«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Дошкольный возраст - это основной возраст развития когнитивных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается наглядно и продуктивно - это позволяет ребенку установить связь между объектами и их свойствами: воображение - одно из основных новообразований дошкольного возраста. Воображение позволяет ребенку спроектировать и создать что-то новое, оригинальное, чего раньше не было в его опыте.
Дошкольное детство является чрезвычайно ответственным в становлении познавательных черт характера.
Экспериментирование - это самая доступная и интересная форма поисковой деятельности. В ходе эксперимента приобретенные знания базируется на живом интересе, любознательности и проводятся без заучивания, запоминания и повторения правил в увлекательной форме.
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Структура и этапы экспериментальной деятельности
Структура детского экспериментирования включает следующие компоненты:
- постановка проблемы, которую предстоит решить путем проведения опыта;
- выдвижение гипотезы - предположения о том, к какому результату может привести эксперимент;
- проведение опытов;
- наблюдение за происходящими изменениями и фиксация результатов;
- формулировка выводов на основе полученных фактов.
Соответственно, можно выделить следующие этапы экспериментальной деятельности:
- мотивационный этап - постановка проблемы, которую предстоит решить;
- ориентировочный этап - выдвижение гипотезы, обсуждение возможного результата;
- деятельностный этап - непосредственное проведение эксперимента;
- рефлексивный этап - обсуждение результатов, формулирование выводов.
Последовательное прохождение всех этапов экспериментальной деятельности обеспечивает ее результативность для интеллектуального и личностного развития ребенка-дошкольника при организации детского экспериментирования в детском саду.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - это опыты. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, выбирают способы решения познавательной задачи.
Проведение опытов - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников, помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?" и «почему?".
Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого создаются специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. С данной задачей поможет справиться центр экспериментирования в группе, чтобы воспитанники в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
Требования безопасности перед началом опытов и/или экспериментов:
- Внимательно изучить содержание и порядок проведения эксперимента, опыта, а также безопасные приемы его выполнения.
- Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
- Проветрить помещение, в котором будут проводиться опыты и/или эксперименты.
- Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов, убедиться, что отсутствуют лабораторная посуда и приборы из стекла.
- Проверить правильность расстановки детской мебели в групповой комнате.
- Перед проведением опытов и/или экспериментов, перед перемещением из одного помещения в другое, напоминать детям правила безопасного поведения.
- Перед началом проведения опытов и экспериментов необходимо провести с воспитанниками беседу по правилам организации опытов и/или экспериментов, безопасного использования оборудования и материалов опытов/экспериментов.
Требования безопасности во время проведения опытов и/или экспериментов:
- Обеспечить безопасное проведение эксперимента, опыта для жизни и здоровья детей.
- Размещать воспитанников за столы в соответствии с антропометрическими данными. Мебель должна быть промаркирована.
- Запрещено оставлять детей в помещениях без присмотра взрослых.
- При проведении опытов и/или экспериментов необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный познавательный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
- Во время проведения опытов и/или экспериментов, перемещения из одного помещения в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения.
- В работе использовать только исправные технические средства обучения: магнитофон, телевизор, проектор и др.
- Длительность просмотра познавательных фильмов должна составлять:
- не более 15 минут для детей 6-7 лет, при использовании персонального компьютера;
- не более 15 минут для детей 6-7 лет, при использовании ноутбука;
- не более 10 минут для детей 6-7 лет при использовании планшета.
- Соблюдать нормы и правила охраны жизни и здоровья детей во время экспериментов, опытов: соблюдать режим дня, расписание, длительность опыта, физическую и психологическую нагрузку и др.
- Необходимо исключить ситуации травмирования одним ребенком другого путем рациональной организации детской деятельности.
- Отслеживать выполнение указаний воспитателя детьми при проведении экспериментальной деятельности требующей особой осторожности, не позволять детям выполнять самостоятельно работы, несущие в своем содержании особую опасность.
Требования безопасности по окончании экспериментальной деятельности:
- По окончании работы следует привести в порядок свое рабочее место и рабочие места воспитанников.
- Выключить демонстрационные, электрические приборы - проектор, телевизор и проч.
- Убрать документацию, пособия, оборудование, использованное во время опытов в специально предназначенные места.
- Тщательно вымыть руки с мылом.
Таким образом, анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод о том, что специально организованная исследовательская деятельность в детском саду позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а воспитателю, сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.