Влияние предметно-игровой среды на развитие детей дошкольного возраста 

Разделы: Профессия — педагог


Созданию предметно-игровой среды в современном ДОУ на сегодняшний день уделяется огромное внимание. Воспитатели стараются применять современные комбинации и основы воздействия предметно-игрового пространства, так как группа д/с для множества детей считается их вторым домом, где они находятся больше времени. В д/с дети играют, рисуют, лепят, кушают, спят, общаются с ровесниками и старшими. Подтверждено, тем что, в какой мере уютно оборудована предметно-игровая среда в группе, в зависимости какие показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, степень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Развивая предметно-игровую среду в ДОУ (в групповой комнате), нужно предусмотреть все без исключения аспекты воздействия на среду и развитие ребенка от яркого дизайна помещений вплоть до выбора игрового оборудования (игрушек). При оформлении группового помещения важно не забывать о влиянии цвета на психологическое и физическое самочувствие ребенка, по этой причине следует, для того, чтобы яркое оформление формирования в соответствии с законами цветовосприятия, с учетом назначения помещения, условий его разработки возраста детей. В оформлении детского помещения нужна не пестрота, а тональные различные цвета и фактуры при преобладании одной ведущей цветовой палитры. Нужно помнить, что смена цветоощущений проявляет, стимулирует и угнетающе воздействует. Необходимо чтобы цвет в интерьере ДОУ выполнял значительную роль, помогал дошкольникам, там самым, чтобы отыскать нужное место или зону в помещении [1].

Наиболее важное значение предметно-пространственная развивающая среда влияет на состояние здоровья дошкольников, как физическое, так и психологическое. По этой причине следует формировать предметно-пространственную среду, что поспособствовала самосохранению и укреплению здоровья воспитанников. В нормативных правовых актах, стабилизирующих работу в ДОУ прописаны требования к сохранению и развитию здоровья воспитанников. Предметно-развивающая среда составная часть развивающей среды дошкольного детства. Современный философский взгляд на предметно-развивающую среду предполагает понимание её как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В предмете запечатлён навык, познания, вкусы, способности и потребности множество поколений. Посредством через предмет дошкольник познает себя, свой индивидуум. Дошкольник обретает свою вторую жизнь в предметах подкультуры, в виде отношений социума друг с другом (А.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов). С этого, в каких-либо взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом перемен, совершающихся в среде, обуславливается динамика развития, высококачественных психологических процессов.

Педагогические возможности среды многоаспектен:

  • это и условия жизнедеятельности ребенка (В.С.Библер), формирование отношения к базисным ценностям, усвоение социального навыка, развитие жизненно необходимых качеств (Л.П.Буева, Н.В.Гусева);
  • это и способ информации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А.В.Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности. Следовательно, среда - это общественно культурная деятельность, образ жизни, область передачи и закрепления глубоко общесоциального навыка, культуры и подкультуры, развития творчества.

Среда формируется только лишь в следствии данной работы, а осваивание её субъектом воплощается при помощи эстетического, познавательного, оценочного и других видов отношений и взаимодействий. Воспитательно-образовательная система д/с содержит в себе и формирование обширных интересов и форм деятельности детей. Простые формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с подключением простых трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия согласно ознакомлению с окружающим явлениями природы ребенка и социума, разные формы эстетической деятельности, простые формы учебной деятельности согласно усвоение чтения, письма, арифметики и в конечном итоге, ролевая игра [2;65]. Развивающая предметная среда как система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития, подразумевает целостность общественных и предметных методов обеспечения различных видов деятельности детей. Данный эффективный способ формирования специфических детских видов деятельности в дошкольном детстве, имеет непреходящую ценность, в период жизни ребенка [3;23].

Предметный мир, воспринимаемый детьми, без исключения наиболее углубляется для него. В данный мир вступают предметы, с какими способен функционировать и функционирует непосредственно дошкольник, тем самым и др. окружающие вокруг него предметы. Предметно развивающая среда в любой возрастной группе д/с обязана обладать характерными признаками, а непосредственно: для третьего года жизни - это довольно огромное место для самореализации в быстром темпе детей среднего дошкольного возраста важно учесть интерес в игре с одногодками и особенность уединяться в старшей группе весьма немаловажно рекомендовать детям игры, психологические процессы развивающие такие как: восприятие, память, внимание и т.д. Согласно взросления детей предметно-развивающая среда обуславливается сперва лично педагогом с учетом заинтересованности детей младшего возраста, со средней группы формируется воспитателем совместно с детьми, старшие дети сами формируют и изменяют её с позиции детских интересов [4;87].

Литература

  1. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. - 2-е изд. - Волгоград: Учитель, 2014. - 16 с.
  2. Комарова О.А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями. - Справочник старшего воспитателя -№ 8. Просвещение, 2014. - 65 с
  3. Максимова Г.Ю. Предметно-пространственная среда в контексте отечественной педагогики развития. Актуальные проблемы педагогики: сборник научных трудов. - Владимир: ВГПУ, 2015. - 23 с.
  4. Епачинцева Н.Д. Организация развивающей среды в ДОУ. - Белгород: БГУ, 2014. - 87 с