Когда и с чего начинать обучение ребенка письму? Что влияет на освоение навыка письма? Давайте разбираться.
Специалисты выделяют три стороны формирования навыка письма:
- фонематическую - умение распознавать звуки, из которых состоит слово, и соотносить их с буквами, с помощью которых их можно зафиксировать на бумаге;
- графическую - умение правильно писать буквы, знаки, цифры;
- техническую - умение пользоваться ручкой, карандашом и другими приспособлениями.
Навык письма вырабатывается в три этапа:
- Первый - аналитический. Перед ребенком стоит задача вычленить, проанализировать и овладеть отдельными элементами действия (понять, как удобнее держать ручку, с какой силой нужно на нее нажимать, чтобы на бумаге появились буквы и т.д.).
- Второй - синтетический. Отдельные элементы (манипуляции) объединяются в одно сложное действие, каждый шаг обдумывается и контролируется.
- Третий - этап автоматизации. Ребенку уже не приходится задумываться, как написать ту или иную букву, как соединить буквы в слово, как их расположить на строчках. Его движения становятся более плавными, уверенными, быстрыми, не требуют больших усилий.
На подготовительном этапе ребенок должен научиться:
- правильно сидеть за столом (не сутулиться, ноги ставить ровно на пол, не зависать в нескольких сантиметрах от тетради);
- правильно держать карандаш или ручку (располагать пишущий инструмент на среднем пальце, не зажимать в кулаке или в щепоти, следить, чтобы конец смотрел в правое плечо);
- правильно класть тетрадь (чтобы уголок «смотрел» в середину живота);
- ориентироваться, где какая сторона тетрадного листа;
- без усилий фокусироваться на каком-то занятии.
Эти нехитрые навыки дети усваивают в возрасте трех-пяти лет.
Далее следует этап печатных букв (и к этому моменту ребенок уже должен быть знаком с алфавитом). Сначала малыша стоит научить писать палочки (вертикальные, горизонтальные, по диагонали), кружочки и полукруги, овалы. Набив руку на этих деталях, можно приступать к сборке. Начинают, как правило, с самых простых букв - О, С, П, Н, постепенно переходят к сложным - Ю, Ж, Ш и др.
- Показ. Ребенок должен понимать, с чего начинать писать ту или иную букву, как двигать рукой, как сделать закругление, как соединить буквы между собой, а затем из отдельных слогов составлять слово. Для этого ему необходим наглядный пример - как это делается. Учитель (или тот, кто выполняет функцию наставника) объясняет способы написания букв, слогов, слов и одновременно показывает - пишет на доске (если это школьный урок) или в тетради ученика (если это индивидуальное занятие).
- Копирование. Этот прием состоит в обведении образца букв, слогов, слов. Ученик тренируется делать правильные скругления, учитывать пропорции, выписывать детали (палочки, крючки) нужного размера и нужной формы. Злоупотреблять этим способом не рекомендуется, поскольку ребенок обводит образцы не особо задумываясь, не осознавая, что и зачем он делает.
- Списывание с образца. Если обведение образца тренирует двигательную память и при многократном повторении быстро утомляет, то списывание с предложенного примера задействует способность подражать, воспроизводить то, что перед глазами.
- Письмо в воздухе (или воображаемое письмо). Двигательные движения в памяти ребенка зафиксированы, теперь его задача - воспроизвести форму буквы, но не на бумаге, а в воздухе. При этом в работу включается анализатор, который помогает разложить буквы на детали или вспомнить, что их можно писать одним движением, безотрывно (например, буквы б и в)
- Тактирование (или письмо под счет, под такт). Помогает сделать движения более ритмичными, плавными, уверенными, увеличить скорость письма.
Есть еще один прием, который состоит в анализе ошибочного написания. Он хорош тем, что ученики сами должны найти ошибку, понять, в чем она заключается, и не допускать подобных промахов.
На какие упражнения для обучения детей письму стоит обратить внимание:
- упражнения, развивающие зрительное восприятие (определить предмет по его контурам, узнать недорисованный или перечеркнутый предмет, сложить мозаику);
- дидактические игры, цель которых - развить фонематическое восприятие (выбрать слова с одним и тем же звуком, цепочки слов, речевое лото);
- задания на развитие пространственного восприятия (пройти лабиринт, закрасить клеточки, «расшифровать» рисунок);
- упражнения, развивающие глазомер и мелкую моторику (игры с палочками);
- упражнения, помогающие снять напряжение с мышц плечевого пояса (физкультминутки