Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: развитие речи


Проблеме формирования правильной литературной речи немаловажное значение придавали мыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVІII-XIX вв. (Ж.Ж.Руссо, М.В.Ломоносов, В.Г.Белинский, Я.А.Каменский, К.Д.Ушинский). В их работах рассматривались вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.

Сухомлинский считал, что: Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии.

Речь - форма общения сложившаяся исторически в процессе деятельности людей. Речь выполняет ряд функций:

  • Обозначения - каждое слово, предположение имеют определенное содержание. Сообщения - передача сведений, знаний, опыта.
  • Выражения - обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т.п. Функции речи по-разному проявляются в различных ее видах.

Когда появляется контекстная речь, то она не вытесняет ситуативную речь, а уживается с ней. И взрослый, и ребёнок пользуются то одной, то другой речью в зависимости от того, что они хотят сказать. Контекстная речь связана с изучением письменной речи, которая является самой многословной, точной и развёрнутой формой речи. Из-за того, что в письменной речи отсутствует общеизвестная для собеседников ситуация, а так же мимика, жесты, которые характерны для устной речи, то в ней всё это приходится передавать словами.

Устной речью ребёнок овладевает в процессе общения с взрослыми, письменная же речь появляется в результате специального обучения. В начале обучения письму ребёнок больше задумывается не над тем, что он хочет высказать свою мысль, а над тем какими графическими знаками обозначить звуки, буквы, слова. Когда ребёнок овладеет этим на уровне автоматизма и у него выработан графический навык письма, тогда уже он может больше внимания уделять продумыванию смыслового содержания мысли.

Письменная речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры. Письменная речь используется не только для того, чтобы передать готовое сообщение, но и для того, чтобы уточнить собственную мысль. Поэтому письменная речь как работа над способом и формой высказывания имеет огромное значение и для формирования мышления.

Главным средством речевого развития учащихся и развития их письменной речи на уроках русского языка является сочинение. Сочинение по картине - это творчество, которое является самовыражением ученика. Оно развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь. Картина имеет большое значение в развитии речи, прежде всего благодаря своей конкретности, наглядности.

Роль картины в развитии мышления и речи учащихся в воспитании их эстетического вкуса придаёт особое значение в использовании картины для связной речи. Ходякова в своей книге «Живопись на уроках русского языка» упоминает К.Д.Ушинского как «страстного пропагандиста картины». Он считал, что картина играет огромную роль в развитии дара слова детей, стимулирует употребление определённой лексики и комментирует значение слов и выражений. Картина, стоящая перед глазами учащихся пробуждает их мысль, исправляет и дополняет её, если она ошибочна и не точна. Таким образом, картина является средством наглядности.

Наглядность - это средство в обучении и воспитании учащихся всех возрастов, причём, чем младше учащиеся, тем необходимее и важнее её использование.

В учебнике по педагогике Г.М.Коджаспировой выделяются следующие функции наглядности:

  • отражают многообразие конкретных явлений, предметов окружающего мира;
  • организуют восприятие и наблюдение учеником реальной действительности;
  • оказывают значительное влияние на сенсорную сферу школьника, развивают его наблюдательность, мышление, воображение;
  • стимулируют познавательную и творческую активность, помогают развитию интереса к учению;
  • способствуют обобщениям (аллегории или образы литературных героев, выраженные словом либо средствами театрального, изобразительного искусства, носители обобщенных идей);
  • повышают качество усвоения, оснащенность знаний, что ведет к их ясному и сознательному пониманию;
  • создаваемые наглядностью живые ассоциации надолго сохраняются в памяти;
  • с помощью наглядности отвлеченные понятия и абстракции заполняются конкретным содержанием.

Для психологии представляет интерес, место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т.д. При этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство психологов анализирует речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность.

В словаре-справочнике М.Р.Львова говорится, что в методике русского языка различают слуховую наглядность, которая используется при изучении фонетики, орфоэпии, интонаций, орфографии; и зрительную наглядность, играющую значительную роль при усвоении письма.

В.А.Сластёнин, обращает внимание на существование различных видов наглядности:

  • естественную (предметы объективной реальности и действия с ними),
  • экспериментальную (опыты, эксперименты),
  • объёмную (макеты, фигуры и т.п.), изобразительную (картины, фотографии, рисунки),
  • звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы),
  • звуковую (магнитофонные записи),
  • символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы),
  • словесную (образные словесные описания событий, фактов, действий) [42].

В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности: внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельности подробнее.

Речь внутренняя - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

Выделяют три основных типа внутренней речи:

а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях;

б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи:

в) внутреннее программирование, т.с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тема, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А.Н.Соколов; И.И.Жинкин и др.).

Открывая психологические основы развития речи учащихся Н.И.Жинкин писал, что если человек не представляет того предмета, о котором ему необходимо что-то сказать, то в таком случае речь состояться не сможет. Учащиеся часто не знают, на какую тему они могли бы что-нибудь рассказать, поэтому картина является для них не только средством наглядности, но и мотивом для содержания их высказывания.

Устная речь делится на диалогическую и монологическую.

  • Диалогическую речь - это речь поддерживаемая, имеющая собеседника. Она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предыдущие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги - прямые формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей.
  • Монологическую речь - длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.

Речь письменная - словесное общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях - типичными для письменной речи. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда - особая задача обучения письменной речью в начальной школе. Так как текст письменной речи может быть воспринят одновременно или большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

Картина, как средство наглядности развивает психические процессы: мышление, восприятие, внимание, воображение, а так же такое качество, как наблюдательность. Теперь рассмотрим эти понятия более подробно и узнаем, как именно происходит их развитие в младшем школьном возрасте.

Л.С.Выготский называл младший школьный возраст сензитивным для развития понятийного или теоретического мышления. Это означает, что благодаря учебной деятельности ребёнок учится мыслить научными понятиями, которые в подростковом возрасте станут основой мышления. Понятийное мышление развивается примерно в 3-4 классе. У первоклассников же всё ещё остаётся наглядно-действенное мышление или конкретно образное, как у дошкольников. Для такого мышления характерно представление детьми окружающего мира в виде конкретных образов, в связи с чем, им сложно принимать другую, отличающуюся от их представления, точку зрения.

Согласно положениям Л.С.Выготского, мышление в младшем школьном возрасте является системообразующим, которое способствует развитию всех психических познавательных процессов.

Восприятие - это процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Восприятие учащегося начальной школы из процесса узнавания, различения, основывающегося на очевидных признаках становится деятельностью наблюдения, которое изначально осуществляется под руководством учителя, а позднее становится самостоятельным. Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом.

Сочинение по картине развивает зрительное восприятие. Картина, воспринимаемая школьником при помощи зрения, помогает ему уйти от эгоцентрического восприятия мира и показать, что существует другое видение окружающей действительности, неизвестное маленькому человеку.

Зрительное восприятие влияет на органы чувств своими яркими изобразительными средствами, создаёт мотивацию к речевому действию, ориентирует высказывание обучаемых на адекватную передачу языковыми средствами содержания картины

Наблюдательность связана со вниманием. Иногда внимание объединяют с явлениями, обеспечивающими ясность и отчётливость восприятия.

Внимание - это концентрация и сосредоточенность на каком-нибудь объекте. Основные виды внимания - это произвольное и непроизвольное.

При написании сочинений по картине, картина является активным средством для развития любого внимания и наблюдательности. Ученикам необходимо всмотреться в неё, изучить её от начала до конца, чтобы отметить детали и разгадать замысел автора, а потом зафиксировать свои мысли. Вся эта деятельность невозможна и без воображения.

Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями человека, преобразует прошлое и настоящее за счет обобщения, соединения с чувствами, ощущениями, представлениями.

А.В.Карпов в своём учебнике по общей психологии выделяет 5 функций воображения:

  • целеполагание - будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого;
  • предвосхищение (антиципация) - моделирование будущего (положительных или отрицательных последствий, хода взаимодействия, содержания ситуации) за счет обобщения элементов прошлого опыта и установления причинно-следственных связей между его элементами; в воображении будущее рождается из прошлого;
  • комбинирование и планирование - создание образа желаемого будущего за счет соотнесения элементов восприятия и прошлого опыта с результатами аналитико-синтетической деятельности рассудка;
  • замещение действительности - человек может быть лишен возможности реально действовать или находиться в определенной ситуации, тогда силой своего воображения он переносится туда, совершает действия в своем воображении, замещая тем самым реальную действительность воображаемой;
  • проникновение во внутренний мир другого человека - на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

В учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые активизируют его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие перестройки предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - не то ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, картины, схемы, макеты, знаки, графические образы и др.

Все эти функции воображения участвуют при написании сочинения по картине. Когда младший школьник внимательно рассмотрел картину, он уже знает, что он будет описывать, т.е. он знает будущий итог своей деятельности, но пока ещё этот итог находится в сознании в виде образов. Функция замещения действительности в восприятии картины играет существенную роль, потому что младшие школьники из-за своего образного мышления и бурного воображения, способны сразу же переместиться в ту ситуацию, которая содержится в картине.

Воображение и творчество тесно связаны между собой, причём не воображение является толчком для творчества, а совсем наоборот, процесс творческой деятельности формирует воображение.

Сочинение - это самостоятельная творческая письменная работа, поэтому сочинение является средством творческого воображения. Все образы картины, созданные в процессе воображения, должны быть зафиксированы графически, при этом связно, грамотно и логически последовательно.

Сочинение по картине является наиболее действенным средством развития речи младших школьников. Оно раскрывает творческие возможности каждого ученика и приобщает его к культуре. Работа с картиной развивает мышление, внимание, наблюдательность ученика, эстетический вкус, способствует формированию у обучающихся коммуникативно-речевых умений. Картина создаёт основу для сознательного изучения словом, подкрепляет и уточняет слово, употреблённое учащимися для выражения своей мысли.

Для школы большое значение имеет правильность речи, то есть соответствие литературной норме. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований.

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:

  • она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;
  • в нём точно передано содержание высказываний;
  • в нём учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи.

Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения написания сочинения по картине. Возникает вопрос: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении основная роль принадлежит понятиям, в котором обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку. К.Д.Ушинский говорил, что «развивать в детях дар слова - значит почти то же самое, что и развивать в них логичность мышления»

Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жинкин писал: «Речь - это канал развития интеллект… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Знания, факты, то есть информация, - материал мышления».