На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувств, в системе эмоциональных образов. Ещё древние люди использовали ритмичные движения для общения с окружающим миром. Отношение к танцу трансформировалось вместе с изменением социального строя и условий жизни.
В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
Данный вид искусства предполагает выражение чувств и переосмысление действительности без использования речи. На первый план выходят движения, мимика, жесты.
В учреждении дополнительного образования хореография изучается как предмет, расширяющий возможности гармонического развития личности. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление воспитанников с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с жизненным укладом народов; с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодии.
Десятки тысяч детей принимают участие в работе хореографических объединений. Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию воспитанники приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства.
Руководитель танцевального объединения - это педагог, имеющий профессиональное хореографическое образование, воспитатель и организатор. Его пояснения должны быть простыми и доступными. Руководитель должен быть требовательным к себе, ведь каждое его слово, интонация, внешний вид, манера одеваться, двигаться, разговаривать имеет большое значение.
Доброжелательная обстановка во время занятий - залог творческого успеха в коллективе.
Большое значение в хореографической работе с детьми имеет хорошо организованное и интересно проведенное занятие. Обстановка, в которой обучающиеся начинает работу на занятии в значительной степени определяет его дальнейшее поведение.
Пунктуальность начала занятий, привычка к тишине, при которой должны проходить занятия, исключает мысль о шалостях или каком-либо нарушении дисциплины.
Любое занятие начинается с того, что детей приветливо встречает педагог. Дети друг за другом и под музыку марша заводят в зал. Построив детей полукругом, руководитель здоровается с ними. Чётко и громко озвучивает тему занятия, отмечает в журнале присутствующих. После этого приступают к занятию.
Задача педагога состоит в том, чтобы сплотить детей в единый коллектив, привить им любовь к танцу. Цель педагога-хореографа - выявление, раскрытие и развитие хореографических способностей каждого воспитанника.
На занятиях необходимо стремиться к тому, чтобы движения детей были осмысленными, чтобы дети создавали определенный образ в исполняемом им танце. Дети должны понять, что только в результате старательных тренировок можно достичь успеха.
В процессе подготовки исполнителя, важным является формирование его двигательного аппарата. Немаловажным является развитие актерских способностей, освоение характера и манеры исполнения движений, чтобы в дальнейшем легко, без напряжения передавать на сцене яркую палитру того или иного танца.
Соблюдать принцип «от простого к сложному», учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, принцип индивидуального подхода.
Большое внимание следует уделять работе руководителя во время исполнения каждого движения. Над этим нужно настойчиво работать и вырабатывать у детей привычку не пропускать занятия. Только так можно достичь артистичности исполнения движений.
Очень мотивирует детей младшего возраста посещение занятий старших групп, совместные творческие концерты, творческие отчеты перед родителями. Это все это является залогом заинтересованности детей.
Очень полезно привлекать детей старшей группы подтянуть участников младшего возраста. Или отработать с ними те или иные движения.
Для детей, отстающих и особо талантливых планируются индивидуальные занятия.
Очень важно настроить родителей к тому, чтобы следить за посещением детей, следили за их успехами. Привлекать к активной помощи руководителю.
Эффективность влияния занятий хореографией на разностороннее развитие ребенка может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и разработанных в процессе исследования.
Занятия хореографическим искусством оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, которые недостаточно развиваются на других видах творческой деятельности: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие.
Занятия хореографией вызывают интерес и эмоциональный подъем. Танец гармонизирует развитие ребенка, оказывает влиянии на духовное и нравственное воспитание, предоставляя возможность для взаимовлияния, взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.
Когда любой человек, будь он ребёнок или взрослый, развивается в танцах, все его недостатки постепенно становятся достоинствами. Рано или поздно, но становятся.