести сына или дочь от дурного влияния - это не обязательно непременно расстроить дружбу. Нужно вовремя заметить и правильно направить. Учитель подскажет, с кем и как общается ребёнок в школе, как взаимодействует с другими детьми. При необходимости постарается вовлечь ребят в дела другой группы товарищей.
Конфликтов с родителями нет там, где учитель и родитель смотрят в одну сторону, понимая, что занимаются одним делом. Успехов всем в очень непростом, но таком важном труде - быть учителем.