Детское экспериментирование как развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский

Дошкольный возраст - это основной возраст развития когнитивных процессов ребенка. Мышление дошкольника развивается наглядно и продуктивно - это позволяет ребенку установить связь между объектами и их свойствами: воображение - одно из основных новообразований дошкольного возраста. Воображение позволяет ребенку спроектировать и создать что-то новое, оригинальное, чего раньше не было в его опыте.

Дошкольное детство является чрезвычайно ответственным в становлении познавательных черт характера.

Экспериментирование - это самая доступная и интересная форма поисковой деятельности. В ходе эксперимента приобретенные знания базируется на живом интересе, любознательности и проводятся без заучивания, запоминания и повторения правил в увлекательной форме.

Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.

Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Структура и этапы экспериментальной деятельности

Структура детского экспериментирования включает следующие компоненты:

  • постановка проблемы, которую предстоит решить путем проведения опыта;
  • выдвижение гипотезы - предположения о том, к какому результату может привести эксперимент;
  • проведение опытов;
  • наблюдение за происходящими изменениями и фиксация результатов;
  • формулировка выводов на основе полученных фактов.

Соответственно, можно выделить следующие этапы экспериментальной деятельности:

  1. мотивационный этап - постановка проблемы, которую предстоит решить;
  2. ориентировочный этап - выдвижение гипотезы, обсуждение возможного результата;
  3. деятельностный этап - непосредственное проведение эксперимента;
  4. рефлексивный этап - обсуждение результатов, формулирование выводов.

Последовательное прохождение всех этапов экспериментальной деятельности обеспечивает ее результативность для интеллектуального и личностного развития ребенка-дошкольника при организации детского экспериментирования в детском саду.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности - это опыты. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически естественным способом познания мира. Важно, чтобы каждый ребёнок проводил собственные опыты. Ребёнок должен всё делать сам, а не быть в роли наблюдателя. Какими бы не были интересными действия педагога, ребёнок быстро устаёт наблюдать за ними. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты, выбирают способы решения познавательной задачи.

Проведение опытов - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников, помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?" и «почему?".

Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого создаются специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. С данной задачей поможет справиться центр экспериментирования в группе, чтобы воспитанники в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)

Требования безопасности перед началом опытов и/или экспериментов:

  1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения эксперимента, опыта, а также безопасные приемы его выполнения.
  2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
  3. Проветрить помещение, в котором будут проводиться опыты и/или эксперименты.
  4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов, убедиться, что отсутствуют лабораторная посуда и приборы из стекла.
  5. Проверить правильность расстановки детской мебели в групповой комнате.
  6. Перед проведением опытов и/или экспериментов, перед перемещением из одного помещения в другое, напоминать детям правила безопасного поведения.
  7. Перед началом проведения опытов и экспериментов необходимо провести с воспитанниками беседу по правилам организации опытов и/или экспериментов, безопасного использования оборудования и материалов опытов/экспериментов.

Требования безопасности во время проведения опытов и/или экспериментов:

  1. Обеспечить безопасное проведение эксперимента, опыта для жизни и здоровья детей.
  2. Размещать воспитанников за столы в соответствии с антропометрическими данными. Мебель должна быть промаркирована.
  3. Запрещено оставлять детей в помещениях без присмотра взрослых.
  4. При проведении опытов и/или экспериментов необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный познавательный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.
  5. Во время проведения опытов и/или экспериментов, перемещения из одного помещения в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения.
  6. В работе использовать только исправные технические средства обучения: магнитофон, телевизор, проектор и др.
  7. Длительность просмотра познавательных фильмов должна составлять:
    • не более 15 минут для детей 6-7 лет, при использовании персонального компьютера;
    • не более 15 минут для детей 6-7 лет, при использовании ноутбука;
    • не более 10 минут для детей 6-7 лет при использовании планшета.
  8. Соблюдать нормы и правила охраны жизни и здоровья детей во время экспериментов, опытов: соблюдать режим дня, расписание, длительность опыта, физическую и психологическую нагрузку и др.
  9. Необходимо исключить ситуации травмирования одним ребенком другого путем рациональной организации детской деятельности.
  10. Отслеживать выполнение указаний воспитателя детьми при проведении экспериментальной деятельности требующей особой осторожности, не позволять детям выполнять самостоятельно работы, несущие в своем содержании особую опасность.

Требования безопасности по окончании экспериментальной деятельности:

  1. По окончании работы следует привести в порядок свое рабочее место и рабочие места воспитанников.
  2. Выключить демонстрационные, электрические приборы - проектор, телевизор и проч.
  3. Убрать документацию, пособия, оборудование, использованное во время опытов в специально предназначенные места.
  4. Тщательно вымыть руки с мылом.

Таким образом, анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод о том, что специально организованная исследовательская деятельность в детском саду позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а воспитателю, сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.